Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

18.08.2016 12:14 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 19.08.2016 г.

Успенские затворницы

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь — одна из старейших женских обителей Северо-Запада России. Его история богата не только историческими событиями, но и необычными, удивительными, порой трагическими судьбами женщин, в разные периоды находивших в этой обители свое спасение или узилище. Читая их биографии, поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля. О некоторых из них — наш сегодняшний рассказ.

Анна  Кашинская

В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила — святого благоверного князя-мученика, скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери. Княгиня известна как своей драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: раскол Русской церкви в XVII веке привел к деканонизации только что прославленной святой — небывалому прецеденту в истории русского православия. Поводом к тому послужили её открытые мощи с двоеперстным перстосложением ("правая рука в завитии  погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи"). Мощи закопали, могилу замуровали так, что от неё не осталось и следа. Церковь закрыли, приделы в её честь переименовали, а само её имя исключили из святцев. В 1678 году житие святой Анны было предано анамефе. Повторно она была канонизирована лишь в 1908 году с личного согласия императора Николая II.
Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Её выдали замуж за князя Михаила, которого казнили в Орде по приказу Узбек-хана. В 1326 году в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — другой сын, Александр Михайлович Тверской, и внук Фёдор Александрович.
Год её монашеского пострига неизвестен, но в 1358 году примерно 80-летняя княгиня, бабка князя Михаила Александровича, упоминается уже как монахиня София. В 1367 году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь и устроившим расправу над людьми своего племянника князя Михаила, который вскоре вновь его выбил из Твери при помощи литовцев. Там престарелая княгиня, которая обладала очень властным характером и даже правила Тверской землей какое-то время(и правила мудро!) и скончалась. В истории она осталась под именем Анна Кашинская, хотя лишь последний год своей долгой жизни провела в этом маленьком городе.
По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны; на иконах она часто изображается в схиме. Сегодня в Успенском монастыре хранится частица мощей Анны Кашинской, и верующие поклоняются ей с молитвами о заступничестве и здоровье.

Евдокия Лопухина

В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Федоровну Лопухину — первую супругу Петра I, в иночестве Елену. В монастырь опальную экс-царицу перевели из Суздаля. Уже позади было дело царевича Алексея, казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь несчастная царица. Всё время её заточения монастырь охранял военный караул, прихожанам был запрещен вход в обитель и временно приостановлено пострижение в монахини. Общаться с родовитой монахиней было запрещено всем, кроме двух черниц, которые ухаживали за нею. Вокруг монастыря возвели двойной тесовый палисад.
С того времени на подворье сохранились липы, посаженные Лопухиной. Сестрам, помогавшим ей, Евдокия-Елена пожаловала икону "Троеручница". А в Старой Ладоге с тех времен Еленой стали называть речку Ладожку, что впадает в Волхов, набережную — Еленинской, на посаде появился Еленинский переулок.
После смерти Петра Великого, в 1725 году, по приказу императрицы Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургской крепости, где её держали как государственную преступницу и именовали не иначе, как "известная особа". Екатерина I совершенно справедливо опасалась, что у первой жены Петра имеется гораздо больше прав на престол, чем у Марты Скавронской. Лишь с воцарением малолетнего внука, императора Петра II, в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву. Здесь она проживала на подворье Новодевичьего монастыря, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.

Евдокия  Ганнибал

Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.
Брак был недолгим и бездетным. За супружескую неверность он подал жалобу в суд на Евдокию Андреевну, после 23 лет судебных тяжб по определению духовной консистории в 1754 году Е. А. Диопер была сослана в Староладожский женский монастырь, где и скончалась.
Евдокия Диопер, дочь небогатого грека, офицера галерного флота, проживавшего в Петербурге, была влюблена в флотского поручика Кайсарова и думала выйти за него замуж. Но на беду из Селенгинска приехал в Петербург Абрам Ганнибал — тот самый "арап Петра Великого", который после кончины императора был сослан в Забайкальский край и отбывал там ссылку. В Петербурге  Ганнибал познакомился с Диопером и его дочерью и попросил у отца ея руки. Евдокия не соглашалась выходить замуж за Ганнибала, "понеже, как говорила она, арап, и не нашей породы". Но отец и зять не обратили на это внимания, принудили повенчаться с нелюбимым.  В 1731 году против воли её выдали замуж за "арапа Петра Великого". Молодые супруги уехали в Пернов (Пярну), где Евдокия изменила нелюбимому мужу с кондуктором (воинское звание для чертежников и художников) Шишовым, учеником Ганнибала. Есть предположения, что даже пыталась отравить супруга. Дело раскрылось. Ганнибал самолично с особой жестокостью бил и допрашивал жену, а затем её заточили в Госпитальный двор, где она провела в крайней нужде пять лет, добывая пропитание милостыней. В 1736 году Абрам Петрович решил вступить в брак с Христиной-Региной фон Шеберг. Начался долгий бракоразводный процесс.
В 1746 году Евдокия подала прошение в Консисторию, где признавала свою измену и просила развести её с мужем. Тяжба окончилась только в 1753 году. Евдокию Ганнибал признали виновной: "чтобы она впредь женою Ганнибала не называлась и в новое прелюбодеяние не впадала, под опасением наижесточайшаго наказания, а за прежнее свое согрешение принесла покаяние пред отцом духовным и строго исполняла эпитимию, какая ей будет наложена". Её сослали в Староладожский Свято-Успенский монастырь, "дабы оная, пребывая в покаянии, приходила в церковь к повседневному молитвословию, келейнаго правила не оставляла и, по возможности, в монастырских послушаниях обращалась неленостно". В 1754 году она скончалась. Проблема, которая сегодня решается буквально росчерком судейского пера, унесла не просто 23 года человеческой жизни — она жестоко сломала женскую судьбу…
Абрам Ганнибал отделался епитимьей и денежным штрафом. Его второй брак был признан законным.

Схиигумения  Евпраксия

С 1779 по 1822 гг. (43 года) настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами, которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы Успенского монастыря.
Жизнеописание схиигумении Евпраксии составила известная поэтесса XIX века, а впоследствии насельница монастыря, духовная дочь святителя Игнатия Брянчанинова, монахиня Мария Шахова (схимонахиня Елисавета).

Анна  Булатова

В царствование Николая I в Свято-Успенской обители были заточены некоторые родственницы декабристов. Об одной из них, Анне Александровне Булатовой, рассказал в своем альманахе "Тропинки в прошлое" (выпуск №1) волховский краевед В.В. Астафьев.
В 1854 году одна из монахинь Староладожского монастыря пожаловала в дар обители дорогую икону Коневской Божьей Матери. Имя дарительницы — Анна Булатова. Отец ее, полковник Булатов, оказался замешанным в дела Северного тайного общества, и хотя открыто к декабристам не примкнул, был заточен в Петропавловскую крепость, где помутился рассудком и окончил свои дни. Любимая жена его умерла еще раньше, и две дочери Булатовых, Пелагея и Анна, оказались круглыми сиротами. По особой милости Государя девочки были зачислены казенными пенсионерками в Смольный монастырь, где и окончили курс. Старшая благополучно вышла замуж, а младшая приняла постриг в Бородинском монастыре с именем Досифея. Когда почила настоятельница Бородинской обители, вдова генерала Тучкова, сестры разошлись по разным углам России, "чтобы имя матушки везде было прославлено". Так Анна Булатова оказалась в Старой Ладоге. Известно, что вместе с нею приехала другая монахиня — Елизавета Шахова.

Елизавета  Шахова

Иначе сложилась жизнь Елизаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она приходилась дальней родственницей И.С.Тургеневу, и когда вышел в свет его роман "Дворянское гнездо", многие увидели в Лизе Калитиной именно ее. Читатели и критика очень благосклонно приняли поэтическое творчество девушки, но в тот самый момент, когда слава ее находилась на крутом подъеме, она неожиданно удалилась в тихую обитель. Позже признавалась, что сделала это "вследствие неудовлетворенности земными радостями". Впрочем, ее стихи проливают некий свет на причину ухода: несчастная любовь и разочарование.
Постриг Елизавета Шахова приняла в тверском монастыре с именем Мария. Здесь же произошла ее встреча с выдающимся писателем и просветителем епископом Игнатием (Брянчаниновым), который стал ее духовным наставником. В конце 1850-х годов она вернулась в Свято-Успенский монастырь, чтобы остаться здесь до конца своих дней. Более сорока лет, наполненных молитвой и творчеством, провела она в этой тихой обители. На закате жизни монахиня Мария написала "Открытое письмо графу Л.Н.Толстому", подвергшему сомнениям незыблемые церковные устои. Тон ее письма был более сострадательным, нежели осуждающим, и в этом тоже видна ее верность принципу "другим желать добра".

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.