Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

09.11.2023 14:13 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 10.11.2023 г.

Служба сопровождения в школе. Кого и куда она сопровождает?

2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В рамках мероприятий, направленных на повышение престижа профессии учителя мы начинаем цикл статей о единственном в районе образовательном учреждении федерального значения для особых детей – Волховской школе, реализующей адаптированные образовательные программы.

В 2022 году школа отметила 60-летие непрерывной работы. Это одно из старейших государственных учреждений Ленинградской области, обеспечивающих исполнение федерального закона об образовании для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями. Она является самой многочисленной по сравнению с другими областными учреждениями подобного типа. На данный момент в школе обучаются по адаптированным программам 236 учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них детей с интеллектуальными нарушениями — 40%.

Работа с детьми с ОВЗ — это путь, это призвание, это подвиг. Помимо большого сердца, которое учителя, как говорил Сухомлинский, отдают детям, требуется непрерывно повышать квалификацию, осваивать новые технологии, чтобы эффективнее осуществлять коррекционную деятельность со сложными во всех отношениях детьми. Стоит отметить, что в школе обучаются дети из цыганских семей (15%), и это интересная педагогическая задача для школы.

Служба сопровождения в школе очень молодая. В последние два года коллектив обновился и расширился. В состав службы сопровождения входят два педагога-психолога, три логопеда (два — в начальной школе, один — в среднем звене), два дефектолога и один тьютор.

Вся служба сопровождения задействована в совместной работе в рамках психолого-педагогичекого консилиума (ППк) школы, куда привлекаются по необходимости также соцпедагог, учителя и медицинский работник школы.

Основной же состав ППк постоянен и сотрудничество строится по типу интервизионной группы, когда коллегиально разбираются трудные случаи, вырабатывается общая стратегия учебного взаимодействия с учеником и всеми участниками образовательного процесса.

Педагог-психолог Елена Юрьевна Трофимова, учителя-логопеды Татьяна Алексеевна Савкина и Алёна Александровна Кулюк, Анастасия Михайловна Филатова — специалисты, работающие с детьми начальной школы. Под их патронажем находятся 102 обучающихся с разными степенями сложности органических и иных нарушений. Как известно, чем раньше начинается коррекция нарушений речи, звукопроизношения, навыков письма, а также памяти, внимания, эмоционально-волевой регуляции, тем эффективнее и результативнее будет учебная деятельность и социально-бытовая ориентация. Специалистам начального звена необходимо помочь детям адаптироваться к обучению в школе, учителю – подобрать «ключик» к детям с разными сложными проблемами для успешного обучения и социализации, объединить родителей и педагогов вокруг главной цели — создания оптимальных условий для обучения особого ребенка.

«Никто не знает, кто такой дефектолог, но все знают, с какими детьми он должен заниматься» — такое выражение встретилось однажды в социальных сетях Анастасии Михайловне Филатовой. А действительно, кто такой дефектолог? Это специалист, который занимается диагностикой, коррекцией, реабилитацией детей с нарушением развития, основная задача которого — обучение и воспитание детей с ОВЗ.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие. Основные направления в работе – сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных представлений, умственное развитие, нормализация ведущей деятельности возраста, формирование представлений о предметах и явлениях, обогащение словаря и развитие речи, формирование умений и навыков необходимых для усвоения программного материала. Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Дети с большим интересом занимаясь вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.

На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, балансир, разнообразный дидактический материал и многое другое.

Школьные логопеды работают в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения. Их главная задача – профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и устной речи учащихся.

Каждому ребенку определяется логопедический маршрут в индивидуальном порядке с учетом уровня развития, тяжести нарушения и др.

Логопед создаёт базу для освоения детьми грамоты русского языка: обучает звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику рук и ориентировку в пространстве, учит грамотно и красиво говорить и писать.

Для того, чтобы коррекционный процесс был не только полезным, но и интересным, логопеды активно используют различные дидактические пособия и игры.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Параллельно с осуществлением коррекционной работы, учителя-логопеды проводят мониторинг состояния письменной речи обучающихся для оказания им своевременной квалифицированной помощи, проводят консультирование родителей и учителей. Любой из родителей, независимо от того, посещает их ребенок логопедические занятия или нет, может записаться на консультацию.

Помимо этого, в ходе коррекционно-развивающего процесса ведется активная работа по развитию психических функций ребенка, используются методы логопсихологии и укрепление эмоционально-волевой сферы. Учителя-логопеды включают эти, на первый взгляд, не связанные с актом речи процессы, в коррекционную работу с целью воспитания гармонично развитой личности.

Понятно, что коррекция данных нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями очень сложна, трудозатратна и не всегда высокоэффективна, так как способность воспринять от педагога необходимую информацию у детей зачастую очень ограниченна. Требования, которые предъявляет к специалистам данное направление деятельности, — огромное терпение и любовь к детям.

В среднем звене школы обучаются 134 подростка, с ними работают три специалиста службы сопровождения: психолог Екатерина Валентиновна Васильева, логопед Людмила Владимировна Скакун, дефектолог Анастасия Валерьена Иванова. Задачи, которые решают специалисты службы сопровождения в работе, нельзя назвать простыми и легкими, как и всё, что связано с подростками. Ситуации, когда прямо во время урока у обучающихся случались эмоциональные вспышки, — не редкость, особенно в осенне-весенние периоды. В таких случаях в класс сразу вызывали психолога, и отмечалось, что для благополучного разрешения ситуации мальчикам необходимо выплеснуть накопившуюся агрессию. Таким образом появилась идея о необходимости в свободном доступе боксерской груши. Инициативу службы сопровождения поддержала всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и приобрела боксёрскую грушу с креплением, сейчас их в школе две.

Теперь, если во время урока или на перемене учитель видит, что учащийся проявляет повышенную раздражительность, совершает попытки затеять конфликт или драку, школьный тьютор Наталья Вячеславовна Мавуришнина сопровождает обучающегося в помещение, где висит боксерский снаряд для снятия напряжения. После этого ребенок возвращается на урок в спокойном состоянии и продолжает учебную деятельность более продуктивно. При этом с ребенком проводится коррекционная работа по повышению рефлексивности, обучение навыкам бесконфликтного общения, дыхательным упражнениям для включения эмоционально-волевой регуляции, а также работа со всем классом и педагогами по правилам взаимодействия в коллективе, соблюдению личных границ и норм морали. Конечно, мы перечислили лишь малую часть той деятельности, которую ежедневно выполняет каждый специалист службы сопровождения.

Социальная значимость труда педагогов бесценна. Детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше, однако каждый ребенок в нашей стране имеет право на получение образования. Задача педагогов школы — обеспечить получение выпускниками школы достаточного уровня образования, дать навыки самообслуживания, социальной адаптации и знания о гражданско-правовой осведомленности, помочь детям стать полноправными членами общества, подготовить к взрослой жизни и ответственности.

Очень важно, что в Волхове есть образовательное учреждение для детей с ОВЗ. Как бы справлялись при таком наполнении с инклюзивным образованием городские и сельские школы района, даже представить трудно.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.