Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

24.04.2023 09:51 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 21.04.2023 г.

Волшебство арт-терапии: развиваем дошкольника творчеством дома

Психологическое здоровье ребёнка и его эмоциональное равновесие – одни из важнейших составляющих гармоничного развития личности. На восстановление и поддержание душевного баланса благотворно воздействует арт-терапия. Педагог-психолог Полина Андреевна Михайлова рассказывает, как занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия.

- В процессе детского творчества раскрывается его внутренний мир.

  • Для ребёнка творчество – это его жизнь, его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. 

Он абсолютно спонтанен в своём творчестве, так как ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно, как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина, сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях.

Существует несколько видов арт-терапии, которые родители могут использовать дома.

  • Изотерапия – это терапия рисованием.

Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а так же, освободиться от негативных переживаний.

А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Существует множество способов работы с красками. Например, с использованием обыкновенной расчески, кисточки или зубной щётки. Так можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке, или ярко выразить сезонные изменения.

Можно набрызгать краску на стекло водой и кисточкой, а затем приложить лист чистой бумаги и прижать его пальцами. Получаются неповторимые изображения.

  • Сказкотерапия – метод развивает творческие способности, расширяет сознание, совершенствует взаимодействие с окружающим миром.

Когда дети слушают сказки, они так сильно проникаются историями героев, что начинают воспринимать жизнь и отношения с окружающими по-другому – объективно и безопасно. Маленький ребёнок идентифицирует себя с главным героем, поэтому его история, чувства и поступки, которые тот совершает, кажутся знакомыми и понятными. Простой сюжет волшебной сказки понятен ребёнку и воспринимается им легче, чем наставления родителей.

Иногда родителям полезно принять сказкотерапию в качестве метода воспитания. Для этого рекомендуется приступить к прочтению сказок или сделать их ритуалом перед сном.

Чтение должно иметь необременительный характер, а после этого, рекомендуется совместно с ребёнком «разобрать» сказку по частям и проанализировать её. Ребёнок сам оценивает поведение как отрицательных, так и положительных героев и может придумать продолжение сказки – это служит хорошим диагностическим методом. Благодаря этому родители смогут понять, что его потрясло и взволновало. Что у него вызвало чувство страха, как бы он хотел изменить финал или поведение главного героя?

Большего эффекта достигает сказкотерапия для детского эмоционального состояния, когда дети рисуют сказку – самостоятельно или вместе со взрослыми. С помощью изобразительных средств они получают возможность отразить отрицательные чувства на бумаге, а значит – избавиться от них. Например, рисование сказки поэтапно, помогает ребёнку выразить уже имеющийся опыт, а благополучный финал, к которому он придет сам — убедиться в том, что с помощью личных качеств и способностей, можно решить почти любую проблему, выйти победителем, достичь поставленной цели.

Маленьким детям всегда интересно увидеть сказку при помощи кукольного исполнения, а детям постарше уже хочется придумать что-то свое.

  • Песочная терапия.

Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии. Выражая свои переживания в игре с песком, человек – и взрослый, и ребенок – постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребёнок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребёнок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание.

  • В арт-терапии очень много различных направлений. Сегодня мы рассказали только о нескольких из них, и все они доступны для применения в домашних условиях.

Никто не говорит о том, что вам нужно ставить перед собой задачи по решению глобальных проблем, но помочь своему ребёнку в развитии с помощью арт-терапии может каждый.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.