Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

15.05.2023 09:36 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 12.05.2023 г.

ЧТО РАССКАЗАЛА ЗЕМЛЯ

С 29 апреля по 2 мая поисковый отряд «Алексинские Бобры» совместно с волховским поисковым отрядом «Пересвет» совершили поисковую экспедицию.

Предлагаем читателям дневниковые записи учеников Алексинской средней школы.

Алексинские школьники впервые как настоящие бойцы-поисковики жили в палаточном лагере, готовили еду на костре и каждое утро со старшими товарищами отправлялись по местам кровопролитных боёв Великой Отечественной войны. Ребята освоили металлоискатели, щупы, лопаты. Стылую мокрую землю копали и руками, и совочками, а порой и щётками. Из затопленных блиндажей вёдрами выносили воду… Всё ради того, чтобы восстановить трагические страницы 1942 – 1943 годов.

Самая большая награда для поисковика – найти останки бойца, который числился без вести пропавшим, и восстановить его данные. За эту экспедицию ребята нашли военные трофеи: гильзы, патроны, остатки винтовок и гранат, вещи солдат.

Поисковые работы проходили в Тосненском районе в урочище Красная Горка близ села Сустье – Конец. Ребята были приобщены к великому делу, испытали гордость и не заметили трудности полевой жизни. Поисковики мечтают о новых походах!

День первый: дорога в неизвестное

Утром мы собрались возле школы очень возбужденные и очень стесняющиеся своих огромных рюкзаков, сумок и набитых пакетов. Палатки, спальники, пенные коврики, туристические стулья — всё это очень скоро образовало большую гору. Было немного неловко, что каждый тащит с собой столько всего. Возможно, ненужного. Впоследствии выяснилось, что это было совсем не много. Кое­-­чего впоследствии нам очень не хватало. В межсезонье, когда днём светит солнце, потом дождь, град, а ночью подмораживает, с собой должно быть много вещей, да и продуктов на четыре дня нужно взять немало. Только хлеба необходим целый ящик. Впоследствии нам очень помогли опытные поисковики. У них было всё.

Короткий митинг. Провожали нас некоторые родители и администрация школы. Директор вообще поехал до места встречи с взрослыми поисковиками из «Пересвета», чтобы лично убедиться, что у нас встреча произошла по заранее намеченному плану.

Три часа в автобусе по ровным дорогам убаюкивали. Но ровная дорога закончилась, а вместе с ней и связь с миром. Телефоны можно выключать. Сустье-Конец – село в урочище Красная Горка. Туда мы и направлялись. Нас уже ждали три УАЗика на высоких поднятых колесах, забрызганных грязью по самую крышу. Наши вещи пошли в багажник на крыши, а мы как-то смогли вместиться в вездеходы.

Такой дороги, наверное, не бывает и на ралли «Париж-Даккар»! Глубокие, как колодец колеи, пробитые лесовозами, были размыты дождями последних дней. Колеса шли юзом, и казалось, что мы вот-вот слетим с дороги. Но опытные бойцы поискового отряда удерживали свои крепкие, надежные, упрямые машины на выбранном курсе.

В лагере нас ждали. На костре в котелке ароматно кипело что-то невероятно вкусное. Все поисковики были в сборе. Взрослые мужчины и совсем молодые парни. Их всех что-то объединяло. Нет, не одинаковый камуфляж. Какая-то внутренняя собранность что-ли.

Замечательная полянка быстро превратилась в ещё один лагерь. Палатки мы, конечно же, и сами бы разбили, но с помощью старших это оказалось быстрее.

Вот так, расставляя палатки, узнавая устройство лагеря, мы и начали знакомиться. Больше всех нас впечатлила овчарка Номи и её маленький хозяин Иван Пунанов – сын командира «Пересвета». Собака умна и доброжелательна, а Ваня хоть и оказался младше нас всех, но был по-взрослому немногословен и рассудителен, а это сразу вызывает уважение. Мы быстро сдружились.

Совместный ужин с замечательной шурпой и разговоры затянулись до позднего часа. Спать легли, когда стемнело и подморозило. Тишина наступила моментально. Все заснули в один миг.

Дима Кукин, Никита Гусар, Кирилл Богданов

День второй: земля помнит всё

Этот день начался рано. Многие были на ногах уже в 5.30. Холод. Его мы чувствовали ночью и утром. Все жались к костру, который уже весело горел и разносил запах дыма и молочной каши в чугуне.

Опытные поисковики поняли, что у нас спальники летние. Принесли зимние, одеяла и шубы. Наталья Васильевна придумала грелку: в котелок положила раскаленные на огне камни и плотно закрыла крышку. Получилась маленькая печка. Она быстро высушила и согрела её палатку. Впоследствии, вечером, все воспользовались этой идеей.

Наконец вышло солнце. Птицы запели громко и радостно. Начались короткие сборы «в поля». Мы разбились на группы. С одним взрослым шли два «бобра»: один со щупом, второй с лопатой. Или три мальчика – с двумя лопатами и щупом. Взрослые искали металлоискателями, потом в ход шёл щуп, уточняя, где именно лежит металлический предмет. Ну, а потом уже лопаты.

В 42-м и 43-м годах бои здесь шли отчаянные. Сначала, весной 42-го, Вторая ударная армия, обливаясь кровью, теряя силы, вязла в болотах, не имея возможности продвигаться в наступление по расквашенной земле. А в 43-м началось наступление, и мы с тыла выбивали фрицев, надежно окопавшихся здесь будто бы насовсем. В 43-м была очень снежная зима. Поэтому снаряды и пули неглубоко пробивали замерзшую землю. И теперь нам тоже приходилось копать неглубоко.

Вскоре наш металлоискатель зажужжал. Щуп отозвался металлическим звуком. Земля начала нам отвечать.

Мы нашли целое гнездо винтовочных патронов. Целых. Их нужно сразу отдать взрослому поисковику. Технику безопасности мы осваивали целый год. Чуть в стороне — и обойму к ним. А через десять метров нам посчастливилось поднять целый винтовочный ствол. Нам представилось, как наш боец-снайпер был ранен. Только в этом случае он мог бросить оружие. Или убит. А может быть, зажимая рану рукой, скрываясь за крутыми берегами речушки, отступал в лес…

Тщательно обыскали всю полянку и не нашил останков. Хорошо. Возможно, солдат остался жив.

Мы и не заметили, что стали разговаривать тише, будто прикасались к тому времени и могли побеспокоить наших павших солдат.

«Винтовка в самом начале поиска – большая удача, — сказал старший Иван. – Бывает, что и за несколько дней такого трофея не поднимешь». Подтверждая это, часто мы копали раскисшую землю напрасно. Попадались гильзы или ржавые патроны, а чаще отзывались металлоискателю обломки снарядов.

Номи – любимица поисковиков с лаем проверяла все группы. По её голосу мы понимали, где работают товарищи.

К обеду, к 15 часам, устали. В лагере в котле закипал вкусный борщ.

Ребята нашли много отработанных снарядов, «головок» и «хвостов» от немецких мин. Начали делиться впечатлениями и поняли, что усталость отошла. Многие снова засобирались на раскопки.

Вечером старшие запланировали на завтра исследование немецкого блиндажа. В том месте стояла немецкая минометная батарея. Блиндажи были затоплены вешними и дождевыми водами. Но это, очевидно, не смущало опытных поисковиков.

В эту ночь мы утеплились и спали крепко.

Иван Бойко, Слава Варнавский

День третий:  кто к нам со снарядом придёт, от него и погибнет

О том, что наступило утро, оповестил свист крыльев уток. За ними включился птичий разноголосый хор. Вставать не хотелось. В палатках тепло. Кто-то спит в двух спальниках, кто-то дополнительно завернулся в одеяло. Но в 7.00 общий подъем. Пора.

Быстрый завтрак, короткое планирование, напоминание о правилах безопасности и в путь. Дорога недалёкая. Наш лагерь разбит там, где стояла русская артиллерийская батарея, а метров через 300 расположилась укрепленная миномётная батарея фашистов. Глубокий ров по периметру, заминированные подходы, глубокие блиндажи – немцы обосновались всерьёз. Но, как мы вычислили по гильзам от снарядов – наши танки и пушки полностью разнесли укрепления. Исследовать блиндажи мы и планировали в этот день.

Издалека это напоминает большую лужу…или крошечное озерцо. Поисковики «Пересвета» рассказали, что они узнают сооружения по его форме. Озерцо несколько вытянутое в сторону входа в блиндаж. А мы бы и не поняли: лужа и лужа.

Сначала работает помпа. Когда воду откачали до скользкого дна, стали цепочкой выбирать грязь из бывшего водоема. Вода ледяная, грязь тяжёлая, но «морковка» металлоискателя пищит, указывает на скрытые в земле предметы. Этот писк придает сил и оптимизма.

Пошёл дождь… снег… град. Старшие смеются: «Погода вам показала все свои возможности. Проверяет характер». Да причём здесь характер? Нам бы найти тех, кто в блиндаже жил. А лучше карты, документы!

Костёр горит жарко. Подходим, согреваемся, просушиваемся, перекусываем разогретой кашей и тушенкой (все, как у настоящих солдат) и спешим выкапывать тяжелую, холодную грязь. Там нас ждут неожиданности и находки!

Выглянувшее солнце заиграло на наших перемазанных, невесёлых лицах. Два блиндажа почти пустые: россыпи гильз от сигнальных патронов, обрывки противогазов, гильзы и патроны от немецкого автомата – так, мелочь. Даже для нас, начинающих поисковиков.

Погода менялась ещё несколько раз. Мы возвращались в лагерь, отдыхали. Снова малыми группами расходились по лесу. Приносили свои драгоценные ржавые находки: каску, саперную лопатку, не разорвавшиеся гранаты, которые тут же обезвреживали старшие товарищи. День пролетел как быстрокрылая птица. Не успели оглянуться, а уже собрались на прощальный ужин. Кстати, пошли сморчки — очень приличные грибы.

Ваня – наш новый товарищ пропустил несколько дней в школе. Но школа пришла к нему. Наши учителя вечерами занимались с мальчиком математикой, русским и английским. У костра все спешат высказаться, что именно впечатлило в этой экспедиции. У ребят и учителей счастливо блестят глаза. Это языки пламени отражаются в наших чумазых улыбках.

Иван Гущин, Леонид Парвиайнен

День четвертый: мы уезжаем, чтобы готовиться к новым встречам и экспедициям

Сегодня мы выспались. Встали до 8 часов. Спешить некуда. До отъезда достаточно времени. Достаточно для того, чтобы собрать вещи, свернуть спальники, убрать паруса палаток. Нам невесело. Мы отчаянно не хотим уезжать и оставлять в этом замечательном лесу наших взрослых наставников, друга Ваню и звонкую Номи. Пробуем подойти к нашему руководителю Наталье Васильевне. Грустно конючим: «Ну, еще хотя бы на денечек остаться…». Она тоже грустит, но отвечает решительно: «Нет. Это совершенно невозможно».

После нас осталась идеально чистая полянка. Будто и не было здесь несколько дней такого оживленного палаточного лагеря. Все старшие, кто оставался в лагере, вышли нас проводить.

- До свидания, наши дорогие друзья! Мы осенью с вами встретимся…Или раньше. Если пригласите!

- Пригласим-пригласим, как только приедем в ваш район летом работать!

Внедорожники привычно вгрызаются в грязь дорожной колеи, и мы выдвигаемся домой, удерживая мешок с артефактами для школьного музея и увозя в сердце мечту о новой встрече, о новых находках. Каждый из нас мечтает когда-то поднять из земли погибшего бойца и вернуть его семье память и доброе имя.

Глеб Фуфылев, Тимофей Мельников

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.