Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

20.04.2017 12:52 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 21.04.2017 г.

«Здесь ангел Божий смертным дарит крылья...»

Автор: Подготовила О.Панова

Сегодня, продолжая рассказ об обителях Тихвинской епархии, мы совершим заочное путешествие в Введенский женский монастырь.  

Революция и войны, голод и бесчеловечные репрессии унесли в ХХ веке жизни миллионов людей. Были стерты с лица земли тысячи православных святынь — архитектурных памятников. И когда казалось, что полностью утрачено православное сознание и христианские традиции, верующая Россия пришла к покаянию — один за другим стали восстанавливаться храмы и монастыри.

 …Эти заболоченные и лесные земли издавна называли "страною тифинскою". Здесь через 110 лет после смерти преподобного Антония Дымского была явлена чудотворная икона "с пяточкой Христовой", спустя столетия названная Тихвинской,- Небесная Покровительница Новгородских земель, а теперь и всей России и православного зарубежья.
 "В 1383 году, через три года после разгрома татаро-монгольских полчищ на поле Куликовом, во дни великого князя Димитрия Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке", — рассказывают летописные источники. Первое явление Тихвинской иконы Божией Матери случилось на берегу реки Тихвинки. На месте обретения святого образа был сооружен храм Пресвятой Богородицы, а позднее каменный Успенский собор по образу Успенского собора Московского Кремля. Известно, что в 1547 году перед венчанием на царство, по традициям византийских императоров, собор посетил сын великого князя Василия Иоанновича Иоанн IV (Грозный). По его указу и основали здесь в 1560 году Большой Богородичный Успенский мужской и Введенский женский монастыри,  который считается "сестрой" мужского.
История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины. Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки. Случилось это 14 сентября 1613 года. По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами "скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель". По другому рассказу, после пожара и до подписания Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители. В память о тех событиях озеро и по сей день называется Царицыным. Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. Царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.
В 1739-1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: "В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумении деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом". До секуляризационной реформы 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.
В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи с капиталом свыше 100 тыс. руб. В справочнике "Православные Русские обители" 1910 года имеется следующее описание монастыря: "Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, а также духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.
После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора. В советское время собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.
С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) "Возрождение Введенского девичьего монастыря", которую возглавляла Л.Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса). 25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова). На момент начала восстановительных работ здания на территории монастыряне находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить при отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена. В 2007 году у входа в обитель был установлен мемориальный поклонный Крест "Тихвинская Голгофа", в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников.
С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание.
Интересные  факты
*** 27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем. Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
*** Во время настоятельства игумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении почти 10 лет она выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия называла Введенский Тихвинский монастырь "своей монастырской колыбелью"
*** При игумении Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
*** 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении он прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для казначеи монастыря — монахини Софии.
*** Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

49