Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

03.03.2024 09:28 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 01.03.2024 г.

Как укрепить психологическое здоровье ребенка в семье

Мы продолжаем нашу рубрику «Консультационный час». Сегодня Лариса Евгеньевна Новикова, педагог-психолог расскажет, как мы, взрослые, можем укрепить психологическое здоровье ребенка в семье.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется. По мнению И.В. Дубровиной, которая впервые дала это определение, психологическое здоровье характеризует личность в целом. Оно находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа.

У детей дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности (например, при поступлении в детский сад), уровень развития коммуникативных навыков и положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, игре, а также отсутствие отклонений в поведении.

Как же укрепить психологическое здоровье ребенка в семье?

Родители должны помочь своему малышу устанавливать особые, избирательные, устойчивые и эмоционально значимые отношения со взрослыми. Например, успокоить малыша, когда это необходимо; не отказывать, когда он обращается за помощью, защитой или утешением; демонстрировать ребенку радость от встречи с ним; помогать изучать мир вокруг; показывать своим поведением, что рядом с вызывающим доверие человеком не страшно исследовать окружающую действительность. Не менее важно, постараться установить теплые, доверительные отношения между братьями и сестрами.

Взрослые должны разговаривать с ребенком, как с равноправным партнером по общению, проявлять интерес к индивидуальности ребенка и выражать свои чувства по отношению к нему, широко используя мимику, жесты, интонации, речь. Взрослые всегда должны быть готовы разделить с малышом его переживания и стремиться создать общий положительный фон общения. Необходимо стремиться, чтобы позитивных эмоций было как можно больше. Обсуждение с малышом предметов и явлений мира вещей помогут ему получить новую информацию. Взрослые могут помочь ребенку самому поискать ответы на возникшие вопросы, используя для этого различные эксперименты, знакомство с книгами, другими источниками информации. Важно поддержать своим взаимодействием «аппетит» к приобретению ребенком новых знаний.

При проявлении у ребенка агрессивного поведения взрослым важно познакомить ребенка с другими социально приемлемыми способами поведения; вызвать желание использовать их в своей деятельности, поведении; подавать пример собственным поведением; не конфликтовать в присутствии ребенка; исключить из просмотра теле- и видеофильмы, компьютерные игры с агрессивным смыслом. При проявлении обидчивости взрослым необходимо исключить сравнительные оценки детей (кто лучше, а кто хуже); способствовать развитию устойчивой положительной самооценки ребенка; развивать чувство удовольствия от самого процесса деятельности, а не ради похвалы. Невнимательные дети, легко отвлекаемые, импульсивные с повышенной двигательной активностью тоже испытывают эмоциональный дискомфорт. Замечания, наказания, угрозы не улучшают поведение такого ребенка. Ему необходимы похвала и одобрение взрослых; постоянная психологическая поддержка, терпение, теплое отношение членов семьи. Важно продумать все поручения, которые даются ребенку. Если ребенок устал, потерял интерес к занятию, его следует переключить на другой вид деятельности.

Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения и поощрение за его успехи в их выполнении. Не следует искусственно ограничивать подвижность таких детей.

Частое эмоционально положительное общение ребенка со взрослым, удовлетворение основных потребностей малыша способствуют с раннего детства формированию положительных черт характера, таких, например, как открытость и доверие к людям.

Уделите внимание внутреннему миру ребенка, его чувствам: чему радуется, на что и кого обижается, чем гордится, что вызывает тревогу и т.д. Одобрение, поощрение, которое получает малыш от взрослых, способствует формированию образа «Я – хороший». Для позитивной самооценки ребенка, позитивного образа себя, важно признание взрослыми права малыша на разные чувства, состояния, (не только радости, сочувствия, но и страха, гнева, зависти, ревности).

Родителям важно прислушаться к себе, своим оценочным суждениям относительно растущего сына, дочери. Общаясь с ребенком важно, чтобы положительная оценка (согласие, одобрение, похвала, восхищение), преобладала, а не была изредка, от случая к случаю. Родителям важно понимать, что они должны сравнивать ребенка не с общим эталоном, успехами других, а с его же достижениями, — прежними. Нужно стремиться найти продвижение, пусть незначительное, едва заметное по направлению вперед.

Совместная деятельность взрослого и ребенка может не только обогатить представления, умения малыша, но и дать толчок его фантазии, сблизить партнеров по совместной деятельности. Процесс и результат этой деятельности позволят обоим – и ребенку, и взрослому – испытать чувство единения, сорадости. Ребенок будет ощущать свою важность и нужность, наблюдая заинтересованность родителей в значимой для него деятельности. Возможность для свободной игры дома, участие в ней взрослых снижает тревожность детей; возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка.

Предоставление ребенку возможности почувствовать значимость своего вклада в общесемейные дела, быт (ответственный за поливку комнатных растений, либо отдельных цветов, за кормление домашних животных, сервировку стола и т.д.) способствует формированию у него ответственности за свое поведение, порученное дело. Семейные праздники, традиции, совместные дела в кругу семьи являются тем «полем», где ребенок может проявить свои способности, умения, испытать при этом чувство самоценности.

Важно, чтобы родители делились с ребенком своими переживаниями, рассказывали о них на доступном малышу языке. Предметом обсуждения могут быть не только ваши личностные чувства, но и переживания любимых сказочных или мультипликационных персонажей. В ситуациях хорошего и плохого поведения ребенка важно помочь ему увидеть и прочувствовать последствия своих поступков: как в итоге чувствуют себя близкие им люди. Можно и нужно подсказать ребенку возможные положительные способы поведения в данной ситуации, поощрить стремление ребенка исправить сложившееся положение, если оно доставляет огорчение, боль другому, тем более родному человеку.

  • Семья. Где, как не здесь, «под крышей дома моего», прорастают ростки чувства защищенности, уверенности в себе, социального интереса, жизненного оптимизма, творчества – всего того, что составляет фундамент психологического здоровья. От вас, родители, очень много зависит!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.