Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

06.01.2023 13:25 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 22.12.2022 г.

Волховская земля

"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". В.М. Максимов. Холст. Масло. 1875 г.

Колдун и художник. Продолжаем публиковать материалы книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.

Колдун жил в деревне Казарево. Он неожиданно появлялся в крестьянских дворах, молча их обходил, иногда доставал пучок какой-то пахучей травы, зажигал его и дымом изгонял злых духов. Крестьяне пугливо совали ему в котомку куски хлеба и терпеливо ждали, когда незваный гость покинет двор. Его боялись и не любили.

Человек с пронизывающим взглядом, заострённым носом и большой нечёсаной бородой, с неизменное котомкой через плечо нередко приходил в Кикино, Дубовики, Вельцы. Заходил он и в Чернавино, и в Лопино, где впервые увидел его художник Василий Максимов. Колдун поразил его. Родился замысел картины.

В1875 году после огромного душевного напряжения и трудной работы Василий Максимович Максимов завершил картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Она принесла ему всеобщее признание. П.М. Третьяков приобрёл её для своей галереи. Сейчас картина В.М. Максимова выставлена в Третьяковской галерее в Москве. Колдун на ней – не вымысел художника, а реальный человек. В 1878 году в Порожской волости начался мор скота. Крестьяне обвинили во всём колдуна. Жандармам был дан приказ изловить его и доставить в участок. Но колдун исчез. Его видели в Дубовиках, затем в Вельцах, в Заречье. Он либо навсегда покинул родные места, либо был убит крестьянами, боявшимися, что и на их животину колдун напустит мор.

А картина с образом этого человека осталась. До последних дней своей жизни академик живописи, художник Товарищества передвижников, многолетний член его правления Василий Максимович Максимов гордился этой картиной. Ему, крестьянскому сыну, были дороги и близки образы созданного им произведения.

В.М. Максимов родился в 1844 году в деревне Лопино Новоладожского уезда, которая находилась как раз напротив Старой Ладоги. У него рано умер отец, мать умерла, когда мальчику едва исполнилось десять лет. Незадолго до своей смерти она отдала сына в монастырскую школу, чтобы он впоследствии стал послушником.

Василий Максимов несколько лет жил в Никольском мужском монастыре в Старой Ладоге, где встретился с писателем Алексеем Поликарповичем Бочковым, принявшим постриг и ставшим иеромонахом, и другим известным человеком Александром Павловичем Башуцким. Они и обратили внимание на страсть мальчика к рисованию, посоветовали ему ехать в Петербург, чтобы серьёзно заняться живописью.

В 1855 году старший брат отвёз Максимова в столицу и отдал его в учение в иконописную мастерскую В.М. Пешехонова. По заключённому с хозяином контракту мальчик должен был отработать у него семь лет, причём первые два года бесплатно.

Делать было нечего. Страсть учиться рисованию делала ученика покладистым. Но его надежды не оправдались: Василия Максимова заставляли тереть краски, мыть кисти, убирать посуда, мыть полы, быть на побегушках у хозяина, мастеровых, а особенно у хозяйки. Но никто не собирался обучать его рисованию. В мастерской царил произвол. Василия за любую провинность секли розгами. Максимов убежал из мастерской Пешехонова и нашёл нового хозяина – иконописца К.А. Ярыгина.

Ярыгин заключил с Максимовым контракт на пять лет. Он обещал через два года отпустить Василия в рисовальную школу и платить за его обучение.

На второй год работы у Ярыгина Максимов поступил в рисовальную школу при Технологическом институте, куда был принят по представленным рисункам сразу в третий класс. К концу своего ученичества у Ярыгина начинающий художник самостоятельно выполнял заказы на написание икон, а чтобы скопить денег на одежду и приготовиться к поступлению в Академию художеств, удачно написал портреты местных лабазников.

В январе 1863 года В.М. Максимов поступил вольнослушателем в головной класс Академии художеств. Зарабатывая на кусок хлеба писанием икон и вывесок, Максимов в то же время не пропускал ни одного занятия. Успехи его были поразительны. В мае способного ученика перевели из головного класса в фигурный, а в декабре – в натурный. Вскоре Максимов приобрёл известность в Академии, представив на суд зрителей картину «Больное дитя».эту картину он написал в своей деревне во время летних каникул. Академия присудила ей золотую медаль «за экспрессию».

Шестидесятые годы были полны общественного возбуждения и волнующих событий, связанных с отменой крепостного права, проведением земельной реформы. В 1862 году был арестован Н.Г. Чернышевский, в 1864 году его сослали в Сибирь на каторгу. В 1863 году было потоплено в крови польское восстание, выступавшее под национально-освободительными знамёнами. В столице волновалось студенчество, усилилась цензура.

В 1863 году тринадцать выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским заявили протест против заданной им академической программы и демонстративно вышли из её стен. В этом же году был опубликован роман Чернышевского «Что делать?», которым зачитывалась молодёжь. В нём она видела программу действий.

Крамской с друзьями, увлечённый демократическими настроениями, организовал артель – своеобразную коммуну, где жили и работали вместе, как одна семья. По примеру этой артели в 1864 году возникла другая художественная артель-коммуна, душой которой был Максимов. В неё входили А.А. Киселёв, А.Н. Шурыгин, Н.А. Кошелев и другие.

К концу учёбы в академии у В.М. Максимова сложилось твёрдое убеждение — всю жизнь посвятить служению народу. После окончания учёбы в 1866 году Максимов со званием классного художника уехал в свою деревню, чтобы всецело посвятить себя изображению крестьян.

Им написано немало замечательных картин. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел», «Аукцион за недоимки», «Больной мужик», «Всё в прошлом» и другие поставили его в один ряд с выдающимися художниками второй половины XIX века.

Жил В.М. Максимов бедно: небольшой дом, участок земли составляли всё его «имение» в Лопино. Даже на пике своей славы в 1870-1880-е годы художник не переставал нуждаться. Обременённый семьёй, униженный безденежьем, он покорился судьбе. С 1907 года больной и усталый Максимов уже не мог работать. С истинно крестьянским смирением он встретил свой конец.

В.М. Максимов умер в ночь на 18 ноября (1 декабря по старому стилю) 1911 года в одной из петербургских больниц. Ему, умирающему, казалось, что пронзительный взгляд колдуна заглядывает ему в душу. Совесть художника была чиста. Он ушёл в возрасте 67 лет. Гроб с телом художника привезли на поезде на станцию Званка, где погрузили на крестьянскую телегу. В Старой Ладоге надо было переправляться через Волхов. Лёд был тонкий, но крестьяне с риском для жизни переправили прах своего художника на другой берег. После трогательного прощания его предали земле на Васильевском погосте в версте от дома.

Академик живописи В.М. Максимов похоронен на родной земле, которую он так страстно любил. На его могиле установлен скромный памятник, который напоминает нам о выдающемся сыне волховской земли.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.