Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

18.04.2023 15:08 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 14.04.2023 г.

Перевод от незнакомца

Ничто так не радует, как уведомление о зачислении денег на карту. А если день пришли от незнакомца? Что делать в таком случае, рассказала эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко в интервью Банки.ру.

- Прежде чем радоваться «свалившемуся счастью», нужно проверить, действительно ли деньги поступили. Поэтому для начала необходимо зайти в банковское приложение/интернет-банк и удостовериться, что на ваш счёт действительно пополнен. Единственное, что необходимо сделать, обнаружив на счёте чужие деньги, — связаться с банком и сообщить о неожиданном поступлении средств. Никаких других действий совершать не нужно, в том числе не нужно самостоятельно отправлять поступившие деньги отправителю (тем более по указанным им реквизитам). В сложившейся ситуации разберется банк: оформит заявку на возврат средств отправителю и, произведя проверку, спишет поступившую сумму в пользу отправителя. Именно обращение в банк и следование банковской процедуре добровольного возврата ошибочно зачисленных средств убережёт получателя денег не только от мошенников, но и позволит подтвердить свою добросовестность и порядочность для возможных судебных разбирательств.

Ответственность за правильность введенных реквизитов при переводе всегда лежит на отправителе. Однако полученные деньги ни в коем случае нельзя тратить и считать своими — это не подарок. Оставив деньги себе и не сообщив в банк о таком переводе, можно стать участником судебного разбирательства о неосновательном обогащении (присвоении чужих средств). Деньги в любом случае придётся вернуть, а также оплатить судебные издержки.

  • Ошибиться при переводе возможно. Например, неправильно ввести реквизиты или номер телефона получателя. Ошибка может произойти и из-за технического сбоя. Но это происходит в редких случаях. Гораздо чаще под предлогом ошибочного перевода скрываются действия мошенников.

Наиболее частые ситуации

1. СМС из банка о переводе или уведомление о пополнении счета от мобильного оператора может оказаться фейком, рассылаемом мошенниками с подменных номеров. При этом сообщение о зачислении может быть очень похоже на банковское или от оператора сотовой связи (схожий номер, привычный текст сообщения). Отправитель обычно сразу же связывается с «получателем» платежа и просит вернуть ошибочно зачисленные средства. Суммы перевода в этом случае чаще всего небольшие (не более 2 тысяч рублей). Получатель «возвращает» перевод, не удостоверившись в действительности их получения.

2. Деньги действительно поступают на счёт, и отправитель, рассчитывая на порядочность получателя или угрожая (судом, правоохранительными органами и т.п.), требует перечислить полученные деньги на указанный отправителем счёт. Следовать таким просьбам и угрозам нельзя. Единственное верное решение -сообщить о случившемся в банк.

Если поддаться на уговоры и перечислить полученную сумму по указанным реквизитам, это не мешает отправителю оспорить свой перевод в банке. В дальнейшем свою правоту придётся доказывать в суде. Поскольку часто в таких схемах указывается сторонний счёт для возврата, поступившие от незнакомца деньги будут считаться присвоенными, возврат доказать не удастся, и получателю придется заплатить дважды.

В ряде случаев просьба вернуть деньги на указанный счет – втягивание в противозаконную схему. Мошенник таким образом запутывает следы по переводу уже похищенных у кого-то средств или реквизиты для «возврата» с уже «запятнанной» репутацией (использовались в мошеннических схемах). Случается, что номер карты получателя (ввиду утечки данных карты) размещен мошенником на фишинговом сайте. Поступление средств может быть оплатой за товар от обманутого покупателя. Получатель, «возвращая» деньги мошеннику, формально становится его сообщником, помогая выводить деньги. Обманутый покупатель будет считать мошенником именно получателя платежа, и доказывать обратное придётся самостоятельно.

Даже если отправитель разрешает оставить на своем счете часть суммы в виде вознаграждения «за неудобство», никогда не нужно на это соглашаться и переводить полученные деньги в неизвестность. Если отправитель (или «представитель банка») просит код из СМС или push-уведомления якобы для отмены трансакции по зачислению — не нужно этому верить.

Всегда следуйте правилу – никогда не сообщать пароли и коды третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов.

Главное, не поддаваться на уговоры, не совершать какие-либо операции по счету под давлением и в спешке, а об ошибочном поступлении денег сообщить в свой банк. Все подобные вопросы нужно решать с банком, а не с незнакомцем. Если есть признаки, что банковская карта скомпрометирована (произошла утечка данных карты), её лучше перевыпустить.

Дополнительно

А что делать, если отправитель платежа не указан (платеж не от физического лица). В этом случае также необходимо обратиться в свой банк об ошибочном переводе (подав заявление в отделении банка или онлайн, обратиться в службу поддержки банка). Есть определенный риск, что кто-то оформил на вас микрозайм, и подача заявления об ошибочном зачислении будет подтверждением того, что займ не оформлялся. Банк может предоставить данные об отправителе (микрофинансовой организации — МФО) в расширенной выписке со счета. Далее необходимо подать жалобу в МФО (что договор займа не оформлялся и требование об исключении этих данных из кредитной истории), а также следует подать жалобу в Центробанк, Роспотребнадзор, а также в полицию/прокуратуру. Большинство обращений можно подать в электронном виде через интернет-ресурс госорганизации. Важно, если представитель МФО просит сообщить коды/пароли или иные данные-сообщать их не следует, даже если они для «отмены» займа.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.