Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

11.02.2021 12:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 12.02.2021 г.

Зачем реставратору дробь?

Автор: Мария Попова,
хранитель коллекции иконописи и церковной утвари

В 2020 году несколько икон из собрания музея-заповедника «Старая Ладога» были отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря, одном из самых крупных и авторитетных учреждений в этой сфере. Благодаря финансированию комитета по культуре Ленинградской области были возрождены три иконописных памятника XVIII-XIX веков.

Работа реставратора схожа с трудом врача, где главный принцип – «не навреди». Процесс восстановительных работ чрезвычайно кропотлив. Рука специалиста должна быть тверда и виртуозна, как пальцы хирурга. Кстати, скальпель и даже зубные клещи часто становятся необходимыми помощниками.

Все переданные на реставрацию иконы нуждались в очистке от загрязнений, например, копоти, снятии потемневшей олифы, укреплении красочного слоя.

С помощью специальных растворителей реставраторы ватным тампоном снимают верхний слой лака или олифы. Под ним открывается древняя живопись. Тонкие кусочки красочного слоя под воздействием времени иногда отстают от грунта и «топорщатся». Чтобы закрепить их на своих местах мастер производит заклейку особой бумагой. А вот теперь как раз и пригодится дробь. Мешочки с мелкими металлическими шариками помещают на заклеенную поверхность иконы. Они становятся ощутимым, но деликатным грузом, прижимая все отставания.

На иконе «Святитель Николай Чудотворец», особенно в ее нижней части, был утрачен не только красочный слой, но и левкас. Так называют грунт на основе мела и клея, которым иконописец предварительно покрывал доску, а потом начинал создавать живописное изображение. Реставратору было необходимо заново загрунтовать поверхность, а затем тонировать её под цвет фона. Свое вмешательство реставратор всегда старается сделать минимальным: везде, где, возможно, сохраняются подлинные линии и цветовые пятна.

Щит иконы «Спас Вседержитель» состоит из трех отдельных досок. Они искривились и разошлись, возникли трещины на всю высоту. Реставраторы стянули и надежно склеили доски основы. Сквозную щель заделали особой мастикой с древесной мукой.

Лекари старины очень радуются, когда удается открыть под верхним слоем живописи более ранний, авторский. Например, образ Казанской Богоматери был написан в 1788 году. Еще в XIX веке он был поновлен. Художник написал заново лик, добавил золочение, придавая изображению парадный вид. Этот «поновительский», со временем потемневший, слой реставратор аккуратно удалил, открыв звучание первоначальной авторской живописи. Часто для процесса освобождения от поздних записей требуется микроскоп: настолько тщательно мастер контролирует снятие частиц краски верхнего слоя без контакта с нижним.

В конце декабря прошлого года отреставрированные памятники вернулись в музей. Сотрудники центра – реставратор Александр Горматюк и хранитель Андрей Бодров – лично сопровождали иконы при перевозке. Было невероятно интересно услышать рассказ об этапах и особенностях проделанной работы из первых уст! Выражаем надежду на продолжение столь ценного и продуктивного сотрудничества.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.