Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

12.11.2020 14:37 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 13.11.2020 г.

«Пенаты»

Автор: Кристина Гаврилова

По определению толкового словаря слово «пенаты» имеет два значения, но неотделимых друг от друга – изначально древние римляне называли так богов-хранителей домашнего очага, со временем слово стало нарицательным, теперь «пенаты» — это родной дом.

А ещё, как известно, «Пенаты» — это музей-усадьба прославленного художника Ильи Ефимовича Репина

Чьей кисти принадлежат такие полотна как «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын», «Садко», «Не ждали», «Царевна Софья», «Крестный ход».

Илья Ефимович поселился на берегу Финского залива в местечке под названием Куоккала, ныне посёлок Репино, в небольшой усадьбе, которую приобрел на имя своей второй жены Натальи Борисовны Нордман в 1900 году. Выбор места был не случайным. В 1894 году Репин стал профессором и руководителем художественной мастерской Академии художеств, небольшая удаленность усадьбы от Петербурга позволяла Илье Ефимовичу постоянно посещать Академию и не пропускать занятия с учениками. С другой стороны та же удаленность от Северной столицы давала Репину возможность спокойной работать в тишине и уединении, вдохновляясь красотой здешних мест.

«Пенаты» необычное место. Все начинается с ворот, на которых изображены те самые древнеримские боги-хранители. Дом, построенный по замыслу и рисункам Ильи Ефимовича, удивляет причудливостью своих форм и необычными архитектурными решениями. Двухэтажное здание с множеством веранд, балконов, башенок постоянно достраивалось и почти на две трети состояло из стекла. Репин стремился наполнить дом светом и воздухом, создать идеальные условия для работы художника.

Со временем преобразился и парк рядом с домом, строения здесь также отличались оригинальностью форм и названий. От дома вглубь парка тянулась «Аллея Пушкина», радом с ней располагалась деревянная беседка, именуемая «Храмом Озириса и Изиды», а в конце аллеи возвышалась двенадцатиметровая смотровая «Башенка Шехерезады», с которой открывался необычайно красивый вид за залив.

Внутреннее наполнение дома, как и сам образ жизни обитателей дома был удивительным и необычным для того времени. В прихожей гостей встречал медный гонг «Там-Там» и висевшей на нём табличкой – «Самопомощь.. Сами снимайте пальто, калоши… Бейте весело, крепче в Там-Там..Открывайте дверь в столовую сами…». Прислуги в доме Репиных никогда не было. Об этом говорили и развешенные по всему дому таблички: «Всё делайте сами», «Не ждите прислуги, её нет».

Для приёма гостей из всей недели была выделена только среда. В этот день в «Пенаты» приезжали А. М. Горький, В. В. Маяковский, Ф. И. Шаляпин, С. А. Есенин и многие другие известные писатели, поэты, художники и учёные.

История музея-усадьбы начинается в 1940 году. За время Великой Отечественной войны территория усадьбы была почти полностью уничтожена, дом сгорел дотла. Второе рождение музей получили в 1962 году. «Пенаты» восстанавливали по материалам сохранившегося архива, фотографиям, рисункам, письмам и воспоминаниям. Удалось сохранить облик дома и интерьеры комнат: кабинета, гостиной, зимней веранды и мастерской.

«Пенаты» до сих пор хранят в себе дух и атмосферу того времени, когда здесь жил и работал Илья Ефимович. Дом наполнен личными вещами художника, его работами и его историей, которая, как и вся его жизнь причудлива и необыкновенна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3