Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

04.03.2021 09:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 05.03.2021 г.

В вихре волховского джаза

Автор: Беседовал Виктор Скорых
главный редактор газеты «Голос Ладоги»

Сергей Воронин

Не одно десятилетие на волховской сцене ГДК, бывшего ДК ВАЗа, блистали музыканты легендарного «Джаз-тона», имевшие смелость организовать в городе металлистов оркестр джазовой музыки! Несмотря на некоторые сомнения и проблемы, волховские джазмены покорили много сердец, воспламенив их зажигательным вихрем танца и горячих мелодий. О прошлом волховского джаза вспоминает сегодня бессменный руководитель «Джаз-тона» Сергей Воронин, бывший саксофон-альт оркестра.

- «Джаз-тон» имеет богатую историю своей концертной деятельности, отмеченную многочисленными наградами и неизменной симпатией всех любителей джаза. А с чего все начиналось? Кто был у самых истоков создания уникального коллектива?

- Идея организовать джазовый оркестр появилась почти случайно. Это было в конце 80-ых. Освободилась вакансия руководителя духового оркестра, которую ранее занимал Н.Н. Тимофеев. И в голову пришла шальная мысль создать джазовый коллектив.

Почему шальная? Потому что 25 лет не играл на саксофоне – с молодости. Была еще одна причина. Работать аккомпаниатором в народном хоре я уже не мог – там не было свободы выражения, импровизации, материал одно­образный и контингент довольно возрастной, не терпящий широты взгляда на музыку. На старом месте мне было скучно.

Тогда я знал молодых музыкантов Валерия Вашурина (тромбон) и Алексея Жукова (труба). Получался идеальный «шведский» состав по духовым инструментам. Из всех пианистов я хорошо знал Татьяну Руденко. У неё ранее был опыт игры в ВИА. Хотя, это совсем не одно и тоже, но все же есть опыт в группе. Все они приняли мое предложение.

Я обратился к директору ДК Г.П. Качурину с предложением создать оркестр. Он очень удивился, зная меня только как баяниста, но нашёл возможность организовать ставку руководителя оркестра. Поверил мне на слово, тем самым дал жизнь новому направлению в музыке Волхова.

Далее мы пригласили тех, кто раньше играл в группе «Ритмы века». Это были Юрий Мухин (тенор-саксофон), Татьяна Ковшова (труба), Александр Орлов (гитара), Сергей Кудрявцев, имевший профессиональную практику ударника в оркестре на службе в армии. Самый ответственный пост в джазовой музыке достался Олегу Шаранкову (бас-гитара). Это был талантливый музыкант, к сожалению, рано ушедший из жизни. Также к нам присоединился Вячеслав Осипов, который играл на баритон-саксофоне несколько лет. Вот такой был первый состав оркестра «Джаз-тон».

Если быть точным, то наш джазовый оркестр создан в ноябре 1990 года. А завершил я свою деятельность в оркестре в июне 2018 года. Получается, я играл в «Джаз-тоне» более 27 лет. Сейчас оркестра нет, есть группа « Джаз-тон», которую возглавляет Ян Морозов (бас). Кроме него в группу входят Татьяна Руденко (фортепиано), Людмила Новожилова (вокал), Александр Ершов (гитара-соло) и Евгений Богданов (ударные).

К сожалению, недавно увидел юбилейный фильм о волховском ГДК. Но ни наш коллектив, ни сами участники не были упомянуты совсем, как будто нас не было.

- Знаю не понаслышке, что под исполнение «Джаз-тона» танцевало не только так называемое «серебряное» поколение, но и современная молодежь, которой нравились лихие, быстрые мелодии нестареющего джаза. Сколько песен было в репертуаре оркестра и много ли стилей было представлено в нем?

- Если считать вместе с импровизационными композициями, то наш репертуар составлял примерно около 50 джазовых песен. Всем известно, что основной солисткой оркестра «Джаз-тон» долгое время была Екатерина Салтыкова. Человек с незаурядными способностями и человеческими качествами. Ей мы поручили весь вокал, как оказалось, на долгие годы. Изначально пришлось играть не так много джазовой музыки, потому что по какому- то странному мнению считалось, что это, прежде всего, танцевальная музыка. В конце 20 века это уже было совсем не актуально. С развитием в стране однообразного шансона и примитивной шоу-музыки мы были не «танцпол».

Главным течением джаза считается стиль mainstream. Это свинговая музыка с четко пульсирующим басом. Свинг и стал основой нашего репертуара. В дальнейшем я делал аранжировки стиле beat, fank, Jazz-rock насколько позволяли возможности оркестра.

- У вас было совместное выступление с джазовым коллективом из Германии. Поддерживаете ли сейчас с ними музыкальные контакты?

- В Волхове совместное выступление с немецким джазовым ансамблем было только один раз. Они были проездом в Волхове, сопровождая гуманитарную помощь. К сожалению, больше с ними мы никогда не пересекались.

Хорошо помню, как в ноябре 2016 года мы провели два совместных концерта в музыкальной школе им. Яна Сибелиуса в Волхове с оркестром из города-побратима Мушеэн (Норвегия).

- За свою более 25-летнюю деятельность «Джаз-тон» гремел на разных сценических площадках не только Волховского района, но и за пределами Ленинградской области. В каких экзотических местах и странах приходилось выступать волховским джазистам?

- Мы единственный коллектив за всю историю города, который выступал и был приглашён за рубеж в полном составе. В частности, мы дали несколько концертов в городе-побратиме Ярвенпяя (Финляндия) и два раза ездили в провинцию Нурланд (Норвегия), которая имеет побратимские связи с Ленобластью.

Был ещё квартет, который я создал как баянист. И нас пригласили на Международные фестивали в Лимбажи и Ригу. В общей сложности наш оркестр представлял не только Волхов, но Ленобласть и Россию в Финляндии, Норвегии и Латвии.

Кстати, нам поступали предложения на фестиваль в Польшу, но дорога была за наш счёт, а в Польше за счет принимающей стороны. Администрация ДК тогда не нашла денег на дорогу оркестру. Потом было предложение поработать на полгода в Китае, но по разным причинам все отказались. А в 2000 году по приглашению администрации мы две недели играли в отеле «Звездный» в Сочи. Это были самые приятные гастроли.

А как забыть один вечер в Волхове, когда на нашем выступлении присутствовали не менее 20 представителей Генерального Консульства США в Санкт-Петербурге? Именитых американцев на тот вечер пригласили американские фермеры, работавшие в Голтово, в Волховском районе. Уверен, мы были оценены по достоинству.

- Обычно ветераны с гордостью носят свои награды, демонстрируя свое мастерство и опыт. А какие самые важные наградами мог бы похвастаться «Джаз-тон»?

- Нашему коллективу присвоили звание «Народный самодеятельный коллектив». Однако это почетное звание не дало нам особых привилегий, как в материальном плане, так и в популярности. Больше наград у нас не было. Считаю, что главной наградой для нас была возможность заниматься любимым делом и делать это так, чтобы наша музыка нравилась нашим поклонникам.

- Если немного помечтать и предположить, что завтра собирается старый состав «Джаз-тона», смог бы вновь возродиться легендарный волховский коллектив и задать жару для нового поколения любителей джаза?

- Теперь это не возможно реализовать. За 30 прошедших лет слишком много ушло из жизни тех, кто мог бы продолжить жизнь оркестру. К сожалению, за это время мало сделано для того, чтобы привлечь музыкально образованные молодые кадры в город Волхов. Теперь, когда время собирать камни, оказалось, что их просто нет. После 27 лет работы с оркестром «Джаз-тон» мы не получили должной поддержки от заинтересованных лиц. Напротив, сейчас в Волхове наиболее популярны фестивали шансонной музыки.

В свое время руководители предприятий и организаций города Волхова охотно помогали оркестру «Джаз- тон» создать материальную базу из инструментов и аппаратуры. На самом высоком уровне, в частности, нам помогали губернатор Валерий Павлович Сердюков и депутаты ЗАКСа средствами на приобретение инструментов.

Тогда огромную поддержку наши музыканты получали от мэра города Н.М. Волчковой. Прекрасный руководитель и разносторонняя личность, она сразу оценила появление нашего джазового коллектива и всячески нам помогала. В то время мы проводили джазовые вечера в желтом зале ДК, на которых был всегда аншлаг — и это была прекрасная возможность играть джазовую музыку и лучшие хиты советской эстрады.

- Как вы считаете, есть ли будущее у джаза вообще и волховского джаза, в частности?

- Я практически уверен, что в самодеятельности вообще нет перспектив у джазовых коллективов в провинции, в районных центрах. Надо быть полным альтруистом, чтобы предположить, что музыканты с хорошей подготовкой, умением читать ноты с листа и навыками импровизации будут бесплатно тратить время. Очень сомнительно.

По стандартам джазовый оркестр — это когда в составе не менее 7-8 человек и тембрально состоит из ритм-группы и хотя бы 2-3 духовых инструментов. Остальное называется band или big-band. Теперь от нашего былого коллектива осталось три человека, да и то это уже часть рок группы «Витамин U».

С июня 2018 года я проживаю в Санкт- Петербурге, хотя уже на пенсии, но являюсь музыкантом-волонтером Комплексного социального центра обслуживания населения (КСЦОН) Приморского района. Так что по-прежнему занимаюсь любимым делом и никогда не забываю о том времени, когда играл в «Джаз-тоне».

- Спасибо за очень интересные музыкальные воспоминания о замечательном прошлом «Джаз-тона»! Надеюсь, эта музыка будет звучать в Волхове вечно.

Последний состав оркестра «Джаз-тон». Стоят слева направо: Людмила Новожилова, Ян Морозов, Александр Ершов, Алексей Жуков, Татьяна Руденко, Сергей Воронин. Сидят слева направо: Геннадий Сюзев и Сергей Шарабан.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.