Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

22.02.2017 11:33 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 22.02.2017 г.

"В стороне Заболоцкой на Тифине…"

Источник: По материалам открытых источников сети "Интернет"

Тихвинский Введенский женский монастырь, который считается "сестрой" Успенского, известен меньше. Но от этого его история ничуть не уступает "братскому"

Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь был основан в 1560 году по велению царя Иоанна IV. Сегодня он восстанавливается. Как и всем ранее разрушенным богоугодным заведениям, ему нужна наша помощь и участие. История этой удивительной обители хорошо известна во многом благодаря чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. А вот Введенский женский монастырь, который считается "сестрой" Успенского, известен меньше. Но от этого его история ничуть не уступает "братскому", с которым он был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года, новгородским архиепископом Пименом.

История обители становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвертая супруга Ивана Грозного Анна Колтовская и две ее племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским  он был слабо укреплен, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки — случилось это 14 сентября 1613 года. По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дария со своими сподвижницами "скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель". По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях "Царицыным". Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарии, согласно духовному завещанию, обитель получила ее вотчину под Устюжной.
В 1739-1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: "В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумении деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом".
До секуляризационной реформы 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья. В конце XIX-начале XX века Введенский монастырь входил в число 12 богатейших монастырей Российской империи с капиталом свыше 100 тыс. руб. В справочнике "Православные Русские обители" 1910 года имеется следующее описание монастыря: "Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарии; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарии. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введен строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.
После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сестры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора. В советское время собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.
С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) была создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) "Возрождение Введенского девичьего монастыря", которую возглавляла Л.Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).
10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. 25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Федорова). С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. 29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Федорова) возведена в игуменское достоинство.
Однако здания монастыря не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствие отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды  разрушена.
В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание, в том числе в рамках проекта "Тихвин. Прикоснись к святыне".

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

27