Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.03.2023 09:23 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 10.03.2023 г.

Волховская земля

Продолжаем публиковать материалы книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.

Продолжение. Начало в №№ 39-41, 43- 45, 48-50, 52 за 2022 год и №1,2,3 за 2023 год.

Стране нужна бумага

В день торжественного пуска Сясьского целлюлозно-бумажного завода все ленинградские газеты печатались на бумаге из отечественного сырья. О значении этого события в ноябре 1928 года лучше всех написала газета «Ленинградская правда»: «Сегодня пущен в строй Сясьский целлюлозный завод. Бумажная промышленность нашей страны ознаменовала одиннадцатую годовщину Октября крупнейшим достижением. Сясь – не только самый большой целлюлозный завод в Советском Союзе, но и один из крупнейших в Европе. Пуск его освобождает страну от утечки за границу 6,5 миллиона рублей валюты. Он освобождает нас от зависимости в полуфабрикатах.

Для нашей Ленинградской области, дающей почти 40 процентов общесоюзной продукции бумаги и бумажных изделий, Сясьский завод имеет особо важное значение, ибо наша бумажная промышленность питалась в основном привозной целлюлозой.

Сясьский завод оборудован по последнему слову техники. Шесть варочных котлов, ёмкостью 280 кубометров каждый, дают производительность такую же, как действующие в настоящее время 27 варочных котлов центрального целлюлозно-бумажного треста – 132 тонны в одну варку.

Вовлечением в работу новых кадров постоянных рабочих – 900 человек и 8 тысяч рабочих – крестьян, лесорубов, сплавщиков, обслуживающих завод, — укрепляется связь между промышленностью и сельским хозяйством. Для нашего лесного хозяйства Сясь будет играть не последнюю роль.

Постройке завода мы всецело обязаны самоотверженной, дружной работе коллектива, встречавшей активную поддержку и со стороны всех партийных, профессиональных и хозяйственных органов. Это внимание, оказанное строительству, явилось необходимым залогом нашего успеха. Мы уверены, что Сясьский завод станет образцом в стране, даст лучшую и самую дешёвую продукцию».

…В 1925 году в том самом месте, где сегодня стоит Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, смотрела окнами на мир маленькая убогая деревня Носок. Семь крестьянских изб, своя тихая, в вечных заботах жизнь. Мимо окон текла неторопливая Валгомка, по-фински Валгома. Речка так себе – неширокая и неглубокая, 53 километра длиной. В переводе с карело-финского означает «гавань», «пристань». Здесь, в деревне Носок, она издревле впадала в Сясь, которая в названии имеет вепсские корни – «сясьски» в переводе «комар». Вот на этих берегах, где младшая сестра становится единым целым со старшей, и началось строительство первого и самого большого в Советском Союзе целлюлозного завода. Начиналось всё очень трудно. Страна задыхалась без своей целлюлозы. Не хватало сырья для производства бумаги, чтобы печатать учебники, художественные книги, тетради, политическую литературу. Газеты постоянно испытывали бумажный голод. Решили строить, чтобы не платить валюту западным поставщикам.

Расчёты показывали, что завод очень быстро окупит все затраты, даст возможность уйти от западной зависимости. Были противники строительства, которые считали, что Сясь – это глушь, болота, бесперспективность, что не удастся набрать достаточно рабочей силы, чтобы в очень короткие сроки построить современное предприятие.

23 февраля 1925 года президиум Ленинградского областного Совета народного хозяйства рассмотрел проект строительства целлюлозно-бумажного комбината и признал его целесообразным. Весной того же года на берега Валгомы и Сяси пришли первые 200 строителей: началось возведение домов для инженеров, техников и рядовых строителей. Землекопы принялись за рытьё котлована под основной варочный цех.

Через несколько месяцев на строительстве работала уже почти тысяча человек. Плотники подводили под крышу пятьдесят четырёхквартирных деревянных домов. Азартно, увлечённо строили новый социалистический «город солнца».

Одним из первых объектов на строительстве стала баня. Обыкновенная, просторная, чтобы было где рабочему люду отвести душу.

Очень важным было строительство железнодорожной ветки до станции Лунгачи. Её построили зимой на одном дыхании за два с половиной месяца и в феврале 1926 года сдали в эксплуатацию. Пилили лес, корчевали пни, но просеку под ветку сделали добротную, полотно отсыпали надёжное. Это показали первые испытания, когда осторожно по ветке прошёл поезд с грузами для строительства.

За полтора месяца строители построили и запустили силовую подстанцию, которая дала энергетическую жизнь всей стройке. Стало возможным включить в производственный цикл лесопильный завод, который начал наращивать выпуск пиломатериалов.

Самым торжественным днём для всего коллектива стройки стало 18 июля 1926 года. На митинге под звук «Интернационала» главный инженер-строитель Ф.П. Грингоф вместе с председателем Ленбумтреста Бутылкиным в сопровождении корреспондентов «Ленинградской правды» и «Известий» спустился в котлован и опустил в бетонный короб табличку с надписью: «18 июля 1926 года произведена закладка целлюлозно-древесномассного бумажного комбината Северо-Западного объединения бумажной промышленности». Так состоялось официальное рождение будущего комбината – закладка первого предприятия.

А строительство продолжалось. В октябре 1926 года вступил в строй мост через Валгому, который прочно соединил две строительные площадки – промышленную и рабочего посёлка. На той и другой работа кипела круглосуточно. Кислотно-варочный и другие цеха были построены в рекордно короткие сроки – всего за 28 месяцев. Ударные темпы работ объяснялись не только стремлением поставить очередной рекорд и утереть нос западным странам, которые сомневались в темпах индустриализации Советского Союза, а в первую очередь необходимостью быстрее освоить выпуск собственной товарной целлюлозы, освободиться от экономической зависимости от Запада.

Нельзя сказать, что стройка велась под звуки духовых оркестров, без проблем, под барабанный бой ударничества. Был тяжёлый, изнурительный труд. «Работа была лошадиная», — говорил первостроитель Алексей Иванович Кондратьев. Не все её выдерживали. В один из месяцев со стройки ушло около шестисот человек. Энтузиазм ударников нередко не подкреплялся трудовыми усилиями коллектива.

И всё-таки хорошая рабочая злость, стремление доказать всему миру, что и мы не лаптем щи хлебаем, а особенно чванливым германским специалистам из фирмы «Эвальд Беркенгауз», которые не верили, что русские мужики смогут так быстро построить комбинат, снисходительно, свысока относились к стремлению сясьстройцев овладеть сложной техникой. Руководство стройки сумело направить энергию людей в созидательное русло, создать здоровую атмосферу соперничества, которая позволяла вести строительство быстрыми темпами. И не количеством проведённых партийных и профсоюзных собраний, не благодаря хриплым призывам агитаторов, а глубоким пониманием простыми людьми нужности для страны своего изнурительного труда. На стройке мало было квалифицированных рабочих, ещё меньше специалистов. Но пытливость людей, стремление к новым знаниям, можно сказать, творили чудеса.

В мае 1927 года было начато строительство теплоэлектростанции. Сооружение огромного здания закончили в течение одного сезона.

К осени 1928 года был завершён монтаж оборудования первой очереди первенца целлюлозно-бумажной промышленности Советского Союза – Сясьского ЦБК.

С пуском первой очереди комбината работы на строительной площадке не прекратились, а развернулись с новой силой. Дело в том, что вслед за рапортом о вводе предприятия в эксплуатацию перед коллективом были поставлены задачи: в кратчайшие сроки завершить строительство завода, устранить недочёты оборудования, мешающие развёртыванию производства, увеличить производство целлюлозы, строить корпуса отбельно-целлюлозной и бумажной фабрик.

Не всё шло так гладко, как хотелось бы. Не случайно в одной из газет был напечатан призыв к сясьстройцам: «Товарищи сясьские рабочие! Строительством вашей фабрики был заложен первый камень в индустриализацию нашей страны. Вслед за вашей фабрикой строится целый ряд других фабрик и заводов. Для их постройки требуются огромные средства. При нашей бедности такое строительство крайне тяжело и трудно. Наше рабоче-крестьянское государство не имеет никаких средств, кроме накоплений самих рабочих и крестьян. Все расходы по строительству таких фабрик и заводов оплачены потом и кровью нашего рабочего и крестьянина. Вот почему теперь, когда ваша фабрика пущена в ход, внимание самых широких масс трудящихся обращено на вашу фабрику».

Упрёки были справедливы. Производство работало вполсилы. В коллективе достаточно было пьяниц, разгильдяев, прогульщиков, рвачей и лодырей. С ними повели решительную борьбу и добились в ней успеха. Вскоре коллектив комбината пустил в строй действующих несколько новых цехов, что позволило увеличить выпуск продукции. Предприятие заработало на полную мощь, успешно выполнило планы первой и второй пятилеток. В коллективе развернулось стахановское движение, которое дало новый толчок в повышении производительности труда.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.