Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.01.2016 11:56 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 15.01.2016 г.

Староладожская коллекция - в Русском музее

Автор: М. Попова
старший научный сотрудник музея-заповедника "Старая Ладога"

Какая радость наконец увидеть то, о чем мы только слышали, мечтали, воображали! 9 декабря в Инженерном замке Санкт-Петербурга открылась долгожданная выставка "Собрание Томиловых-Шварц".

Широко известно, что еще в XIX веке в Старой Ладоге находилась усадьба Успенское, принадлежавшая Алексею Романовичу Томилову. Жителям Волховского района, безусловно, знаком Успенский монастырь в Старой Ладоге. Из-за соседства с ним имение и получило такое название. Алексей Романович — образованный, интеллигентный, тонко чувствующий искусство — образец лучших людей своего времени! Он меценат, благотворитель, один из основателей Общества поощрения художников. Во время войны 1812 года воевал добровольцем в составе петербургского ополчения и получил ранение. Много лет избирался предводителем дворянства Новоладожского уезда. Хозяин усадьбы был знатоком и ценителем искусства, занимался коллекционированием. В его собрание входили работы русских художников XVIII-XIX веков, а также итальянских, голландских мастеров. О.А. Кипренский (помните знаменитый портрет А.С. Пушкина его кисти?) гостил здесь, в нашей Старой Ладоге, дружил с Алексеем Романовичем, в его гостеприимном доме создавал портреты хозяина, его детей и других членов семьи.
Алексей Романович был неравнодушен к графике, он приобретал офорты Рембрандта, создав одну из самых крупных в России коллекций. Томилов начал коллекционировать карандашные зарисовки, наброски молодых художников, например, Алексея Егорова, предвосхитив на десятилетия подобную тенденцию в художественных кругах. Каждому знакомо имя И.К. Айвазовского, но мало кто знает, что именно А.Р. Томилов заметил и поддержал молодого художника задолго до того, как тот стал знаменитым маринистом! Сохранились теплые письма Айвазовского Томилову со словами искренней признательности. Гостем Успенского был и знаменитый французский архитектор и рисовальщик Тома де Томон, автор здания Биржи на Васильевском острове. Его рисунки также стали частью коллекции Томилова. Усадьба Томилова была одним из центров художественной жизни своего времени!  
Об этой потрясающей художественной коллекции мы, сотрудники Староладожского музея, знаем давно, рассказываем о собрании и его создателе туристам. Многие работы опубликованы в альбомах, каталогах, а часть произведений находится в постоянной экспозиции Русского музея. Полноценную коллекцию можно увидеть лишь на временной выставке. И вот торжественные событие — сотрудники музея "Старая Ладога" отправляются на открытие выставки! Кажется, наша небольшая группа была самой эмоциональной среди ее посетителей!
- Вот пейзаж с парком усадьбы!
- Да мы же каждый день ходим по его территории!
- Вот на картине часть усадебного дома. Он был деревянным и не сохранился, но мы знаем, где он стоял: на берегу, вдоль Волхова, вид на это место открывается из наших окон.
А вид на реку Волхов с руинами крепости и Никольским монастырем разве оставит равнодушным! С особым волнением осматривал выставку старший научный сотрудник музея В.Ф. Игнатенко. Он много лет изучал историю семьи Томиловых. Его книга "Усадьба Успенское" является библиографической редкостью — она посвящена родословной этой семьи, сохранившимся документам, письмам. Виктор Федорович знает членов семьи Томиловых как своих родных: кто чей сын, внук, сосед. И вот эти лица взирают на нас с портретов кисти А. Варнека, О. Кипренского, П. Заболоцкого. "Посмотрите, это же наш заборчик — м-м-м!", — Виктор Федорович целует кончики пальцев. Его увлеченный рассказ притягивает новых слушателей -  совершенно незнакомых нам посетителей выставки.
Потомки А.Р. Томилова не были столь увлеченными собирателями. Коллекция по наследству переходит к Евгению Григорьевичу Шварцу, мужу Александры Владимировны. Она была внучкой Алексея Романовича. Е.Г. Шварц продолжает традицию своего предшественника: пополняет коллекцию, приглашает в Успенское людей искусства. Например, в собрании появляются работы И. Репина, Б. Кустодиева. Бурные события в стране первых десятилетий XX века вынудили Е.Г. Шварца продать часть коллекции. В 1918 году значительное количество произведений было передано на хранение в Русский музей. Вернуть их коллекционер не смог, судьба Е.Г. Шварца и его дочери неизвестна до сих пор, а вот коллекцию Русскому музею удалось сохранить.  
…Уникальные произведения искусства находились долгое время в Старой Ладоге, в деревянном усадебном доме. Стены несохранившегося дома украшали семейные портреты, в папках аккуратно хранились листы с графикой. До февраля 2016 года эти родные для нас произведения искусства можно будет увидеть на выставке в Михайловском замке.     

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.