"В стороне Заболоцкой на Тифине…"
Тихвинский Введенский женский монастырь, который считается "сестрой" Успенского, известен меньше. Но от этого его история ничуть не уступает "братскому"
Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь был основан в 1560 году по велению царя Иоанна IV. Сегодня он восстанавливается. Как и всем ранее разрушенным богоугодным заведениям, ему нужна наша помощь и участие. История этой удивительной обители хорошо известна во многом благодаря чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. А вот Введенский женский монастырь, который считается "сестрой" Успенского, известен меньше. Но от этого его история ничуть не уступает "братскому", с которым он был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года, новгородским архиепископом Пименом.
История обители становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвертая супруга Ивана Грозного Анна Колтовская и две ее племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским он был слабо укреплен, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки — случилось это 14 сентября 1613 года. По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дария со своими сподвижницами "скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель". По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях "Царицыным". Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарии, согласно духовному завещанию, обитель получила ее вотчину под Устюжной.
В 1739-1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: "В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумении деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом".
До секуляризационной реформы 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья. В конце XIX-начале XX века Введенский монастырь входил в число 12 богатейших монастырей Российской империи с капиталом свыше 100 тыс. руб. В справочнике "Православные Русские обители" 1910 года имеется следующее описание монастыря: "Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарии; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарии. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введен строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.
После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сестры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора. В советское время собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.
С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) была создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) "Возрождение Введенского девичьего монастыря", которую возглавляла Л.Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).
10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. 25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Федорова). С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. 29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Федорова) возведена в игуменское достоинство.
Однако здания монастыря не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствие отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды разрушена.
В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание, в том числе в рамках проекта "Тихвин. Прикоснись к святыне".
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.