Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

22.04.2024 07:55 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 19.04.2024 г.

Готов ли ребёнок к школе?

Мы продолжаем рубрику «Консультационный час для родителей». Психолог Екатерина Александровна Басторина рассказывает родителям, как узнать, готов ли их ребенок к школе?

- Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

Так, что же такое готовность ребёнка к школе?

Если ваш ребёнок умеет читать, писать, считать и знает английский язык, это ещё не значит, что он готов к школе.

Готовность к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.

Существуют разные виды готовности к школе: физиологическая, познавательная и психологическая. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.

Физиологическая означает, что ребенок должен быть готов к обучению физически: состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Познавательная — будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения.

Психологическая – когда у ребёнка есть желание учиться и умение внимательно слушать взрослого.

Она включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно-социальная, эмоционально-волевая.

К первому классу должен быть запас определенных знаний у ребёнка; он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее. Ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, быть любознателен. Также должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностно-социальная готовность подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации. Ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников. Знать, что хорошо, а что плохо.

Ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения заданий адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения, наличие интереса к учению и получению новых знаний, а также способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа. Важным компонентом является усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Как подготовить ребёнка к школе? Мифы и реальность

О подготовке детей к школе существует множество мифов: некоторые считают ее необходимой, кто-то не воспринимает всерьез, кому-то страшно и подумать об этом.

Миф 1.

Ребенок сам справится

Сразу скажем, это правда, но лишь отчасти. Большинство детей спокойно вливаются или возвращаются в детский коллектив, налаживают контакт с учителем, начинают выполнять его требования. При этом школьники чувствуют свою ответственность. Однако у ребенка могут возникнуть сложности – как с усидчивостью, так и с общением. Стоит поддерживать ребенка, делать акцент на его успехах, расспрашивать об отношениях с одноклассниками, учителями, постараться поддержать интерес к учебе.

Миф 2.

Адаптация проходит быстро

Здесь все индивидуально. В лучшем случае она завершается к концу октября, но некоторые адаптируются дольше, до полугода. В начале учебного года эти дети излишне возбудимы, они не могут сосредоточиться на занятиях, играют на уроках или разговаривают с соседом по парте. Замечания учителя воспринимают болезненно, могут обидеться или даже заплакать. Если такое поведение затягивается, сохраняется во втором полугодии, стоит подумать об обращении к психологу.

Миф 3.

Ребенок плохо учится, потому что ему лень

Такой вариант не исключен. Но это означает только то, что ребенку не хватает мотивации. Возможно, он станет учиться усерднее, если это поможет ему достигнуть желанной цели, например, попасть летом на море или получить в конце четверти популярную в школе игрушку. Другая причина плохой успеваемости – низкая самооценка. Ребёнок заранее уверен, что у него ничего не получится, и его будут ругать. И, наконец, третья возможная причина низкой успеваемости – неспособность сконцентрироваться. Здесь опять-таки может помочь более эффективная мотивация, но может и потребоваться занятия с психологом. Иногда низкая концентрация внимания – признак переутомления, недостаточности витаминов и свежего воздуха.

Миф 4. 

За лень нужно ругать

Критика и ругань – никак не помогут преодолеть лень. У лени всегда есть свои причины, и нужно сконцентрироваться на том, чтобы их скорректировать или убрать. Иногда то, что родители приняли за лень, оказывается скрупулезностью. В таком случае критика только снизит успеваемость, не даст сосредоточиться на задании.

      Рекомендации по подготовке ребенка к школе

  • 1. Дозируйте новую информацию, любое дошкольное обучение должно проходить в игровой форме.
  • 2. Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни.
  • 3. Акцентируйте внимание на процессе учебы, а не на хороших оценках.
  • 4. Не пугайте школой.
  • 5. Покупайте школьные принадлежности вместе с ребенком.
  • 6. Играйте в школу, в командные игры.
  • 7. Приучайте ребенка к новому режиму дня.
  • 8. Тренируйте память и внимание.
  • 9. Познакомьте ребенка с часами.
  • 10. Не думайте за ребенка.
  • 11. Избегайте чрезмерных требований.
  • 12. Дайте ребенку возможность ошибаться.
  • 13. Устраивайте праздники.
  • 14. Обязательно поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником, будьте надежной опорой и защитой в трудную минуту.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.