Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

28.04.2022 14:11 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.04.2022 г.

Красота в глазах смотрящих

Автор: Игорь Бобров

До 3 мая в Новоладожском Центре культуры, спорта и туризма продолжается выставка волховских художниц Ольги и Татьяны Нечаевых.

На выставке «Берег детства» представлено 45 работ, выполненных в самых разных жанрах — графика, живопись, витраж, кундаль. Ольга и Татьяна, неоднократные участники городских и областных выставок, одни из немногих мастеров, много и удачно работающих в декоративном виде художественного творчества. Их очень камерные, тёплые картины всегда находят живой отклик у зрителей и неизменно вызывают интерес у покупателей. Корни представленного на выставке можно без труда увидеть как в народных художественных промыслах, лубке и традиционных ремёслах, так и в лучших образцах современного оформительского искусства и дизайна.

Особый шарм многим работам придаёт их исполнение в редкой технике кундаль, создающей объёмный контур, выпуклый рельеф и ощутимую глубину, позволяющей ярко раскрыть орнаментальный смысл и красочность сюжета. В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века именно волховская художественная мастерская возродила уникальную старинную технику, используя в качестве основного материала фосфогипс – отходы производства Волховского алюминиевого завода.

Интересные объёмные панно в кундале Александра Гайлиса, Николая Рогожникова, Андрея Дробинина, Ильи Офлиянца, Павла Стрелкова годами украшали стены детской и взрослой поликлиник, музыкальной школы, детских садов, ДДТ, гимназии, других организаций и учреждений Волхова. Их развезли по миру многочисленные зарубежные делегации, в квартирах волховчан и гостей города также хранится немало произведений в этой технике, в том числе и работы Ольги Владимировны Нечаевой, которая сегодня осталась единственным продолжателем этого вида творчества.

- К художеству тянулась с самого раннего детства, — вспоминает Ольга Владимировна. – Очень любила раскрашивать, лепить из пластилина, даже мечтала стать скульптором. В 1974 году стала ученицей первого набора Волховской художественной школы на Авиационной 40. Школу создал Владимир Григорьевич Вербицкий, который был там директором и преподавателем рисунка. У Юрия Ивановича Никишкина осваивала лепку, у Вячеслава Борисовича Шраги – живопись. После окончания художественной школы, в 15 лет, поступила на отделение графики в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова.

Вернувшись после учёбы в Волхов, стала трудиться в художественной мастерской рядом с такими известными волховскими художниками как Людмила Гаранина, Александр Гайлис, Илья Офлиянц, Николай Рогожников.

Сами мастера называли своё сообщество артелью. Для Ольги работа в артели стало интереснейшей практикой, знакомством с новыми идеями и новыми техниками, освоением навыков оформительского мастерства. Конец 80-х был временем больших перемен и огромных надежд. Может, поэтому первую дочь Ольга Владимировна назвала Надеждой.

Затем работала художником-оформителем в ПТУ №1, где с наступлением безвременья 90-х прошли массовые сокращения. Тогда все выживали, как могли. Ольга с мужем уехали в Новую Ладогу, где на свет появилась вторая дочь Татьяна — та самая творческая натура, что сейчас выставляется вместе с мамой. Работать пришлось на рыбном производстве, на «макаронке», в цехе по производству ёлочных игрушек, горничной и прачкой в гостинице. Вскоре родилась третья дочь Ольга, и, казалось, возврата к любимому делу и к творчеству уже не будет. К счастью, случилось иначе.

В 2005 вернулись в Волхов, долго жили на частной, Ольга Владимировна устроилась маляром на железную дорогу. Быт требовал заработка, а душа тянулась к художеству. Потихоньку, в свободные минуты, стала гелевой ручкой на ватмане писать миниатюры с видами любимой Старой Ладоги. Затем пошли натюрморты пастелью, маслом, попробовала создавать декоративные композиции на стекле – витражи. Почти случайная встреча с Николаем Рогожниковым, который много показывал и подсказывал, предопределила увлечение техникой кундаль.

Поначалу делала совсем небольшие плоские работы, к объёму пришла со временем. Первой «картинкой» был «Волховский кот», потом этих и совсем разных котов появилось немерено. На выставке кундаля в КИЦ им. Пушкина, примерно 2013-2015 годов, среди 25 работ были представлены 17 произведений Ольги Нечаевой, по несколько дочери Татьяны, Николая Рогожникова и Валерия Вашурина. Тогда по какой-то прихоти неизвестного чиновника выставку резко закрыли, а все работы безвозвратно пропали, с горечью вспоминает Ольга Владимировна.

К сегодняшнему дню Николай Рогожников отошёл от кундаля, Валерий Вашурин умер, Татьяна увлеклась графикой, пишет карандашом и ручкой, полностью отказавшись от цвета. Ольга Нечаева осталась единственным автором работ в уникальной технике. Её кундаль по-прежнему можно увидеть на персональных и ежегодных сборных выставках в КИЦ, на областных выставках, сейчас они представлены в Новой Ладоге. Как сказано выше, там же и витражи, которыми также, кроме Нечаевой, сейчас никто не занимается.

- Что бесконечно импонирует в творчестве Ольги Нечаевой, так это её постоянный поиск новых форм и техник, — говорит о своей бывшей ученице Владимир Григорьевич Вербицкий. – На определённом этапе большинство художников останавливается, окончательно определив для себя направление, технику, форму творчества. Ольга – всегда в экспериментах, в поиске неопробованных техник, материалов, идей. Отсюда и её заметный рост, как крепкого профессионала в декоративно-прикладном направлении.

Словно в подтверждение этих слов Ольга Владимировна показывает автору этих строк свои новые работы с использованием самоклеющейся бумаги. Разноцветные люпины, аквариумные рыбки действительно выглядят очень свежо, ярко и, как минимум, оригинально. Взгляд на них рождает один вопрос: что она придумает завтра?

Сейчас Ольге Владимировне поступило предложение принять участие в сентябрьской выставке Санкт-Петербургского Союза художников на Большой Морской. Выставка будет посвящена Году культуры, и Нечаева уже определилась с сюжетом:

- Долго не могла придумать тему, а как-то шла по улице, и под ноги упало птичье перо. Сразу родилась идея сделать с этим пером портрет самого яркого символа нашей культуры Александра Сергеевича Пушкина. А вообще, так часто бывает, что идея возникает из какого-то пустячка – бусины, пуговицы, камушка… А уже из общего замысла приходит понимание, какую технику использовать, какой материал, цвет, форму.

Здесь остаётся добавить, что камешки и пуговицы попадаются каждому, но не каждый черпает в них вдохновение. У Ольги Нечаевой получается именно так. Она в обычном видит красоту и щедро делится ею со зрителем. А дальше дело за нами – кто-то увидит в бусине кусок пластмассы, а кто-то — глаз диковинной рыбы. Красота в глазах смотрящих.

Фото Ольги Воронухиной

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.