Вклад Волховской ГЭС в Победу
В год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне много говорится о героизме участников военных действий, однако немалый вклад в Победу внесли и простые труженики предприятий и организаций Ленинградской области. Как, например, сотрудники Волховской ГЭС, работавшие в условиях военного времени и снабжавшие с 1942 года электроэнергией фронт и осажденный Ленинград.
В Ленинградском областном государственном архиве в городе Выборге хранятся документы по истории этой первой крупной гидроэлектростанции Советского Союза, получившей громкое имя "Волховская ГЭС им. В. И. Ленина". Архивные документы рассказывают о ее эвакуации, о восстановлении и работе во время Великой Отечественной войны. Они свидетельствуют о том, в каких тяжелых условиях проходило восстановление станции в 1942 году, о возникавших проблемах, о том, как инженеры и машинисты ГЭС подходили к их решению, а также о самоотверженном труде ее руководителей и рядовых сотрудников, осознававших, что от их работы зависела судьба Ленинграда.
Строительство Волховской ГЭС проводилось на протяжении 9 лет (с 1918 по 1927 год). Гражданская война не позволяла вести работы в полном объеме, поэтому фактически оно началось лишь в 1921 году. Автором уникального на тот момент проекта был Генрих Осипович Графтио — выдающийся русский инженер начала XX века. Его имя носит Нижнесвирская ГЭС и одна из улиц Петербурга, а памятник Графтио является одной из достопримечательностей Волхова.
19 декабря 1926 года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС, были пущены 3 первых гидроагрегата (подачу электроэнергии ленинградским заводам станция начала в ночь на 5 декабря). С ее открытием Северо-Западный регион получил мощный и надежный источник энергии для развития промышленности страны в 1920-1930 гг.
Таким образом, к началу войны Волховская ГЭС являлась стратегически важным объектом Ленинградской области. Вырабатываемая ею энергия обеспечивала бесперебойную работу промышленных предприятий Ленинграда и области. Когда в конце 1941 г. немецкие войска стали продвигаться к ГЭС, главные генераторы были демонтированы и эвакуированы в глубокий тыл на Урал (в Пермь и Кировскую область) и Ташкент. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Их эксплуатацию обеспечивала небольшая группа работников вместе с директором ГЭС И.П. Жемчужниковым и главным инженером П.А. Ковальчуком. На случай захвата станция была заминирована, подготовлена к взрыву и затоплению.
Осенью 1942 года фронт стабилизировался, было принято решение начать восстановление работы ГЭС для подачи электроэнергии в блокадный Ленинград. С этой целью в феврале 1942 года в Волхов потянулись эшелоны с техникой и оборудованием, предназначенными для реконструкции. Из-за некомплектной доставки оборудования монтажные работы вначале сильно задерживались, а к концу проходили форсированными темпами. Состояние прибывающего оборудования во многом было неудовлетворительным. Все это отразилось на качестве работ, особенно в отношении генератора, где и без того было много дефектов и неполадок, поскольку его собирали из остатков от монтажа трех предыдущих шведских генераторов, для которых были использованы наиболее сохранившиеся части и детали. В связи с нехваткой комплектующих и военной обстановкой первый гидроагрегат был пущен в строй только 30 апреля 1942 г., то есть с отставанием от плана более чем на месяц.
Помимо монтажа оборудования пришлось заниматься и строительными работами. В 1942 году при обследовании крыши были обнаружены пять пробоин над машинным залом, позже, в марте, от артобстрела пострадали и две башни ГЭС. Рабочими спецконторы-I пробоины были заделаны, но спешка и плохие материалы привели к тому, что вода все равно просачивалась внутрь станции. Однако машинистам станции приходилось работать, несмотря на это обстоятельство.
Стоит отметить особую роль директора ГЭС Ивана Павловича Жемчужникова. Понимая всю важность бесперебойной работы Волховской ГЭС для будущего обеспечения блокадного Ленинграда электроэнергией, он строго следил за качеством монтажных и восстановительных работ, производимых спецконторой № 1 и трестом "Свирьстрой", вплоть до обращения к секретарю Волховского ГК ВКПб Матвееву Н.И. с просьбой о необходимости взять их работу под жесткий контроль партийного руководства, так как на первом этапе восстановления ГЭС подрядчики не совсем понимали задачи работы станции. Оборудование ими сдавалось спешно, небрежно, недоброкачественно и с дефектами, которые потом в процессе эксплуатации приходилось устранять машинистам и инженерам ГЭС, дабы избежать остановок работы турбин и крупных аварий. В условиях военного времени и блокады Ленинграда это было катастрофическим событием. Так, например, в октябре 1942 года из-за дефектов монтажа турбина №1 была остановлена на 3 часа, и за это время Ленинград недополучил 69 тыс. кВт-часов.
27 сентября 1942 года были включены три главных генератора, что дало возможность до конца 1942 года довести выработку продукции до 34,4 млн кВт-часов. В то же время в Ленинграде решился вопрос с электропередачей Волхов-Ленинград. "Ленэнерго" предлагало восстановить и частично реконструировать волховские линии 110 кВ и линии 35 кВ, которые питали во Всеволожском районе торфопредприятия, а через Ладожское озеро проложить нитки кабеля напряжением 10 кВ, изготовить который можно было в городе. В тяжелых условиях на заводе "Севкабель", где работали в основном женщины и дети и который находился под артобстрелом врага, была начата работа по изготовлению кабеля, прозванного "кабелем жизни". К началу августа 1942 г. изготовили более ста километров подводного кабеля. 23 сентября 1942 г. в обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, который был проложен по дну Ладожского озера, электроэнергия частично восстановленной Волховской ГЭС начала поступать в город, находящийся в осаде. Это было прорывом энергетической блокады Ленинграда.
В 1942-44 гг. сотрудники гидроэлектростанции обеспечивали бесперебойную работу даже в условиях воздушных налетов и частых полных сбросов нагрузки. На восстановленных 3 турбинах работало около 150 человек, из них более 50 человек — ударники труда, благодаря чему производительность станции была всегда выше запланированной.
Помимо основной деятельности работники ГЭС выполняли работы и для Красной армии: ремонты двигателей, радиаторов, зарядка аккумуляторов автомобилей, генераторов, выгонка дистиллированной воды. Для ремонта деревянного моста через Волхов в сентябре 1943 г. ГЭС передала аварийно-восстановительной части 50 хомутов и 100 болтов и шайб. Работниками ГЭС был выполнен большой объем работ по сооружению оборонных точек по заданию командования Волховского фронта.
Работники станции активно участвовали в стахановском движении, "на деле показывая свою преданность Родине и стремление приблизить час окончательной победы над заклятым врагом — немецким фашизмом и его прислужниками". Их самоотверженный труд, профессионализм, умение решать самые неожиданные и сложные задачи без остановки производства вызывают восхищение. И что особенно важно, эти люди, большинства имен которых мы, к сожалению, не знаем, внесли колоссальный вклад в прорыв блокады Ленинграда, в победу в Великой Отечественной войне и в последующее восстановление нашей области.
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.