Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

16.09.2021 14:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 17.09.2021 г.

О возведении Александровской колонны

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года была торжественно открыта Александровская колонна. Николай I приказал возвести её в честь победы своего старшего брата Александра I над Наполеоном.

Колонна, сооружённая по проекту архитектора Огюста Монферрана, должна была соперничать с Вандомской колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона, то есть превышать 44,3 метра. Этого удалось достичь – общая высота памятника 47,5 метра.

За два года до открытия, ушедших на отделку колонны, она была установлена на своё место: «Страшное ребро, отважно оторванное руками россиян из гребня гор гранитной Финляндии, в урочище Пютерлакс, исполински перенесено на раменах России, и 30 августа 1832 года поставлено для удивления мира на площади перед дворцом российских императоров», – писал переводчик и литератор Иван Бутовский в книге «Об открытии памятника императору Александру Первому» (1834).

Предшествовал установке настоящий трудовой подвиг русских инженеров, мастеров и рабочих по вырубанию из гранитной скалы и доставке в Петербург самой колонны и камней для её фундамента.

Об этом рассказано в издании «Монумент Александру Благословенному» (1833): «В начале… 1830 года отдана была Пютерлакская гранитная ломка… в арендное содержание на три года С.-Петербургскому 1-й гидьдии купеческому сыну Василью Абрамовичу Яковлеву, который в том же году принял на себя обязанность, по подряду с казною, выломать гранитную колонну для монумента блаженной памяти государю императору Александру I, сооружаемаго посреди Дворцовой площади в С.-Петербурге».

Работы начались в июне 1830 года. «…Занимались сею работою беспрерывно от 300 до 400 и более человек русских работников, большею частию из Олонецкой губернии, подрядчиков нанятых, равно как и некоторое число финнов из окрестных деревень. Работы производились с тех пор и во всю зиму, с 1830 на 1831 год, при сильнейших морозах и метелях, на открытом со стороны моря и высоком месте, а летом 1831 года занимались сменные рабочие денно и нощно, для скорейшего приведения дела к окончанию, в знойные дни, а иногда в сильные дожди… <…> Вырезывание гор человеческими руками есть самая труднейшая часть работ в физическом отношении…» – продолжают авторы издания, приводя описание всех подробностей этого тяжёлого труда.

После завершения «вырезывания» необходимо было отделить заготовки для обелиска и фундамента от скалы, для чего использовались пороховые заряды, деревянные леса, берёзовые и железные брусья, подстилка из хвороста и многие другие приспособления.

Наконец, «по прибытии в субботу, 19 сентября, г-на Монферрана в Пютерлакскую каменоломню, все рабочие… поставлены были подрядчиком, посредством данного колоколом сигнала, по назначенным каждому местам, и громада через час по прибытии его, после семиминутного действия, была благополучно отделена от горы в 6 часов вечера», – говорится в книге.

Затем вырубленную колонну следовало повернуть набок, что было сопряжено с большими затруднениями и опасностями.

Теперь колонну необходимо было доставить в Петербург. Как объясняют авторы книги, заранее, «в течение зимы с 1830 на 1831 год, приступлено было к постройке особой, прочной пристани, собственно для нагрузки Александровской колонны с места выломки на судно, нарочно для сего случая устроенное в С.-Петербурге… Судно сие плоскодонное, длиною в 155, шириною в 42 фута…». При погрузке колонны на это судно – бот «Святой Николай» грузоподъёмностью более 1 000 тонн – её едва не уронили в воду. И всё же эта громада была благополучно доставлена в Петербург.

«Оставалось ещё не менее затруднительное и требующее большаго искусства дело: подъём колонны и постановление её на приготовленное для того подножие. <…> Одиннадцать дней огромный столп медленно катился вверх по устроенной плоской наклонности, от берега до поверхности помоста, окружающаго подножие колонны… Наконец 30 августа, в день св. Александра Невскаго, воспоследовало само поднятие…» – описано это событие в брошюре «Изображение колонны, воздвигнутой в память императору Александру Благословенному» (1832).

При этом и солдаты, и сам архитектор опасались, что устанавливаемая колонна может рухнуть. Дело в том, что Александрийский столп никак не крепился к постаменту, а удерживался на нём лишь за счёт силы тяжести и собственного веса. Поэтому петербуржцы предпочитали не ходить по Дворцовой площади рядом с колонной, боясь, что она упадёт им на головы. Чтобы убедить всех в устойчивости и безопасности своего грандиозного сооружения, Монферран неукоснительно, до самой смерти, каждый вечер прогуливался вокруг колонны. Постепенно и жители, и гости города перестали опасаться падения монумента.

Итог «великому и трудному делу» подведён в книге «Монумент Александру Благословенному»: «Честь и слава русскому народу! Честь и слава и художнику, который возымел мысль предложить подобную громаду на памятник великому, единственному государю и подал русским повод и случай восторжествовать над всеми сопряжёнными с сим подвигом затруднениями!»

Истории создания и торжеству открытия Александровской колонны посвящены содержащие свидетельства современников и очевидцев материалы коллекции Президентской библиотеки, доступные на её портале.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.