Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

21.05.2015 11:38 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 22.05.2015 г.

Храмы во имя святого

Автор: н. Власова
старший научный сотрудник музея истории города Волхова

Старая Ладога. Никольский (Николаевский) монастырь

22 мая — День  памяти  Николая  Чудотворца  Мирликийского

Святой Николай, Николай Угодник, Николай Чудотворец… Он был и остаётся одним из самых почитаемых святых на Руси. В честь святого Николая строятся и освящаются храмы, часовни. И наш край не является исключением. На территории бывшего Новоладожского уезда таких храмов можно было встретить достаточно много.

Родился будущий святитель в городе Патары в древней Ликии (ныне территория Турции), в богатой благородной семье. У его родителей Феофана и Нонны долгое время не было детей. Они усердно молились о даровании им сына и дали обет, что если он родится — благословят его на служение Господу. Молитвы были услышаны. Уже в довольно преклонном возрасте у них родился сын, которого они нарекли Николай ("победитель народов").
В детские годы Николай много учился и был мудр не по годам. Забавы сверстников его не интересовали — он предпочитал постоянно молиться и изучать Священное Писание. Его не беспокоили никакие свойственные возрасту греховные страсти, и многим казалось, что это не юноша, а старец, всецело посвятивший себя на служение Богу. Николай стал уважаемым всеми священником.
Пытаясь избежать славы и почета, Николай перебрался в большой столичный город Миры и некоторое время жил там, как простой бедняк. В те дни в городе скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии никак не могли выбрать нового главу. Они решили положиться на Волю Божию. Во время молитвы старейшему из них явился ангел. Он приказал епископу стоять в притворе храма и смотреть, кто первый придет на утреннее богослужение — это и будет новый архиепископ по имени Николай. Старец так и сделал. Узнав, что его хотят назначить главой местной церкви, святой Николай долго отказывался, но был вынужден уступить просьбам епископов и народа, став самым популярным и любимым церковным начальником за все века существования христианства. Несмотря на высокий сан, он всегда был скромен и кроток, носил простую одежду и постоянно принимал всех желающих, исцеляя их и помогая разрешить самые сложнейшие проблемы.
В конце правления императора Диоклетиана начались гонения на христиан, и Николаю Чудотворцу довелось пережить заключение в тюрьму, пытки и лишения. Но в 323 году единоличным правителем всей Римской империи стал император Константин Великий, объявивший христианство государственной религией. С позволения императора святитель Николай разрушил все языческие капища в стране и построил на их месте Божьи храмы.
В глубокой старости святитель Николай умиротворенно отошел ко Господу. Его похоронили в соборной церкви. Тело великого святого на многие столетия сохранилось нетленным, его мощи поныне источают благоуханное миро, исцеляющее людей от телесных и духовных болезней.
В 792 году сарацины разграбили остров Родос и отправились в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее взломали другую, стоявшую по-соседству. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все их суда были разбиты. Три столетия спустя сарацины предприняли попытку осквернить мощи святителя, но начавший разбивать гробницу кощунник мгновенно умер на глазах своих товарищей. Испугавшись кары Свыше, они оставили место упокоения святого в покое.
Города пустели, и в Мирах почти не осталось людей, все меньше христиан могли посещать святыню. В конце XI века священнику из города Бари приснился Николай Чудотворец, повелевший перенести его мощи из Мир Ликийских в сей крупный город на юге Италии. Были снаряжены три корабля, на них под видом купцов отправились местные священники и миряне.
Взяв с собой святые мощи, баряне отнесли их на корабль, оставив местным жителям гроб Святителя и его чудотворную икону. В городе Бари был построен специальный храм, где и находятся по сей день мощи Святителя Николая. Поклониться им в Италию приезжают тысячи паломников со всего мира.
На Руси Чудотворец при жизни не бывал, но после своего успения полюбил ее и стал отцом-покровителем русского народа. Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу во многом объяснялось душевными качествами святого, в которых наши предки находили много сходного с добрым отзывчивым русским характером. Этот архиерей из Малой Азии так тронул славянскую душу, что стал самым почитаемым святым на Руси. "Скорый помощник во всех радостях и бедах наших", "Никола-заступник" и еще многими эпитетами называл русский человек Святителя. Особенно помогал Николай Угодник молящимся ему людям в тяжелые годы вражеских нападений. Являясь во снах и видениях в образе седовласого старичка, он, как и при жизни, помогал людям, спасал от неминуемой гибели.
Не оставлял Николай Чудотворец без помощи наш народ и в атеистические времена XX века, особенно в годы военного лихолетья. И поныне молитвами Святителя ко Господу не иссякают чудеса в святой Церкви Христовой.
Почиталось имя Божия Угодника и в нашем Приладожском крае. В Вороново до 1582 г. построена деревянная церковь святого Николая Чудотворца, разоренная в Смутное время (?). В Дубно до 1568 г. построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого Николая, которая перестраивалась в 1737-1740 г.г., расширившись приделом Всех Святых. В церкви почиталась икона святого Николая с житием, явленная около 1710 года на о. Птинове к западу от села. Этот храм упоминается в 1716 г. с Никольским приделом. В 1764 г. храм перенесен в Кобону.
В Загубье в 1718 г. построена деревянная церковь Преображения Господня, сгоревшая в 1824 г. В 1832 году к этой церкви был приписан древний Никольский храм упразднённого Николо-Стороженского монастыря, находившегося в 15 верстах от Загубья. На станции Званка в 1904 году освящена церковь во имя святого Николая Чудотворца подворья Успенского Староладожского женского монастыря, закрытая в 1926 г. Не сохранилась.
В Надкопанье имелась деревянная церковь святого Николая Чудотворца, разоренная шведами в 1581-1582 г.г. В писцовой книге 1582 года упомянут Богоявленский погост — село Рогожа, основанный ещё в 1563 году на землях Николо-Медвецкого монастыря. В писцовых книгах "Обонежской пятины, Заонежской половины письма Андрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузьмина 1591 года", при описании погоста Богоявленского на Сяси сказано: "В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке Сяси — церковь Пречистой Богородицы  без пения". "Никольского же Медведского монастыря Рядок на реке Сясь Межутки, а в нем 22 двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно".
Хвалово. В Никольском Сясьском погосте уже в 1582 году существовали деревянные церкви Рождества Пресвятой Богородицы и святого Николая Чудотворца. Церковь святого Николая Чудотворца была построена дворянами Головиными после шведского разорения, в 1627 году, в 1673 году расширен придел церкви Рождества Богородицы. В 1827 году церковь переосвящена во имя Казанской Божией Матери с приделом Введения; перестраивалась в 1796, 1827, 1853-1854 г.г.
В 1822-1826 годах осташковским купцом Михаилом Савиным Гречниковым по плану новгородского епархиального архиепископа Александра Макушева была построена каменная Троицкая церковь с приделами святого Николая и Рождества Богородицы. Храм, как указывалось, "итальянской архитектуры с фронтонами", а по отзыву Н.Ф. Романченко — "в испорченном стиле апмир", сочетает черты древнерусского зодчества и классицизма. Колокольня со шпицем имела высоту около 45 м. Из достопримечательностей церкви выделялись часть праздничного и апостольского чинов в иконостасе, перенесённые из Новоладожского Никольского собора в 1825 году; иконы, поставленные в прежнюю церковь Головиными, и 5 богослужебных книг XVII века; храмовые иконы Рождества Богородицы и святого Николая в драгоценных ризах и сосуды 1780 года. Остальные иконы каменной церкви написали осташи А.А. Сулимов (он же расписал стены храма) и Н.Т. Глазухин; тихвинец И.С. Мошкин. Н.Ф. Романченко, побывавший здесь в 1915 году, писал о древней церкви: "XVII век в целости и неприкосновенности, во всей своей красе. Не знаешь — не сон ли все окружающее".
Храм закрыт в 1941 году. С 1995 года предпринимались попытки его восстановить, но пока безуспешно. Сейчас деревянный разрушен, каменный пребывает в аварийном состоянии.
Из священников особенно был памятен протоирей Иоанн Семёнов Покровский, освящавший главный престол каменной церкви. Впоследствии он был переведен в Новоладожскую Клементовскую церковь. Последним перед революцией настоятелем был священник Иоанн Добровольский. Приход владел 10 десятинами земли, в нем находилось 14 часовен, в том числе часовня великомученицы Параскевы в деревне Юхоре, где было явление иконы святой, 7 школ. Жители занимались земледелием, перевозкой леса и тягой судов по реке Сясь.
Революцию здесь встретили восторженно. В ней принимала участие вся деревня. Большую роль сыграл священник Добровольский Иван Капитонович. Он отказался от своего сана, собрал граждан в школе и организовал демонстрацию по деревне с красными флагами. После этого работал учителем. В Хвалово была 8-летняя школа.
В 2005 году при районной больнице г. Волхова в переоборудованном помещении по адресу ул. Авиационная, д. 42, обустроена часовня Страстотерпца царя Николая.
Новая Ладога. Николо-Медведский монастырь основан до XV века. В XV веке построена каменная церковь святого Николая Чудотворца, ставшая с 1704 г. собором с приделами Успения Пресвятой Богородицы, пристроенным с 1711 г., и пророка Осии, преподобного Андрея Критского, праведника Лазаря, устроенного с 1892 г. Храм был закрыт в 1938 г., возвращен верующим в 1947 г., действовал с 1948 г., но в 1961 г. вновь закрыт. В 1999 году начались восстановительные работы.
В феврале 1902 года в Новой Ладоге было  открыто братство во имя Святителя и Чудотворца Николая с целью просвещения жителей Новоладожского уезда в духе православия.
Немятово. Жители Немятово, бывшие прежде раскольниками-старообрядцами,  молились в своей старообрядческой часовне. После принятия ими единоверия было удовлетворено ходатайство крестьянина деревни Глядково О.В. Баюшева о перестройке часовни в церковь, что и произошло в 1849 году. Построенная единоверческая церковь клетского типа с высокой шатровой колокольней, завершенная луковичной главкой, была посвящена святому Николаю Чудотворцу, прихожанами её стали жители деревень Немятово, Березье, Глядково. Рядом с церковью стоял дом священника, обучавшего детей грамоте. В 1876 году немятовский батюшка убедил крестьян открыть школу. 17 января 1875 года был утвержден проект капитальной перестройки церкви, составленный М.А. Щуруповым, по которому предполагалось пристроить новую трапезную, устроить "4-хгранный потолок в виде купола — во избежание свечной копоти, вредно действующей на иконопись и предстоящих богомольцев". В конце XIX века церковь была перестроена. Перед революцией настоятелем церкви служил священник Владимир Боголюбов. С 1935 года, после ареста в Ленинграде священника Николая Александровича Прокофьева, церковь пустовала, официально закрыта в 1941 году. На бугре возле школы были сожжены иконы храма, в доме священника устроили избу-читальню, позже — медпункт. Лишь остов царских врат сохранился в Новоладожском музее. В 1945 году жители села ходатайствовали об открытии храма и приглашении отца Николая, к тому времени вернувшегося из лагеря в Горьковской области, но безуспешно. Отец Николай впоследствии был священником в Новгородской епархии. Сейчас церковь разрушается. Уцелели художественные ограждения храма и ныне пустующего церковного дома, ряд надгробий при церкви, в том числе Иоанна Петровича Тихомирова, его близких, родственников протоирея Василия Фёдоровича Боголюбова; Василия Яковлевича и Тимофея Яковлевича Пупиных.
Сторожно. Николаевский Стороженский мужской монастырь основан в середине XVI века, тогда же здесь была построена каменная Никольская церковь с приделами Богоявления и Успения. В 1587 году Николо-Сторожскому мужскому монастырю царём Фёдором Иоанновичем пожалована "несудимая" грамота, которая давала право монастырским властям самим вершить суд над крестьянами, проживающими в монастырской вотчине. В то время в обители насчитывалось 30 монахов, "а оброчного хлеба и денег в тот монастырь не идёт ничего. Питаются от своих трудов". 5 июля 1598 года Борис Годунов "подписал эту грамоту на своё имя". После упразднения в 1764 году Николаевского Стороженского мужского монастыря церковь  святого Николая Чудотворца была приписана к Преображенской церкви в Загубье. Церковь закрыта в 1930 году, перестроена в 1939 г. Здание церкви сохранилось.
Старая Ладога. Никольский (Николаевский) монастырь основан в XIII веке (1240 год), согласно легенде, Александром Невским в память о сродниках-ладожанах, погибших в битве со шведами на Неве. В XVII в. разорен. В 1764 году вышел Указ Екатерины II о введении монастырских штатов. "Всем Великороссийким вотчинным и прочим монастырям, — говорилось в Указе, — быть по учинённому и утверждённому расписанию в трёх классах нижеозначенному числу: в первом — 15, во втором — 41, в третьем — 100". Часть монастырей упразднялась. С введением новых штатов староладожские Успенский женский и Никольский мужской монастыри были причислены к третьему классу. К Никольскому монастырю были приписаны монахи упразднённого Староладожского Васильевского монастыря, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Также были упразднены Николо-Гостинопольский, Георгиевский Застенный и Васильевский мужской монастыри; Троицкий Зеленецкий был оставлен "за штатом на собственном содержании". В 1771-1811 г.г. монастырь не действовал. С 1797 г. жизнь в монастыре возрождалась. Закрыт в 1919 году. В 2002 г. передан епархии. Часовня св. Николая Чудотворца построена в 2002 г.
Каменный Никольский собор был построен в 1209-1210 (1250-1300) г.г. В 1628 году "рассыпался", перестроен в XVII веке с приделами Тихвинской Божией Матери, священномученика Антипы; Собора Пресвятой Богородицы, расположенного в нижней церкви, в 1847 году. Никольский храм был закрыт в 1935 году.
24 июля 2005 года освящены 7 колоколов, изготовленных на колокольно-литейном заводе в Воронеже.
Никольский погост, Вельцы. Здесь когда-то находился знаменитый Никольский Гостинопольский монастырь. Он был построен из дерева в XII веке и назывался Гостинопольско-Никольским. Основание погоста теряется в глубине веков. По мнению ученых, примерно с XII века здесь существовала Никольская обитель. Не позже XV века на месте деревянных обветшавших построек была возведена каменная  церковка, судя по всему, еще хранившая новгородские архитектурные традиции. Во всяком случае, об этом свидетельствуют фотографии 1914 года, приведенные в книге В.А. Булкина и О.В. Овсянникова "По Неве и Волхову" (Ленинград, "Искусство", 1981 г.). Монастырь стал каменным. Церковь окружал забор, ворота которого выходили на берег реки Волхов. По левую сторону стояли три больших дома, в которых жили священник и дьякон с семьями. В 1938 году монастырь закрыли. В годы войны монастырь был взорван нашими войсками из тактических соображений. Церковь принесла себя в жертву ради спасения железнодорожной станции. В храме были интересные фрески. А иконы из иконостаса 1475 года, чудом сохранившиеся  к началу нынешнего века, находится в Третьяковской галерее, Русском музее и частично в Новгородском краеведческом музее. Значителен был и сам собор.
9 февраля 1675 года по Указу Алексея Михайловича Николо-Гостинопольскому мужскому монастырю дана оброчная грамота на "рыбные ловли на р. Волхов". Монастырю отдавались 2 тони, "а оброку с тех мест имать в государеву казну по полтине на год, а даны те места для их монастырские скудности и на церковное строенье, на свечи и на ладан…". 8 июня 1682 года по царской грамоте Николо-Гостинопольский монастырь, где "крестьянских и бобыльских дворов и братства нет, а только один строитель", приписан со всеми угодьями к Новгородскому митрополичьему дому, т.к. у крестьян ближайших деревень "о монастырских землях чинятся ссоры великие". По преданию, в Николо-Гостинопольском монастыре любил жить царевич Алексей, сын Петра I, который подарил сюда богослужебные книги. 9 марта 1764 года по Указу Екатерины II Николо-Гостинопольский монастырь был упразднён.
Кобона (ныне Кировский район). До 1646 г. построена деревянная церковь святого Николая Чудотворца, сгоревшая в 1765 г. В 1765-1766 г.г. церковь была возобновлена — перевезена из Дубно во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святых апостолов Петра и Павла. В 1815 г. сгорела. До 1821 г. службы проходили в деревянном путевом дворце императрицы Анны Иоанновны. В 1820-1821 г.г. построен каменный храм святого Николая Чудотворца с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1860-1861 г.г. В 1860-1861 г.г. по проекту арх. М.А. Щурупова храм был перестроен. В 1938 г. закрыт. Пострадал в годы войны. Восстанавливается.
Верола (ныне Кировский район). Построена в 1838 году помещиком генерал-лейтенантом М.К. Крыжановским, достраивал помещик полковник М.А. Майков, проект арх. Висконти. В настоящее время в запустении.
Доможирово (ныне Лодейнопольский район). До 1580 г. построена деревянная церковь святого Николая Чудотворца. В 1614-1618 г.г. была разобрана, в 1649 и 1742 г.г. возобновлена, сгорела в 1798 г. В 1799 г. вновь построена деревянная церковь. С 1937 г. не действовала, закрыта в 1941 г. После реставрации в 1990-е г. свершаются нерегулярно богослужения.
Яровщина (ныне Лодейнопольский район). Построена в 1905 г. Исторически эти земли входили в древний Имоченский погост, знаменитый с XIV века явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Разобрана в 70-80 г.г. XX века. С 1999 по 2002 годы на фундаменте часовни построена церковь св. Николая Чудотворца, немного меньше размером, но в целом повторяющая формы исторического храма.
Согинцы (ныне Подпорожский район). В 1696 году построена деревянная церковь святого Николая Чудотворца. Закрыта в 1935 году. Здание сохранилось. Церковь не действует.
Николаевский Беседный мужской монастырь (ныне Тихвинский район).
Первый монастырь в городской черте современного Тихвина. Основан около 1510-1515 г.г. по указу великого князя Василия III Иоанновича на месте явления в 1383 году клирику Георгию и беседы с ним (отсюда название монастыря) Божией Матери и святого Николая Чудотворца. В монастыре находилась древняя икона, изображающая это событие. Первоначально место явления было обозначено Никольским деревянным храмом, с основанием монастыря его сменила каменная церковь. В 1560-е сооружены две каменные церкви — Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. В 1613 в монастыре находилась штаб-квартира шведского полководца Эверта Горна. Сожжен шведами. Возобновлен в 1648, тогда же к собору пристроен придел Рождества Богородицы. В 1662-69 настоятелем был Досифей, проповедник старообрядчества, почитавшийся среди сторонников "старой веры" святым. Упразднен  в 1764 г.
Восстановлен в 1774 в связи с упразднением Тихвинского Николо-Боровинского монастыря. В 1815-18 сооружена колокольня. При иеромонахе Сосфене (управлял обителью в 1832-53) сложился классицистический ансамбль монастыря. Были построены собор Святителя Николая Чудотворца (1842-45) и церковь Владимирской иконы Божией Матери (1829-37), часть старого храма Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи сохранялась в качестве придела. Были сооружены также каменный настоятельский (1836) и три братских корпуса (1848-49), надкладезная часовня (1843) у большой дороги, где хранился чтимый крест. Монастырь закрыт в 1924, церкви — в 1929-1931. Пострадал в ноябре-декабре 1941 года в ходе наступательных боев Красной армии все строения полностью разобраны после 1945. На территории расположено автопредприятие и хлебозавод.
В начале 2000-х напротив места, где находился монастырь, в память о нем поставлена деревянная часовня (памятный крест).    
Мемино (ныне Киришский район). В 1869-1872 г.г. Щурупов осуществил "возобновление" сильно разрушенной одноглавой церкви села Мемино Новоладожского уезда. Заложенная в 1866 году по проекту гражданского инженера Бартошевского, церковь уже через год была подведена под крышу. 29 сентября из-за технической ошибки, допущенной каменщиком Андреем Зубковым, купол рухнул. Приглашённому из Петербурга Щурупову пришлось фактически выстроить церковь заново, так как по указанию Строительного отделения повреждённые стены, столбы со сводами следовало разобрать и возвести вновь. В 1870 году строительство вчерне было завершено. В следующем году закончена двухъярусная колокольня и установлен выполненный по рисункам Щурупова иконостас. 5 декабря 1872 года церковь освятили во имя Святого Николая Чудотворца. Приходской  священник дал характеристику внешнего облика храма: "Всё здание церкви устроено по смешанному византийско-греческому стилю, и с колокольнею имеет вид продолговатого корабля… Наружные стены храма украшены колоннами и карнизами". В страховой оценке, составленной в 1911 году, значится: "Церковь во все стороны против купола имеет по одному фронтону", что соответствует чертежу…
Таков краткий обзор храмов, построенных в разное время во имя одного из любимейших в народе святых — Николая Чудотворца.

Доможирово. Деревянная церковь святого Николая Чудотворца.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

810