Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

09.02.2017 15:21 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 10.02.2017 г.

"В стране Обонежской на Ояти реке…"

Автор: Подготовила О.Панова

На живописном берегу реки Оять, примерно в сотне километров от Волхова и совсем радом с Лодейным Полем расположен Введено-Оятский православный женский монастырь.

Точная дата его основания неизвестна, специалисты считают, что не позднее рубежа XIV-в. Первые сведения об обители содержатся в житии святого Александра Свирского, написанном его учеником Иродионом в 1545 году. Одно из памятных событий в истории монастыря — рождение в селе Мандеры, что напротив монастыря на другом берегу реки Оять, в семье селян Стефана и Вассы святого Александра Свирского.
Говоря о рождении прп. Александра, Иродион пишет: "Сего ж блаженного отрока родители жительство имели в пределах славного Великого Новгорода в стране Обонежской в селе Мандеры на Ояти реке напротив Островского монастыря Пресвятой Богородицы честного Ее Введения... Родился божественный отрок в лето 1448 г. месяца июня в 15-й день". Родители будущего святого были погребены в монастыре друг подле друга примерно в 1475-1480 годы. Прп. Александр называл Островскую обитель (так в старину именовали Введено-Оятский монастырь) "монастырем моих родителей". По существовавшему преданию, семеро его учеников были отправлены им туда для поддержания монастыря, и здесь они нашли свое упокоение. Святой Александр Свирский своей духовной силой помогал царю Петру отвоевывать землю Ингерманландии у шведов. Именно поэтому первая возведенная в Санктпитербурхе часовня была освящена во имя Св. Александра Свирского.
Известно, что до 1503 года в монастыре жили и монахи, и монахини. Позже монастырь стал только мужским. В период шведского разорения (1582-1617г.г.) обитель прекратила своё существование, позже стала приписной, а в  1764 году монастырь выведен за штат. За 500-летнюю историю до революции монастырь перенес множество бедствий. Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает Введенский монастырь на Ояти, который в 1581 г. совершенно выжгли "немецкие люди", так что 6 человек братии жили за монастырем в пустоши "на острову". В 1592 г. "немецкие люди" сожгли образа и книги. Такие погромы вплоть до заключения Столбовского мира (1617) случались очень часто. Тогда же, на рубеже XVI-XVII вв., случились несколько неурожайных лет подряд, которые вызвали сильный голод, а затем и "мор".  Из-за частых разорений и пожаров состав храмов неоднократно менялся, но всегда существовали (в виде отдельных церквей или приделов) церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, Богоявления Господня (какое-то время — иконы Божией Матери "Живоносный Источник").
До XIX века все строения были деревянными. После Смутного времени монастырь имел два храма — холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, а также колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, колодец и хозяйственные постройки. С XVII века существовала монастырская мельница на речке Чегле.
В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX в., при настоятелях Иннокентии, Кирилле и Израиле. Первое каменное здание — соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери — было построено в 1814-1817 гг. С этого времени развернулось каменное строительство взамен старых деревянных построек. С 1821 г. по 1822 г. было построено 12 братских келий с восточной стороны, в 1826 г. — каменная ограда с тремя башнями, в 1827г. — настоятельский корпус. С южной стороны монастыря возводится каменный двухэтажный братский корпус с кельями, трапезной и кухней. Большинство построек было сделано при игумене Израиле (Андрееве), постриженике свт. Игнатия (Брянчанинова), который настоятельствовал с 1839 по 1859 гг.
К началу XX века Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли, хотя число братии по-прежнему было невелико. С 1908 г. по 1910 г. по проекту архитектора А. П. Аплаксина строится величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами на месте прежнего придела иконы Божией Матери "Живоносный Источник", где под спудом находилась могила схим. Сергия и схим. Варвары, родителей прп. Александра Свирского.
После революции 1917 г. монастырь постигла участь всех обителей: разгон братии, разграбление имущества, разрушение храмов. С октября 1918 г. на территории монастыря стала организовываться коммуна "Пролетариат", а в марте 1919 монастырь был закрыт. Братия разошлась. Обитель закрылась на долгие десятилетия.
В 1991 г. практически разрушенный монастырь был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга — для ведения подсобного хозяйства. Стали появляться первые прихожане. Одна из них, которая впоследствии стала настоятельней монастыря — ее зовут Лидия Александровна Коняшова — осталась здесь. Через 2 года, в декабре 1993-го, был официально открыт Введено-Оятский женский монастырь, который сегодня имеет подворье в Санкт-Петербурге — храм святой благоверной княгини Анны Кашинской на Выборгской стороне.
Главное достояние монастыря — святой целебный источник. По местным легендам, на месте обители в стародавние времена было явление Богородицы. Вскоре на этом месте появился целебный родник, который исцелял людей до 30-х годов XX столетия. Говорят, что источник иссяк, когда был расстрелян последний инок. Затем пришли атеисты-комсомольцы, засыпали источник мусором, а в церкви разместили клуб. В 1992 году в поселок Рассвет из Петербурга приехали первые инокини возрождать разоренную обитель. Однако противники монастыря перекрыли водопроводные трубы. А как жить без воды? Монахини каждый день молились Божией Матери. И вдруг случилось чудо — в один из дней из земли забила маленькая струйка воды. Инокини расчистили место, и родник ожил. Это был тот самый целебный источник, который исчез в советские годы!
Вода из источника обладает замечательными свойствами. Это редкая йодисто-радоновая минеральная вода со стабильной, вне зависимости от сезона, температурой — 12 градусов. В ней присутствуют почти все элементы периодической таблицы Менделеева Самое же главное — целебные силы монастырской воды. В монастыре нет медикаментов, от всех болезней приписывают одно средство — источник. Попить святой водицы или искупаться — вот рецепт лечения всех болезней, даже рака. Монахини уверены: живоносный источник — один из самых исцеляющих. А его возрождение — знак всем живущим о милосердии Божием.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.