Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.04.2022 г.

Корабли Новоладожской верфи

Мы начинаем серию публикаций, в которую войдут все материалы районной историко-краеведческой конференции «Не оборвется связь времён», подготовленной Волховской межпоселенческой районной библиотекой и посвященной 95-летию образования Ленинградской области и Волховского района. Сегодня вниманию читателей представляем рассказ старшего научного сотрудника Новоладожского историко-краеведческого музея Л.В. Крючковой о кораблях Новоладожской верфи.

Новоладожская верфь — одна из ряда созданных для строительства Балтийского флота, третья в южном Приладожье. Точная дата закладки верфи «на островках» вблизи устья Волхова не установлена. Однако уже весной и летом 1704 года в устье Волхова отправляются суда.

В апреле 1704 года олонецкий комендант Иван Яковлев пишет челобитную Великому Государю: «В нынешнем 1704 году апреля в 30 д. прислана ко мне на Олонецкую верфь из Санкт-Петербурга твоя В.Г. грамота из посолькой высокой канцелярии. Велено по именному твоему В.Г. указу послать к волховскому устью Ладожским озером сясский корабль, который стоит по сю сторону Олонецкой верфи на Свири, да с олонецкой верфи два добрых галиота управя со всем в ходу с офицеры и с матросы, дав им на тот корабль и галиоты запасов на прокормление на месяц, или сколько пристойно …»

14 апреля 1704 года А.Д. Меншиков указывает Яковлеву из Санкт-Петербурга: «Корабль, который на Сяси отделан, отправя на него одного капитана и несколько с ним матросов, отпустить его в волховское устье немедленно…».

В письме 11 июня 1704 У. Синявин докладывает Меншикову: «…4 судна каковы сделаны в Шлиссельбурге, только каюты больше и приведены в Ладогу и оснащивают в Ладоге…».

Приведенные отрывки из документов свидетельствуют о том, что на первоначальном этапе существования Новоладожской верфи, она использовалась преимущественно для достройки и дооснащения судов, приведенных с других приладожских верфей.

По данным «Росписи лишним и нужным потребам к Царского Величества кораблям, шнаусам и буерам в Петербурге, Шлиссельбурге и Новой Ладоге» уже в декабре 1704 года на верфи находились два шмака типа «Люстфадер» и два буера — «Соутдрагер» и «Гелт-Зак». Однако указано, что «под требованием материалов по этим судам подписи нет».

Выполнение кораблестроительной программы, принятой Петром I в 1703 году, позволило иметь к концу 1707 года сбалансированный флот, способный защитить территориальные завоевания в устье Невы и остров Котлин, форт Кроншлот.

В период с 1705 по 1708 годы основной боевой силой Балтийского флота являлись 28-пушечные фрегаты. Однако для ведения наступательных боевых операций на Балтийском море требовались суда с более мощными характеристиками, флот нуждался в полноценных линейных кораблях.

Осенью 1707 года Петром принимается очередная кораблестроительная программа создания Балтийского флота из 27 линейных кораблей, шести 32-пушечных фрегатов и шести 18-пушечных шняв.

Опыт постройки линейных кораблей у Петра уже был. Первым российским линейным кораблём стал «Гото Предестинация» («Божье провиденье»), построенный по проекту Петра и спущенный на воду на Воронежской верфи в 1700 году.

54-пушечная «Ластка» была заложена в марте 1703 года на Воронежской верфи и после спуска на воду в апреле 1709 года вошла в состав Азовского флота. Автором проекта следующего 50-пушечного корабля, впоследствии получившего наименование «Выборг», также был Пётр I, принявший для него признанные «добрыми» пропорции воронежского корабля «Ластка».

В 1707 г. корабельный мастер Ричард Броун получил от царя чертёж 50-пушечного корабля и вернулся в Лодейное Поле для завершения прежних задач и для организации подготовительных работ строительства крупного корабля.

Вплоть до лета 1708 г., заготавливался лес и вывозился к будущим местам строительства.

В 1708 году Петр издает указ о постройке судов в Новой Ладоге: «1708 года июля в 19 день Великий Государь указал в Новой Ладоге строить вновь два корабля из дубового лесу, который готовил Лукьян Верещагин, и для того строения послать от адмиралтейства корабельного дела мастера иноземца Броуна, да корабельного ж ученика Гаврилу Меншикова, да к тому ж строению в Ладогу взять с Олонецкой верфи дворянина Гаврилу Григорьева, да старого подьячего, да молодого подьячего, работников 200 человек, плотников 100 человек, кузнечного подмастерья, да кузнецов 20 человек».

Факт закладки на верфи в Новой Ладоге в 1708 г. двух линейных кораблей позволяет предположить, что, скорее всего, к этому времени судопроизводство здесь было уже налажено.

9 августа 1708 года в письме Александр Кикин сообщал государю, что «Ричард Броун на сей неделе заложит первый корабль». В письме от 26 октября 1708 г. Федосей Скляев доложил Петру, что «Г. Меньшиков и Броун один корабль заложили…», однако дело остановилось за недостаточностью заготовок для формирования шпангоутов.

Окончание в следующем номере

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.