Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

28.09.2017 10:41 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 29.09.2017 г.

Хранителям света посвящается

21 сентября в городе Волхове у монумента в честь строителей и энергетиков
Волховской ГЭС  высадили аллею из 24 вечнозеленых туй

Фото Л.Кривошеевой

"Аллея энергетиков", созданная накануне 75-летия прорыва энергетической блокады Ленинграда — это дань памяти всем тем, кто колоссальными усилиями восстанавливал Волховскую ГЭС и возобновил подачу электричества в осаждённый город.
В торжественном мероприятии приняли участие руководители "ТГК-1", в частности, генеральный директор ПАО "ТГК-1" А. Барвинок, директора тепло- и гидроэлектростанций компании, первый заместитель главы администрации Волховского района С.В.Юдин. Почетным гостем стал А.В.Васильев, ветеран-энергетик Волховской ГЭС и непосредственный участник тех событий.
До открытия аллеи участники мероприятия побывали в музее истории энергетиков на ГЭС, коллекция  которого в тот день пополнилась еще одним ценным для истории экспонатом.  Дочь Н.С. Туманова, автора уникального проекта прокладки кабеля по дну Ладожского озера, Т.Н. Косоурова подарила музею книгу "Ладога. Пять нитей жизни". В её основу легли записи из личных дневников её отца, чертежи и фотографии, подробно рассказывающие об операции подачи электроэнергии в блокадный Ленинград.

Л.Кривошеева

"Он пришёл к нам, он первым прорвал блокаду…"

23 сентября 1942 года — этот день навсегда остался в памяти ленинградцев и волховчан как один из самых значимых дней страшной блокады. В этот день состоялся прорыв энергетической блокады Ленинграда. Не пропустив вражеские войска в декабре 1941 года, Волхов снова подставил своё плечо городу на Неве.  
До войны Ленинград получал электроэнергию от 3-х гидростанций (Волховской, Нижне-Свирской, Раухилинской) и от 4-х тепловых, из которых три находились в черте города, а одна — в районе Невской Дубровки.
Сначала прекратила подачу электроэнергии Раухлинская электростанция. 30 августа 1941 года остановилась Свирская ГЭС.  6 сентября 1941 года в руках немцев оказалась Дубровская электростанция. В это же время под угрозой оказалась и работа Волховской ГЭС.
7 сентября 1941 года в связи с напряженным положением на фронте нашу решено было демонтировать. Основное оборудование было вывезено, а 2 малых агрегата проработали всю войну.
Таким образом, с началом блокады Ленинград оказался отрезанным от всех электростанций, ленинградская энергосистема потеряла все электростанции вне города, все электросети и все торфоразработки. В работе оставались только городские тепловые электростанции, но уже 6 октября 1941 года запасы топлива на них были  в ограниченном количестве.
Немцы разрушили линию электропередачи, и Волхов тоже прекратил подачу тока в сражающийся город.
9 сентября начался демонтаж оборудования нашей ГЭС.
12 ноября Ставка Верховного Главнокомандования утвердила указание командующего 54-й армии генерала И.И. Федюнинского о разрушении ГЭС, ВАЗа, железнодорожного моста и затоплении плотины. Но и в такой боевой обстановке станция ни на час не прекращала работу.
Ленинград испытывал острый энергетический голод. День 25 января 1942 года энергетики назвали "чёрным днём". Требовались экстренные меры по снабжению города электроэнергией.
В конце декабря 1941 года фашисты были разбиты под Волховом. Угроза, нависшая над Волховской ГЭС, была устранена. Только Волховская ГЭС могла помочь блокадному Ленинграду.
СНК СССР принял решение о восстановлении станции. Необходимо было вернуть из эвакуации и смонтировать заново оборудование Волховской ГЭС. Требовалось строительство новых линий электропередачи и подстанций. И самое сложное — проложить кабель по дну Ладожского озера. В то время аналогов такой операции не было. Мало кто представлял себе, как это сделать. Разработку проекта поручили С.Н. Туманову — он стал не просто автором уникального проекта, но и непосредственным участником тех событий.
2 февраля 1942 года в Волхов прибыл первый эшелон с электрооборудованием. 21 февраля начался монтаж оборудования.
12 апреля 1942 года завершена сборка отремонтированного генератора Волховской ГЭС.  30 апреля 1942 года был завершён монтаж и запущен в эксплуатацию первый агрегат Волховской ГЭС под станционным № 1, 4 августа — агрегат под № 2, а 19 августа — № 3. Тогда же было решено в целях обеспечения блокированного города электроэнергией проложить электрокабель по дну Ладожского озера.
На участке от Волховской ГЭС до берега озера в районе Кобоны линия электропередачи прокладывалась по болотам, лесам.
Героическими усилиями военных строителей, мобилизованных колхозников, работников «Ленэнерго», а также работников завода "Севкабель" в исключительно сложных условиях: только ночью, с большими предосторожностями, чтобы не допустить перелома кабелей, в плохую погоду, при частых бомбёжках, одновременно строя линию и исправляя нанесенные бомбежками повреждения, — поставленная задача была выполнена.
Идея прокладки подводных кабелей протяженностью 23 км вначале вообще казалась фантастической, но путем невероятных усилий её смогли осуществить.
Кабель монтировался предварительно на берегу и в тихую погоду с двух барж, плывущих навстречу друг другу от обоих берегов озера, опускался на дно. Строительство, начатое 7 августа, было закончено досрочно, и 23 сентября 1942 года в 12 часов 30 минут осаждённый Ленинград получил ток Волховской ГЭС. Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. В мирное время, по расчётам специалистов, прокладка такой линии должна была занять около полугода. Это было значительным событием в жизни ленинградцев. Электроэнергия с берегов Волхова позволила оживить станки заводов, получили свет госпитали и другие хозяйственные организации города. Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц писала: "…Он пришёл к нам, он первый прорвал блокаду, волховстроевский Ленинский свет, свет с дорогой "Большой земли". Но строители продолжали прокладку следующих ниток электрического кабеля. Всего по дну озера было проложено пять нитей кабеля.
Позднее, когда Ладога покрылась льдом, высоковольтники сделали воздушный кабель, вморозив опоры в лед, и по дополнительной воздушной линии электропередачи поступление в Ленинград электроэнергии с Волховской ГЭС ещё больше возросло.
Вплоть до полной ликвидации блокады, до восстановления других электростанций Волховская ГЭС почти в одиночку безотказно питала своим током — силой и светом — город Ленинград.
За успешное выполнение работ по демонтажу и эвакуации оборудования станции, за участие в восстановительных работах, за эксплуатацию станции в прифронтовой зоне большая группа работников Волховской ГЭС была награждена орденами и медалями. Орденом Ленина был награждён слесарь Георгий Савельевич Тайменев, орденами Красной Звезды — слесарь А.А. Кузнецов, главный инженер станции П.А. Ковальчук, первый секретарь Волховского горкома партии Николай Иванович Матвеев, орденом «Знак Почёта» — директор станции И.П. Жемчужников, начальник монтажного участка Н.А. Попов, парторг Н.А. Радченко и многие другие.
За героический труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Волховской ГЭС передано на вечное хранение Красное Знамя Министерства электростанций и ВЦСПС. В Книгу Почёта станции занесены имена рабочих, служащих и инженеров, работавших на ГЭС в грозное военное время.


Н.Власова,
старший научный сотрудник музея истории г.Волхова

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.