Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

13.07.2017 11:00 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 07.07.2017 г.

«Светозарно шествуя по воздуху»

Автор: Подготовила О. Панова

Тихвинская  - одна из самых почитаемых на Руси икон Богородицы. Русская Православная церковь почитает ее чудотворной. Образ Божией матери, по преданию, написан самим евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.

В сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери её появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Её появление в малообжитых и не совсем утвердившихся в христианстве землях само по себе было чудом, а чудотворная сила образа привлекала к ней массы народа.  На месте последнего явления образа, на берегу Тихвинки, в том же 1383 году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять с Влахернской Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда икона незадолго до взятия города турками и за 70 лет до падения Восточной Римской империи чудесно перенеслась в 1383 году на берега реки Тихвинки. Другой вариант – отождествление с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Согласно преданию, во время иконоборческой ереси этот образ чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после торжества Православия тем же путём вернулся.

Появление чудотворной иконы на реке Тихвинке имело огромное значение. После взятия Константинополя турками в 1453 году и присоединения Новгорода к Москве в 1478 году явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и Константинополя ради пребывания в новом уделе Богородицы — на Святой Руси, ставшей третьим Римом. Образ Богородицы, чудесно явившийся в наших землях, подчеркивал особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становился новым ярким символом Русского централизованного государства. И действительно, создание, укрепление и бурное развитие Руси стало подтверждением неслучайного явления образа Божией матери. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому. С этих пор пристальное его внимание Москвы к далекому новгородскому посаду подкреплялось еще и церковью, а  чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.

Слава о чудотворном образе расходится по всей Руси, и к XVI веку Тихвин становится известным местом богомолья, куда идут многочисленные паломники от властвующей элиты до калек и нищих. В 1527 году храм посещает Василий III, а ровно черед двадцать лет, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Ревностно и бережно хранимая братией, Тихвинская Одигитрия пережила немало драматических и трагических моментов. В начале XVII века Тихвин оказался в центре событий Великой Смуты. Предание говорит о чуде, связанном с освобождением Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов, возглавляемых генералом  Делагарди, в 1613 году.  Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом  Хутынским,  Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям, — сказал Чудотворец, — что Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском, умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу».. Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско…

В Петровские времена именно Тихвину выпало стать важной частью одноименной водной системы. Осененные благословением Богородицы, тихвинские ополченцы героически воевали против войск Наполеона…

Список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в 1897 году был привезен в г. Каракол преосвященным Аркадием, епископом Туркестанским. Сей список он получил в дар от Афонского монастыря. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль, но после разграбления и разрушения монастыря была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где пребывает и доныне. На иконе имеются следы от выстрелов (в нее стреляли в упор, но пули отскакивали от доски, оставив только следы). В 2017 году исполняется 120 лет со дня перенесения на кыргызскую землю чудотворного списка Тихвинской иконы.

В 1910 году по инициативе Комитета попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями, со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к её образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея и до 1941 года икона находилась в Тихвине. Существует предание, что во время наступления немцев под Москвой в ноябре 1941 года Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, утверждает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря, после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин. Однако саму икону это не уберегло:  немцы вынесли икону из собора и отправили во Псков, где передали Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, и её по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Позже чудотворный образ оказался в американской зоне оккупации Германии, а в результате долгих странствий в 1950 году был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Возвращение иконы в Россию, согласно завещанию архиепископа Иоанна, могло состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. Наверно, это тоже одно из чудес Богородицы, ибо в 1995 году монастырь был передан Церкви, сюда пришла монашествующая братия и занялась восстановлением обители из руин. Был отремонтирован и освящен Успенский собор, приводилась в порядок территория обители. Монахам помогали многочисленные трудники, люди с удовольствием работали во славу Божию.

И вот в 2004 году, через шестьдесят с лишним лет, икона была торжественно возвращена домой — на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Великими торжествами и всенародным ликованием встречали возвращение древней святыни тысячи людей на всем  пути ее следования. Сегодня многочисленные паломники приходят в Тихвин, чтобы поклониться чудотворному образу хранительницы земли русской, нашей защитнице и молитвеннице – Богородице.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.