Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

19.12.2022 12:27 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 16.12.2022 г.

"Работа как вторая жена, которую любишь, и от неё уже не уйти"

Автор: Беседовала Мария Попова

Фото из архива Ивана Тихонова

Накануне дня энергетика мне удалось встретиться с одним из представителей этой профессии, исполняющим обязанности электромеханика контактной сети ЭЧК-1 Иваном Анатольевичем Тихановым. Он искренне, без лишнего пафоса и громких слов, с теплотой рассказал о своей работе.

День энергетика – профессиональный праздник работников энергетической промышленности мы будем отмечать 22 декабря. Празднование было утверждено более полувека назад, а дата выбрана в честь дня принятия плана электрификации России (ГОЭЛРО) в 1920 году. Насколько история нашего города связана с развитием энергетики страны известно каждому волховчанину. Накануне праздничной даты мне удалось встретиться с одним из представителей этой профессии, исполняющим обязанности электромеханика контактной сети ЭЧК-1 Иваном Анатольевичем Тихановым. Он искренне, без лишнего пафоса и громких слов, с теплотой рассказал о своей работе. Стало понятно, что его профессия – это любимое дело, которому он отдает душу. Иван – человек, на которого можно положиться, с ним чувствуешь себя надежно и спокойно.

- Иван, расскажите, где Вы родились?

- В деревне Вындин Остров, сейчас живу в Гостинополье.

- Кем Вы хотели стать в детстве?

- В то время все парни хотели стать машинистами. И я тоже. Когда я пришёл поступать в ПТУ-29, директор Петр Апполинарьевич Шихов посоветовал пойти учиться на электромонтёра контактной сети. После первого курса проходил практику в Волховстроевской дистанции электроснабжения. Мне понравилось, я втянулся. Отучился три года. Уходя в армию, уже знал, что меня ждёт выбранная специальность. Отслужил и стал работать.

- В каком подразделении дистанции электроснабжения вы сейчас трудитесь, и в чём его специфика?

- Более 14 лет работаю в ЭЧК-1 – одном из десяти районов контактной сети на станции Волховстрой. Границы обслуживания нашего участка – это перегон Новый Быт – Пупышево и далее до станции Волховстрой с двумя железнодорожными мостами, а также участок до станции Куколь.

Контактная сеть обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии от тяговых подстанций на электроподвижной состав, а через линии электропередачи на опорах контактной сети к другим потребителям: устройствам сигнализации и связи, на освещение станций, переездов, зданий и сооружений.

- В чём заключается работа механика контактной сети?

- Кроме плановой работы по эксплуатации сети, мы – выездная бригада экстренной помощи. В случае проблем с электроснабжением едем первые. У нас в ЭЧК-1 многофункциональная деятельность. Наши люди, работающие монтёрами и механиками, должны уметь всё: и соединить что-то сваркой, и отремонтировать инструмент или приспособление. Бывают ситуации, когда что-то на глазах ломается, и нужно срочно принять решение, что сделать и как устранить неисправность, чтобы пустить поезда.

- С чего начинается Ваш рабочий день?

- Утро начинается с планёрки, где собирается вся бригада. Начальник цеха распределяет работу по выписанным нарядам. Проводится инструктаж, и потом мы выдвигаемся на место. Там уже энергодиспетчер дает приказ на подготовку, потом, когда соблюдены все меры безопасности, поступает приказ начать работу. Далее ответственный руководитель допускает производителей к работе, следит за исполнением, что-то подсказывает. После устранения неисправности собираем схему питания, подаем напряжение, уведомляем диспетчера. Потом сворачиваемся и едем на базу.

- В день бывает только один выезд?

- И один, и пять может быть. У нас как на минном поле, не знаешь, чего ожидать. Это же всё-таки электричество.

- Какие самые частые причины повреждений сети?

- Особенно много проблем приносит непогода. Помните ураган 2010-го года? Мы тогда трое суток всё восстанавливали.

Иногда из-за неисправности токоприёмника сами электровозы становятся причиной повреждений. Контактный провод пережигается. В итоге – нужна наша помощь.

Ещё одна причина – это невыявленный износ или скрытый дефект какой-либо детали контактной сети, что тоже вызывает выход контактной подвески из строя.

- А по ночам вы работаете?

- Бывает, что «окна» – технологические перерывы в графике движения поездов – приходятся на ночное время. После прохождения последнего пассажирского состава мы несколько часов работаем, а потом снова пропускаем поезда.

- Чтобы следить за состоянием контактной подвески, нужно к ней подобраться. Сеть же проходит довольно высоко?

- Высота подвески контактного провода более 6 метров. А забираемся мы туда при помощи лестниц, съёмной вышки или с вышки дрезины.

- Вы воспринимаете Вашу работу как опасную?

- Естественно, это очень ощущается, когда люди в моём подчинении залезают наверх, к высоковольтным проводам, работают под напряжением. Ответственность чувствую не только за себя, но и за каждого члена бригады. Конечно, больше за других переживаю. Слежу, чтобы чётко выполнялись все требования безопасности, и делалось только то, что указано в наряде. Ответственность огромная.

- Какие основные качества нужны электромонтёрам? Это же чисто мужская профессия?

- Да, мужская, тяжелая физически. Например, съёмную электрическую вышку мы носим на руках. Я бы выделил выносливость, усидчивость, целеустремлённость. Когда новый человек появляется в коллективе, всегда сразу проявляется, есть у него желание работать и оставаться в этой профессии или нет. Быстро понимаю, когда новичок у нас не задержится.

- Интересно ли Вам работать с молодёжью?

- Интересно, хотя это требует терпения и большего количества времени. Как должно быть в идеале? Когда мы работаем бригадой, то взаимодействуем слаженно, дополняя друг друга. Каждый выполняет свою задачу, как на конвейере. А если я подсказываю и показываю, причём руками, я отвлекаюсь, потом другой задерживается, в итоге тратим время, нагрузка увеличивается, устаём больше. А главное, хочется, чтобы в этой помощи молодым коллегам толк был. Если хочет человек научиться и ставит целью остаться в ЭЧК – всегда готов помочь.

- Что из учебных лет жизни сейчас помогает: школьные уроки или знания из училища?

- Говорят, опыт – лучший учитель. Вот у меня так. Учиться нужно, но практика важнее. Помимо личного опыта, у нас есть день техучёбы, когда мы разбираем ситуации коллег, что помогает не допускать сходных ошибок. В нашей работе всегда нужно быть внимательным, иначе дома могут не дождаться.

- Есть ли у вас хобби?

- Вне работы хочется и отдохнуть, и сделать что-то полезное по хозяйству. Я женат, живём в своём доме, а там всегда есть, куда руки приложить, особенно если жена неугомонная. Мама недалеко живёт, в Вындин Острове, ей 74 года. Ещё охоту очень люблю, на неё всегда нахожу время.

- На кого охотитесь?

- На птицу: утка, рябчик. Люблю по лесу походить – для удовольствия, для души. Рябчика повыслеживать: в безветренную погоду посидеть, подозвать его на манок, дождаться, чтобы подлетел поближе, на расстояние выстрела. Рыбачу ещё, на мотоцикле езжу.

- Что вообще значит для Вас работа?

- Могу сказать, что работа как вторая жена, которую любишь, и от неё уже не уйти. Это место, где находишься почти всё время. Большая часть моей сознательной жизни прошла здесь, это второй дом. По-другому никак. Мне повезло взаимодействовать с людьми не только ответственными, но и относящимися к профессии с полной отдачей. Хочется вспомнить Сергея Анатольевича Яковлева. Он был старшим электромехаником, когда я сюда устроился. Очень умный, образованный, начитанный, профессионал своего дела. Сергей Анатольевич сейчас на пенсии. Порой не хватает его мудрого совета. Можно сказать, он был создан именно для этой работы.

Есть и механики, стаж которых более 25 лет. Например, Сергей Лукиянец, Алексей Шалаев, последний ещё меня стажировал. Люди вкладывают себя в эту работу. Сделать хорошо, на совесть – это наш знак качества.

- А Вы созданы для этой работы?

- Создан ли я? Жизнь моя здесь. Отдаю себя целиком. Здесь стараешься сделать что-то важное. Это мой вклад в изменение мира в лучшую сторону, мой вклад в жизнь людей, в производство. Пусть мой труд – маленькая шестерёнка, но качественная и исправная. И тогда весь механизм цел, невредим и работает.

- Благодарю за открытость, Вы очень искренний и настоящий. Очень рада знакомству и благодарю за встречу!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.