Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

25.12.2023 09:29 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 22.12.2023 г.

Здесь перекликаются эпохи

Доклад кандидата исторических наук, руководителя гуманитарного центра «Знание» Галины Александровны Вандышевой вызвал большой интерес у участников исторической конференции, недавно организованной Волховской межпоселенческой библиотекой. Предлагаем и нашим читателям погрузиться в древнюю историю земли волховской.

«Сними обувь свою, ибо земля, на которой ты стоишь, священна», — эта строка из Библии как нельзя более подходит к земле, на которой находится наш город. Здесь начиналось Русское государство, cозданное легендарными князьями Рюриком и Олегом. Город Волхов – относительно молодой, год его рождения – 1933. Но волховская земля имеет богатую, удивительную историю: уже в VIII-IX вв. здесь находились славянские городища, финно-угорские и скандинавские поселения. В черте современного Волхова расположены 18 археологических памятников периода от VIII-V вв. до н.э. до раннего средневековья, которые активно исследовались археологами ещё с конца XIX века. Научной сенсацией стали раскопки у д. Шкурина Горка в 1998 году. Там оказалось финно-угорское поселение рыболовов и скотоводов эпохи раннего металла. Найденные изделия из кости, керамика, бронзовые иглы, кости домашних животных позволили определить временной период: VIII–Vвв. до н.э.!

Славяне придут на берега Волхова только в VII-VIII вв. и построят здесь свои укрепленные поселения – городища. Этот период истории уже оставил нам гораздо больше археологических памятников. Наибольший интерес представляют языческие сопки-могильники, городище Дубовики и священная роща на месте нынешнего парка «Ильинка».

Центральное место в этом комплексе занимает городище Дубовики, которое когда-то занимало достаточно большую территорию – от нынешнего памятника «Героическим защитникам Волхова» до железнодорожного моста через реку. Вероятно, городище возникло в VII-VIII вв., т.е. одновременно со Старой Ладогой, на знаменитых торговых путях «Из варяг в арабы», «Из варяг в греки». Название «Дубовики» — древнее. Его происхождение связывают с двумя аспектами: у славян-язычников одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии, а священным деревом Перуна считался дуб. На месте парка «Ильинский» как раз и была священная дубовая роща. Вторая версия связана с порогами. Для их прохождения лоцманы использовали длинные шесты, сделанные из прочной дубовой древесины. В пользу этого предположения говорит тот факт, что у порогов на р. Мста недалеко от нынешнего города Боровичи тоже есть поселение Дубовики. Хотя вполне может быть, что обе эти версии отражены в топониме.

Археологические раскопки дают нам достаточно глубокое представление о древней истории волховской земли. Исследование местных раннесредневековых памятников велось с конца XIX века археологическими экспедициями Н.Е. Бранденбурга (1884 г.), Н.Н. Гуриной (1952 г.), Г. Гроздилова, С.Н. Орлова, Е.Н. Носова (1972 г.), С.Л. Кузьмина (1990, 1997 г.г.), так что материал накоплен очень интересный. Мы привыкли к уникальности Старой Ладоги, но не менее уникальным является, говоря языком археологии, «комплекс раннесредневековых памятников в черте города Волхова».

Городище и связанные с ним погребальные памятники находились в районе Волховских порогов, затопленных после строительства ГЭС. Это первые пороги на пути вверх по Волхову (из «варяг»), контроль над ними был важен во всех отношениях. Именно Дубовики должны были нести на себе основные контрольные функции на этом начальном участке, а Ладога служила, прежде всего, местом стоянки судов и подготовки к путешествиям вглубь материка или в море. Поселение Дубовики состояло из двух частей – укрепленной (городища) и посада, имевшего хозяйственное значение. Городище располагалось на мысу ручья Мельник (сейчас он практически пересох), впадающего в Волхов. Дугообразный ров и вал защищали треугольную площадку, обжитую, судя по находкам архаической керамики, еще в доладожские (и дославянские) времена, т.е. здесь, видимо, еще до прихода славян существовало финно-угорское поселение.

К юго-востоку от городища возник небольшой «посад», здесь были раскопаны хозяйственные постройки, аналогичные ладожским. Лепная керамика (как и в ранних слоях Ладоги VIII — IX вв., сделанная от руки, без применения примитивного гончарного круга) тождественны находкам славянских селищ Приильменья, изученных в последние десятилетия. В то же время великолепный резной костяной гребень фризской работы (ранний западный «импорт» VIII — ІХ вв. или изделие заморских мастеров, осевших в Ладоге), стеклянные бусы, арабский дирхем чеканки 746-747 гг. свидетельствуют о тесных связях городища Дубовики с Ладогой. Общая площадь неукрепленного посада превышала 6 га, часть его была разрушена в XIX — начале XX вв. плитными разработками и строительством железной дороги. Городище контролировало и обслуживало в IX-X вв. переход через Волховские пороги. Широко известно описание такого перехода секретарем голштинского посольства в Россию 1633-1635 гг., Адама Олеария: «В семи верстах от Ладоги… на этой реке пороги, и еще через семь верст другие, через которые очень опасно переезжать в лодках, так как река там стрелою мчится вниз с больших камней и между ними. Поэтому, когда мы прибыли к первым порогам, то вышли из лодок и пошли берегом, дожидаясь, пока наши лодки сотнею людей перетаскивались через пороги на канатах. Однако все прошло счастливо, за исключением последней… Когда эта лодка сильнее всего боролась с течением, вдруг разорвался канат, и она стрелою помчалась назад. Она, вероятно, достигла бы опять порогов, через которые её с трудом перетащили, и без сомнения разбилась бы тут, если бы по особому счастию канат, значительный обрывок которого еще остался на лодке, не закинулся случайно за большой выступавший из воды камень, зацепившись за него с такою силой, что с трудом только можно было опять освободить его. Нам сообщили, что на этом самом месте несколько ранее засело судно некоего епископа, груженое рыбою, и погибло вместе с епископом».

Хотя этот текст относится к XVIIв., он дает образное представление об опасности Волховских порогов, которые в средние века называли «замком Новгородской земли». А «ключ от замка» хранился в Дубовиках: кто приходил с миром — пропускали и помогали, а кто с мечом – против того воевали. Может, не случайно возникший в христианскую эпоху храм у порогов посвящен Архистратигу Михаилу Архангелу – предводителю Святого воинства. Ни разу в раннее средневековье не удавалось врагам пройти к Новгороду через Волховские пороги, хотя Ладога неоднократно подвергалась разорению. Даже ярл Эйрик (Кровавый), захвативший Ладогу в 997 году, не смог пройти Дубовики.

Очень жаль, что в результате плитных разработок конца XIX века на месте городища образовался карьер, и значительная часть древнего укрепленного поселения оказалась уничтоженной. В начале XX в. при строительстве железной дороги Петербург – Вологда была уничтожена часть неукрепленного посада.

Рядом с городищем располагались языческие могильники – сопки. Еще в XIX веке их здесь было десять – по обоим берегам реки. Погребальный обряд славян был связан с религиозными верованиями. Наши предки-славяне поклонялись многим богам и духам, олицетворявшим силы природы. Одним из наиболее почитаемых считался Даждьбог – бог солнца и огня, дающий тепло и свет, а также Перун – бог дождя, грома и молнии. Огонь славянами рассматривался как проявление божественной энергии. Умерших сжигали на ритуальном кострище (иногда его устраивали не на земле, а на ладьях, плывущих по реке), душа человека с огнем и дымом устремлялась в верхний мир, к богам, а пепел помещали в глиняные урны. Их закапывали в землю по определенным правилам: кругами и ярусами. Туда же складывались дары умершему – оружие, одежда, посуда, украшения и т.д., — все, что пригодится ему в другой жизни. Каждый ярус засыпался землей, следующие ярусы имели меньший радиус, поэтому постепенно образовывался могильник в виде насыпного кургана – сопки высотой 6-10 м. Характерно, что славяне верили в защитные силы умерших предков, так что сопки были еще и своеобразными защитными оберегами. Археологи указывают на то, что в центр кургана вкапывался высокий столб, видимо, тоже имевший символическое значение. Эту особенность у волховских сопок отметил С.Л. Кузьмин во время раскопок 1997 г. А теперь давайте представим, какое впечатление производили такие сооружения на непрошенных гостей-варягов, плывущих по реке на своих дракарах и пытающихся пройти через Волховские пороги. Сами по себе высокие берега нашей реки, а на них грозно возвышаются сопки, в центре которых богатырями тянутся вверх мощные столбы. Согласитесь, какая-то магическая сила ощущается во всем этом.

Самая большая из сопок располагалась на левом берегу Волхова – там, где сейчас находится музей истории города Волхова – «Дом Графтио».

Удивительные исторические события связаны с этим местом. Через пороги плыли ладьи и дракары Рюрика, Олега Вещего, Игоря и Ольги… По некоторым данным, здесь в X веке останавливалась княгиня Ольга со своей дружиной. Она объезжала подвластные киевскому князю земли, чтобы установить точные размеры дани – уроки. Места, где останавливалась дружина, называли «погостами», а чуть позднее этим словом стали обозначать пункты сбора дани. Так, видимо, на левом берегу Волхова и появился погост, позже, в христианскую эпоху, названный Михайловским по построенному здесь храму Архангела Михаила. Сама княгиня Ольга стала одной из первых христианок на Руси. Она приняла крещение в Константинополе, когда еще христианство не стало государственной религией. Это произойдет только при ее внуке, Владимире Святославиче. Кстати, и он бывал здесь, на Волховских порогах, еще в 977 г., когда искал союзников для борьбы за киевский престол и плыл к варягам за помощью. Интересно, что с крещением Руси в 988 г. связана одна из версий происхождения названия «Волхов». Иоакимовская летопись пишет, что в более ранний период река наша называлась «Мутная», т.к. вокруг порогов вода бурлила, поднимая пену и муть, да и цвет имела коричневый. Волхвами у славян-язычников назывались жрецы. Во время религиозных обрядов они часто использовали восьмигранную палочку, сделанную из ольхи. На ней были вырезаны магические руны – «черты и ризы». Так что слово «волхв» вполне может быть связано со словом «ольха». Причем здесь крещение Руси?

Как известно, киевляне спокойно приняли христианство, так же, как и многие другие города Киевской Руси. А вот новгородцы отказались, и пришлось Владимиру Святославичу присылать сюда дружину, которая в сражении с новгородцами одержала победу, и крестили новгородцев «огнем и мечом», т.е. силой загоняли в воды реки. А в первую очередь усмиряли самых смутьянов – волхвов. Вот и река из Мутной стала рекой Волхвов, а со временем один звук выпал из произношения, и стала она зваться рекой Волхов. Впрочем, это только одна из версий происхождения названия нашей реки и города.

Но вернемся к Михайловскому погосту и языческому кургану. В XIII веке он был свидетелем похода новгородского князя Александра Ярославича на знаменитую битву со шведами. И было это в лето 1240г. Конная дружина шла по берегу Волхова к Ладоге, а пешие воины плыли на ладьях по реке. Остановились в Ладоге, отстояли службу в Георгиевском храме, усилились ладожской дружиной и уже по лесам отправились к вражескому лагерю. 15 июля 1240 г. в Невской битве шведы были разгромлены. Победители возвращались в Новгород тем же путем, но теперь Михайловский погост встречал и провожал не просто новгородского князя Александра Ярославича, а великого полководца Александра Невского: это почетное звание он получил после славной победы над шведами. За труды и подвиги свои князь был канонизирован Русской православной церковью. В 1723г. Петр I решил перезахоронить останки Александра Невского в строящемся Петербурге, на землях, отвоеванных у шведов. И опять по Волхову совершал свой путь Святой Благоверный князь Александр Невский: из Владимира – в Новгород, затем по Волхову – в Старую Ладогу, далее – в Новую Ладогу и затем – в Санкт-Петербург. Его мощи были перезахоронены на берегу Невы, а вокруг его могилы возникла Александро-Невская лавра.

Удивительный вид сопки открылся бы нам 6 (17) августа 1765г. На вершине этого самого большого кургана на берегу Волхова накрыт обеденный стол, и пищу вкушает, глядя на реку, сама императрица Екатерина II. Она специально приехала сюда из Новой Ладоги полюбоваться Волховскими порогами. Через 20 лет, в июне 1785г., она снова здесь побывала, совершая путешествие по всей реке Волхов – от Новгорода до Новой Ладоги. В ее свите были даже послы Англии и Франции.

Так что о многих событиях мог бы поведать нам это курган, но, увы, он не сохранился. Его размеры и величие (10,5 м высоты, диаметр около 100 м) сослужили ему плохую службу. В 1884 году историк Николай Ефимович Бранденбург начал раскопки этого уникального языческого памятника, предполагая, что это могила Вещего Олега. Однако найденные предметы свидетельствовали, что здесь находилось коллективное погребение, причем захоронения велись на протяжении нескольких веков как по языческому (IX –Xвв.), так и по христианскому обряду (XI — XIII вв.). Но сопка практически была раскопана до основания, а материалы исследований Н.Е. Бранденбурга хранятся в Государственном Эрмитаже.

В 1920-е гг. на месте сопки был построен дом для главного инженера строительства Волховской ГЭС – Генриха Осиповича Графтио, теперь в этом доме находится музей истории города Волхова. И это тоже символично: музей находится в том месте, где переплетаются разные исторические эпохи.

До 1960-х гг. сохранялся комплекс языческих сопок на правом берегу реки около д. Дубовики, но при строительстве нового моста через Волхов (взамен обветшавшего деревянного) и дороги к нему значительная часть сопок была уничтожена. Хотя построенный мост (нынешний пешеходный мост Строителей) быстро устарел из-за просчетов в проектировании, поэтому в 1997г. было принято решение о возведении нового автомобильного моста (Ильинского) выше по течению реки. В связи с этим в 1997 г. были произведены раскопки еще одной сопки, мешавшей строительству. Очень подробно о результатах раскопок сообщает С.Л. Кузьмин, руководивший экспедицией. На основании этих данных можно проследить весь ритуал создания языческих захоронений наших предков. Сопка сооружалась в три этапа. На первом этапе готовилась площадка для урн диаметром около 17 м. В центре ее была сложена куча камней. Затем был насыпан кольцевой валик и заполнено внутреннее пространство им ограниченное. На первом этапе сопка выглядела как курган с плоской вершиной, диаметром около 18 м, высотой 2,5—2,7 м. По основанию была сооружена каменная кладка в один ряд валунов. На втором этапе высота насыпи была доведена до 6,5 м. На ее вершине устроено кольцо из валунов. В нем помещались остатки кремаций, совершенных на стороне. Всего в кургане находилось не менее 5 погребений: трех мужских и двух женских. Три — в лепных урнах, их инвентарь скуден: железные ножи и четырехугольная железная пряжка. Вероятно, это мужские захоронения. Инвентарь двух женских погребений, напротив, богат. Два набора разнообразных бус, разнотипные бронзовые браслеты, трапециевидная подвеска, накосники (девичье головное украшение, прикреплявшееся к косе), височное кольцо с завитком наружу, обрывки цепочки, пронизки-спиральки (бусинки в форме трубочки). На основании инвентаря и радиоуглеродного анализа погребения отнесены к IX-Xвв.

И здесь тоже интересно перекликаются эпохи: на вершине сопки была обнаружена небольшая забетонированная площадка. Скорее всего, в годы войны на древней языческой сопке располагался наблюдательный пункт или же стояла зенитка.

Сейчас на территории Волхова сохранился всего один языческий курган, расположенный на правом берегу реки у Ильинского моста. К этому уникальному историческому памятнику можно подойти, полюбоваться им и почувствовать дыхание древней истории волховской земли, ведь возраст этой сопки более тысячи лет.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.