Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

20.10.2016 11:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 21.10.2016 г.

Волховстройка: от замысла до запуска

Автор: По материалам музея О. НИКОЛАЕВА
директор музея истории г. Волхов

К  90-летию Волховской  ГЭС.

История создания Волховской гидроэлектростанции начинается с истории волховских порогов. Река Волхов имела большое значение в жизни волховской земли.

В древности по Волхову проходил торговый путь "из варяг в греки" — из Балтийского моря к Волге и на Ближний Восток. Свое начало Волхов берет из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Уровень воды в Ильменском озере на 14 метров выше горизонта Ладоги.Длина реки 224 км.
 Две трети пути Волхов проходил спокойно. В нижнем течении его водам, бегущим под уклон, приходилось преодолевать пороги. Эти пороги были серьезной угрозой судовладельцам, сплавлявшим по Волхову свои баржи и плоты. Первые, Пчевские пороги, расположенные между селениями Пчева и Городище, тянулись вниз по течению на шесть километров. Глубина фарватера здесь понижалась до 60 см. Вторые, Ладожские (или Петропавловские) пороги, самые опасные. Они брали свое начало у Гостинопольской пристани и тянулись до Дубовиков на протяжении десяти километров. В некоторых местах глубина уменьшалась до 20 см, а Волхов разделялся на два разобщенных потока. Суда могли пройти только по узкому извилистому проходу. Увлекаемые быстрым течением, груженые баржи мчались по стремнине, уклоняясь от валунов и избегая мели, преодолевая 11 км за 20-25 минут. Перепад реки здесь составлял 9 метров, берега — твердые породы известняков. Волховские пороги определили основные занятия жителей близлежащих деревень — Дубовиков и села Михаила Архангела. Основная часть мужского населения была лоцманами и бурлаками. Подходя к порогам, купцы нанимали лоцмана из местных жителей, оставляли товар на попечение приказчика, а сами на лошадях по берегу объезжали опасные места.
С давних пор пытались улучшить судоходство на волховских порогах. В ХVIII в. стремились построить струеотводные плотины и углубить фарватер реки. Первые попытки по очистке порогов относятся к 1725 году. Но при технической беспомощности борьба с порогами была безрезультатной. В последующие годы ни один из проектов по улучшению судоходства на Волхове в месте опасных порогов так и не был осуществлен.В XIX веке появились новые проекты улучшения судоходства на Волхове. Самым крупным был проект инженера Богданова. В 1824 г. в плане шлюзования Волховских порогов он предложил построить плотину с пятью камерными парными шлюзами с пропускной способностью 210 барок в сутки. Но осуществлен он не был: по тем временам его выполнение требовало огромной суммы расходов — стоимость работ определялась в 5 млн. руб.
В 1886 году инженеры Э.И. Вилькен и Б.Н. Кандиба составили проект шлюзования Волхова при помощи трех разборчатых плотин системы Пуаре небольшого напора со шлюзами в реке. Проект предусматривал улучшение судоходства и впервые предлагал возможность использования энергии Волхова. У каждой плотины намечалось место для установки нескольких турбин небольшой мощности, но о серьезном использовании и передаче энергии Волхова не было и речи.
В конце ХIХ века перед российскими инженерами встала новая задача: кроме улучшения условий судоходства использовать водную энергию порогов Волхова.  Первый проект Волховской ГЭС разработал выдающийся русский инженер-механик Вениамин Федорович Добротворский в 1899 году. Его проект предусматривал комплексное решение многолетней проблемы, связанной не только с улучшением судоходства на реке, но и с использованием гидравлической энергии волховских порогов. Общая рабочая мощность проектируемой ГЭС составила бы 37476 л.с. Полная стоимость строительства предполагалась в 6589600 руб. Намечался трехлетний срок работ. Юридические и экономические препятствия не позволили Вениамину Федоровичу осуществить свои проекты. Более 20 лет пропагандировал он необходимость сооружения гидроэлектростанций, добивался признания своих идей, но безуспешно. После В.Ф. Добротворского к идее использования энергии волховских порогов обратились "тайный советник Максимов, почетный гражданин Гефдинг, инженер Полашковский". Они представили ходатайство об утверждении устава "Волховского общества электрической энергии". Но инициатива прошла незаметно.
В начале ХХ века всестороннюю научную разработку вопроса по использованию энергии Волхова представил Генрих Осипович Графтио — разносторонний специалист в области электроэнергетики, гидростроительства, железнодорожного транспорта. Работая в министерстве путей сообщения (МПС), Генрих Осипович доказывал необходимость электрификации российских железных дорог и строительства для этой цели гидроэлектростанций. В 1901 г. Г.О. Графтио несколько месяцев работал в Петербургском округе путей сообщения по вопросу использования гидроэнергии Волхова. Результатом этой работы Г.О. Графтио явился его первый проект волховской силовой установки, выполненный в 1902-1903 гг. Однако правящие круги не заинтересовались этим проектом, как и предыдущим проектом В.Ф. Добротворского. Мнение о неосуществимости строительства гидроэлектрических станций в России старательно поддерживало иностранное акционерное "Общество электрического освещения 1886 года". Это общество владело значительной частью электростанций, работавших на угле и нефти, и боялось конкуренции более дешевой гидроэлектроэнергии.
В 1909 г. Г.О. Графтио прошел по реке Волхов на служебном пароходе министерства путей сообщения. В поездке он познакомился с бурными волховскими порогами и тяжелым трудом лоцманов. В это время Генрих Осипович окончательно решил, где наиболее целесообразно строить Волховскую ГЭС.
В 1910-1911 гг. МПС вновь обратилось к идее использования энергии волховских порогов. Была создана особая комиссия, проведены новые изыскания и съемки Волхова и озера Ильмень и разработан эскизный проект Волховской ГЭС. Полученные данные послужили материалом для последующих проектов шлюзования и использования энергии Волхова. Работами руководил инженер Евгений Александрович Палицын.
Г.О. Графтио принял деятельное участие в начавшихся работах. Он составил свой эскизный проект Волховской ГЭС. От предыдущих он отличался большей продуманностью, инженерным расчетом, привязкой к местности, использованием новых технических открытий. Проект был одобрен Управлением внутренних водных путей сообщения. В 1910 г. Генрих Осипович выступил в Обществе инженеров-электриков Электротехнического института с докладом об использовании реки Волхов и о разработанном им проекте Волховской гидроустановки. Доклад был одобрен, но дело дальше не пошло.
В 1912 г. волховский проект был разработан детально. Е.А. Палицын рассчитал проект плотины и шлюза со всеми гидравлическими расчетами; Г.О. Графтио — здание силовой установки с электромеханическим оборудованием (включая аванкамеру с ледозащитной стенкой и водоспусками), линию передачи в 110000 вольт и главную понижающую подстанцию в Петербурге. Он же предложил и расположение гидросооружений. Замысел Волховской ГЭС отличался высокой технической культурой. По утвержденному проекту река Волхов ниже Петропавловских порогов преграждалась водосливной плотиной. Ее продолжением являлось здание станции, примыкавшее к правому берегу реки под углом в 300. Пропуск судов предполагалось осуществлять через однокамерный шлюз на правом берегу, а сброс избыточных вод — через дополнительный водоспуск между нижним краем станции и нижней головой шлюза. Общая мощность силовой станции планировалась в 60000 л.с. с применением восьми горизонтальных турбин по 7500 л.с.
Весь проект был рассмотрен в ряде технических совещаний при Управлении внутренних водных путей МПС и одобрен полностью, за исключением плотины. Она, спроектированная в виде водоспускной со щитовыми отверстиями, заменялась водосливной. В 1914 году Г.О. Графтио представил третий эскизный вариант силовой станции на Волхове, сделанный применительно к новым, более мощным одноколесным вертикальным гидротурбинам мощностью по 10000 л.с. Но и он не был осуществлен в виду сопротивления иностранных акционерных электрических обществ, владевших паровыми станциями. Для них было неприбыльно снабжение Петербурга дешевой государственной электроэнергией.
Заново вопрос о строительстве вблизи Петрограда гидросиловой установки поставила Первая мировая война и связанный с ней усиленный рост военной промышленности. Из-за недостатка топлива (ввоз английского угля был прекращен, а с перевозками угля из Донбасса железная дорога не справлялась) петроградская оборонная промышленность к началу 1917 года дошла до критического состояния. Российское правительство было вынуждено принять решение о строительстве гидростанции на Малой Иматре (Финляндия). В январе 1917 г. был отпущен кредит в 32 млн. рублей. Однако после событий Февральской революции 1917 г. Финляндия предъявила свои права на использование энергии Иматры. Временное правительство России не смогло достичь соглашения о строительстве гидростанции и остановилось на Волхове как ближайшем к Петрограду надежном источнике гидроэнергии. Общий проект силовой установки Г.О. Графтио был давно готов и обсужден, поэтому к ее сооружению можно было приступить без задержки.
Для подготовки строительства А.Ф. Керенский создал "Комитет по водопадам". Руководителем комитета стал военный инженер Григорий Григорьевич Кривошеин. На межправительственном совещании 1 мая 1917 г. было принято решение о перенесении стройки на Волховские пороги. Средства, ассигнованные для сооружения гидростанции на водопаде Иматра на реке Вуокса в июле 1917 года были переданы на строительство Волховской ГЭС. Комитет по водопадам, которому было поручено руководство волховским строительством, до октября 1917 года успел начать лишь заготовку инвентаря и оборудования.
Дальнейшее освоение гидроэнергетических ресурсов России, в том числе реки Волхов, было продолжено уже после Октября 1917 года. Только тогда Г.О. Графтио получил, наконец, возможность претворить в жизнь свои замыслы в области электрификации России. В январе 1918 года, как вспоминает Г.О. Графтио, Владимир Ильич Ленин попросил дать ему все материалы, относящиеся к проекту сооружения Волховской ГЭС. По просьбе Ленина в срочном порядке, в одну ночь, Г.О. Графтио составил примерную смету строительства этой гидростанции. Ленин лично следил за ходом подготовки документации для принятия решения Совнаркома о строительстве Волховской ГЭС.
18 марта 1918 г. — важнейший день в истории Волховской ГЭС. В.И. Ленин участвовал в совместном заседании Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ, посвященном мероприятиям ВСНХ по электрификации Северного и Центрального промышленных районов.
На совещании шла речь и о возобновлении подготовительных работ по сооружению электростанции мощностью в 60000 л.с. на Волхове, проект которой был разработан Г.О. Графтио и одобрен Лениным. Во время заседания председатель Совнаркома сформулировал решение: "Волхов строить 2-3 строительных сезона". А через три месяца Совнарком принял декрет о сооружении Волховской силовой установки и выделил на первоочередные работы свыше 17000000 рублей. Главным инженером утвержден профессор Г.Г. Кривошеин, его помощниками профессор Г.О. Графтио и инженер А.Д. Горчаков.
В 1918 году удалось начать только подготовку к строительству и подбор кадров строителей и инженеров. Учитывая сложную политическую обстановку и недоверие к власти, многие именитые профессора-энергетики отказывались от работы на Волховстройке.
С января 1919 года впервые начались крупные подготовительные работы непосредственно на территории будущей электростанции. Строились бараки, дома для служащих, столовая, склады, больница, временная небольшая электростанция, механическая мастерская, подъемники и т.д. Но летом 1919 года для Волховстроя наступило тяжелое время. Обстановка на фронтах гражданской войны способствовала тому, что Комитет Государственных сооружений постановил: "Принимая во внимание невозможность планомерного и успешного развития работ, а также близость этих работ к фронту… приостановить на наступающее полугодие строительные и заготовительные операции, оставив лишь часть технического Управления".
Коллектив Волховстроя решительно протестовал, и благодаря активной поддержке В.И. Ленина и Г.М. Кржижановского это решение было отменено. Признав Волховстрой работой государственной важности, президиум ВСНХ принял решение от 31 июля 1919 года: завершить начатые работы, продолжить изыскание и проектирование, ассигновав на это до конца 1919 года 25 миллионов рублей, однако временно приостановить трудоемкие строительные работы. В мае-сентябре 1919 года на Пулковские высоты наступал Юденич. Значительную часть рабочих Волховстроя пришлось отправить на оборонные работы. Из имевшихся в июле 1919 года 1000 строителей к 30 сентября остались 282, ушли многие инженеры и техники.
26 ноября 1919 года Совет Труда и Обороны принял решение о подтверждении военного значения волховских работ и срочном ведении их усиленными темпами. С начала 1920 года темпы работ ускорились. 1 января 1920 года Волховское строительство было слито со Свирским под общим руководством главного инженера Свирского строительства.
К 1 мая 1920 года возведено 89 зданий и сооружений, работали 1052 человека. В течение года в строй вошли железнодорожная ветка, соединяющая строительство с Мурманской железной дорогой, и временная электростанция.
В 1920 году по заданию Ленина начата работа по составлению знаменитого плана ГОЭЛРО. В марте была утверждена государственная комиссия по электрификации России. На VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 года план одобрен. Включение Волховстроя в план ГОЭЛРО явилось подтверждением первоочередного значения этой стройки, указывалось, что сооружение электростанции на Волхове включено в число первоочередных работ.1 января 1921 года Волховское строительство выделено в самостоятельную организацию. Главным инженером назначен профессор Г.О. Графтио.
В 1921 году встал вопрос о первоочередном строительстве Волховской или Свирской ГЭС, так как до сентября средства на строительство не отпускались, начались перебои в пайковом снабжении, строительство временами совсем прекращалось. К концу лета положение стало настолько отчаянным, что оставалось прекратить работы, распустить сотрудников и ликвидировать строительство. В августе Г.О. Графтио пишет письмо лично Ленину. В результате были даны указания надлежащим учреждениям, работы по осуществлению Волховской силовой станции спасены.
16 сентября 1921 года Совет Труда и Обороны вынес постановление о признании работ Волховского строительства внеочередными, о переводе в недельный срок строительства на новые начала управления; разработано Положение о Волховском строительстве. Строительству было выделено 5000 усиленных продовольственных пайков, дополнительные материалы, деньги, в том числе значительная сумма валюты для закупки механизмов.
24 сентября 1921 года — Положение о Волховском строительстве утверждено СТО, 7 октября — IV сессией ВЦИК. Окончание работ установлено на конец 1924 года. Ответственность перед Реввоентрибуналом возложена на лиц, стоящих во главе ведомств. В конце 1921 года положение строительства улучшилось, началось сооружение основных компонентов гидроузла: гидростанции, плотины и шлюза.
Декабрь 1921 года — Г.О. Графтио выехал в Швецию для заказа турбин. В результате командировки Графтио и профессора Ю.В. Ломоносова в Швецию подписан договор с АО "Ундквист и Гольм" об изготовлении на шведских заводах турбин, трансформаторов и генераторов.
Зимой 1921-1922 г.г. были выполнены  большие объёмы по вспомогательным работам, начаты основные. В труднейших условиях, в суровую зиму производились экскаваторные работы в мерзлых грунтах. Была проложена водопроводная магистраль, сооружалась компрессорная станция для работы кессонами, насыпан островок на реке для сборки первого железобетонного кессона под здание силовой станции. К началу апреля собран и забетонирован первый кессон, выдержавший в конце месяца небывало высокий подъем воды и небывалый ледоход.
Сезон 1922 года был назван кессонным. Вес кессона до 2,5 тонн — фундамент Волховстроя. 20 кессонов закладывалось в основу здания станции, 17 — под быки ледозащитной стенки, 10 — под плотину. Первое оборудование для кессонов собирали по всей республике: в Чернигове, Царицыне, Филях; затем их стали делать петроградские заводы: Невский судостроительный им. Ленина, Северная и Путиловская судоверфи. Из Тулы доставили паровую машину и генератор; из Чернигова и Донбасса — компрессоры; Сарапула, Павлодара, Саратова, Урала — другой инвентарь.
Успешно начатые в 1922 году работы к лету приостановились. И хотя предложение о сворачивании строительства было решительно отвергнуто, положение серьезно ухудшилось. Только Народный Комиссариат продовольствия регулярно и полностью выделял 5000 продовольственных пайков, денежные средства с весны 1922 года отпускались совершенно в недостаточных размерах (в мае-июле лишь на 40 %).
30 октября 1922 года сессия ВЦИК исправила положение, отметив недопустимость каких бы то ни было задержек в отпуске средств. Существенное значение имело личное вмешательство Ленина.
20 ноября 1922 года — Президиум ВЦИК поручил главному инженеру немедленно заказать за границей 4 генератора из 8, утвердил список главных предметов оборудования ближайшей очереди, подлежащих заказу за границей. Заказы на поставку турбин, генераторов, трансформаторов и электрооборудования были размещены на шведских фирмах.
 24 января 1923 года — Советом Народных Комиссаров утверждена окончательная смета в сумме 31400000 ориентировочных рублей, в т.ч. 7109950 рублей в золотой валюте на заграничные заказы. В 1923 году в Швеции было создано представительство Волховстроя, которое осуществляло наблюдение за выполнением заказов, приемку оборудования, погрузку и отправку его морским путем в Россию. Это представительство сыграло большую роль в своевременном обеспечении Волховстроя энергетическим оборудованием. Главные турбины мощностью по 10000 л.с. (7,355 МВт) были изготовлены Кристингамским заводом, две вспомогательные турбины и регуляторы скорости главных и вспомогательных турбин — заводами "Нидквист и Хольм". Четыре главных генератора, высоковольтные трансформаторы, выключатели, электрооборудование для собственных нужд изготовлялись фирмой "ASEA". Первоначально предполагалось заказать фирме все 8 гидрогенераторов, однако работники петроградского завода "Электросила" обратились с просьбой к Волховстрою передать им изготовление нескольких генераторов. В то время это предложение многими рассматривалось как неслыханная дерзость. Но завод "Электросила" вопреки всем возражениям сумел доказать свою способность спроектировать и изготовить генераторы для Волховской ГЭС.
Окончание следует

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.