Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

07.11.2016 10:32 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 04.11.2016 г.

« Яви убо себе Богородицына икона »

4 ноября Православная церковь отмечает большой праздник — день почитания Казанской иконы Божией Матери. Это — одна из самых чтимых икон Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Обретение иконы
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище: "Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с верою, чудный свой образъ, некоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войне стрелебную, сего дщи юнна, десяти летъ суща, именемъ Матрона. Сей бо девицы явися чюдная она и пресветлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лете и месяце, сице нача являтися девицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресветлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и поведати про икону Богородицыну, ея же виде, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ недръ: и место поведа ей, идеже последи обретоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну".
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
История почитания
До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя еще в 1579 году список с нее был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному).
В 1594 году митрополит Казанский Гермоген составил "Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани". Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси, сыграв особую роль в преодолении Смуты. К началу 1611 года для большинства людей (как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства) он стал главой патриотического движения. Патриарх Гермоген благословил Первое ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации. Зримым знаком патриаршего благословения стало присутствие в ополчении обретенной и прославленной святителем чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привёз список Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения. Удивительное совпадение, но Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.
Последняя грамота Патриарха Гермогена в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему, направленная в конце августа 1611 года с призывом твердо стоять "за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру", послужила мощным импульсом к созданию Второго ополчения. Осенью того же года протопоп Казанского Благовещенского собора находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (Второе ополчение) "пожелала иметь икону с собою".
22 августа 1612 года у Новодевичьего монастыря началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырем как то чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобожден от части гарнизона польско-литовских войск. И затем Казанская икона действительно сопровождала Второе ополчение. Эта победа Пожарского предопределила падение польско-литовского гарнизона Московского кремля, который через два месяца капитулировал. Переговоры о сдаче начались 22 октября, а 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль. Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах — и по инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября. Общегосударственное почитание Казанской иконы Божией Матери стало вводиться в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска, покровительницей которого считалась другая икона типа "Путеводительница". В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь Казанской иконы, куда был перенесён с Лубянки её "московский" список. (После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор).
В 1649 году, по случаю рождения в 1648 году, на праздник "чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения" наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе "во всех городах по вся годы". В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе были посвящены сотни храмов и монастырей в  Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.  
Кража и уничтожение
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей. Похитителя нашли; он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона была не уничтожена, а перепродана.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенный образ — всего лишь копия.  
Списки и праздники
В начале XVII века в Ярославле создаётся "Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы". В этом памятнике рассказывается, что городской Казанский монастырь возник после снятия с Ярославля осады интервентов (весна 1609 года), за которое ярославцы благодарили явление Богородицы местному священнослужителю. Главной святыней обители стала икона Казанской Богоматери, явившаяся в 1588 году в Тетюшах романовскому купцу Герасиму Трофимову и хранившаяся до начала Смуты на берегу Волги в городе Романове.
В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
При Петре I, в 1721 году, один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в Казанском соборе, построенном на её месте.
Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 4 ноября (22) октября. С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.
 Во второй половине XX века получили распространение городские легенды об особой роли иконы в Великой Отечественной войне, в частности, о том, что маршал Г.К. Жуков облетал с чудотворным образом Москву, а А.А. Жданов — блокадный Ленинград.
13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля "Юрий Гагарин" российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери. Предстоятель сказал: "Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию".
7 апреля 2011 космический корабль "Юрий Гагарин" доставил икону на МКС. Икона хранится в российском сегменте станции.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.