Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

06.06.2023 08:00 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 02.06.2023 г.

Ирина Петухова: «Мы все были детьми, об этом надо помнить»

Автор: Людмила Кривошеева

Кажется, совсем недавно она сама училась в Волховской школе No1, а теперь уже преподаёт там английский язык детям. Хотя изначально планы у выпускницы одиннадцатого класса были совершенно другие.

Она подала документы в пять экономических вузов, и кстати, в три из них прошла, но в самый последний момент пересмотрела своё решение, и выбор учебного заведения пал на Волховский филиал РГПУ им. Герцена – на отделение «Педагогическое образование в области иностранного языка». Вот это поворот! Где иняз, а где экономика! Английский Ирине нравился всегда, трудностей с обучением никогда не было, да и его полезность она выделяла. «Изучение языка развивает память, а значит, и мозг сохраняет долго свою работоспособность», — говорит она. На выбор девушки частично повлияли её преподаватели. Школьный учитель английского языка Ирина Александровна Новикова и Надежда Антоновна Мироненко (когда-то она тоже работала в первой), у неё Ирина занималась английским и итальянским дополнительно с седьмого класса. Для девушки это был своего рода эталон: каким должен быть человек, женщина – образованной, умной, с широким кругозором и всегда хорошо выглядеть.

Но даже после поступления Ирина не предполагала, что станет учителем. Переводчиком – да. Репетитором – да. Заниматься лексикологией – да. Работать в школе – нет. Но это было лишь до того момента, пока не началась практика, проходить которую направили в родную школу. Вот тогда-то Ирина чётко осознала, что хочет быть учителем. Ей понравилась атмосфера, царящая в стенах учебного заведения; коллектив; дети и то, что они все разные. И после второй практики Ирина уже стала Ириной Владимировной и начала свою педагогическую деятельность. Доучивалась уже будучи преподавателем английского языка. Она вела предмет у трёх пятых классов. Совмещать написание дипломной работы с учительством в школе помогла пандемия, вернее, тот факт, что школы ушли на дистант – это был 2020 год. После получения диплома мыслей о смене работы уже не возникало. Сегодня для неё школа – второй дом.

Конечно, было страшно перед первым уроком: как воспримут дети, понравится ли им новый учитель и то, как он ведёт урок. «Казалось, всё что я делаю, делаю не так. Ощущения волнительные. Но в то же время было очень интересно. Живая атмосфера. Приходится иногда очень быстро принимать решения, как лучше поступить в той или иной ситуации. Даже когда у тебя есть план урока, расписанного по минутам, что-то может пойти не так. Надо выстроить урок таким образом, чтобы дети вынесли из него максимум знаний и навыков, в том числе полезных в жизни», — вспоминает Ирина Владимировна.

Сегодня она уже легко выстраивает диалог с учениками, а на вопрос «используете какие-то секретные техники, которые позволяют лучше вкладывать знания в головы учеников», отвечает: «Секретных техник у меня нет. Трансплантацией мозга учителя не занимаются, — шутит Ирина Владимировна, — Можно лишь выстроить некую нейронную связь, которую я сравнила бы с тропинкой. Чем чаще по этой тропинке ходить, тем больше тропинка будет похожа на магистраль. И тогда уже можно говорить о знаниях в голове ученика».

К сожалению, у педагогов нет волшебной палочки, чтобы по одному её взмаху все знания передать детям. Здесь многое зависит от самого ученика. А всё, что может сделать на уроке учитель, – это направить, заинтересовать, рассказать, как можно применять полученные знания в жизни. Иногда помогает чувство юмора, которое, по мнению молодого учителя, у педагога должно быть. Ирина Владимировна старается на своём личном примере показать, что английский язык – это интересно и полезно. Применять эти знания можно в течение всей жизни: читать литературу, смотреть фильмы, слушать музыкальные произведения на языке оригинала: не существует дословного перевода, есть более-менее удачное переложение, поэтому и текст воспринимается совершенно по-другому. Своей любовью к английскому языку она старается заразить и своих учеников. Естественно, сделать весь класс англоговорящим, вряд ли получится, но, если три-четыре человека заинтересуются и станут заниматься регулярно, а изучение языка требует ежедневных занятий, это уже отличный результат.

У современных учителей есть преимущества — различные современные технологии, в отличие от советской школы, помогают разнообразить деятельность на уроке. Но, к сожалению, нет такого уважительного отношения к учителю, как было в то время. Сегодня многие родители, а соответственно и дети, воспринимают учителя как человека, оказывающего услугу. А ведь учителя полностью посвящают детям свою жизнь. А ещё учитель может стать хорошим наставником: обычно таковым считают представителя какой-нибудь профессии, родителя или друга. Но произойдёт это лишь в случае, если ребёнок доверяет, чувствует, что учитель на его стороне, не занимается нравоучениями, а даёт советы, как улучшить положение. Без доверия никуда. А как его заслужить?

«Чаще ставить себя на место ученика. Мы все были детьми, об этом надо помнить и относиться к ребёнку с пониманием. Всегда давать шанс что-то исправить. А ещё лучше — самому стать примером для него. Когда школьник видит перед собой конкретный пример интересной личности, благополучно выстраивающей свою жизнь, то он интуитивно стремится за этим человеком», — говорит Ирина Владимировна.

Она старается на уроке дать своим ученикам по максимуму: теория сразу применяется в разговорной или письменной речи – так полученные знания лучше закрепляются. У многих и родной язык не всегда получается освоить на пятерку, а тут «заморский». «Два часа в неделю для серьёзного изучения английского языка – это, конечно, очень мало. Поэтому стараюсь сразу включать детей в коммуникативную деятельность, разговор, выбирать интересные темы: про их увлечения, например. Это стимулирует детей к познаниям», — отмечает молодой учитель и не боится пробовать всегда что-то новое.

Вот так же и с муниципальным конкурсом профессионального мастерства «Учитель года-2023». Когда Ирине Владимировне предложили в нём поучаствовать, сразу согласилась. Ново, а значит, интересно и полезно. И не зря согласилась. Безоговорочная победа в номинации «Педагогический дебют»!

Подготовке к конкурсу способствовал весь коллектив школы. Кто-то советом, кто-то оставался на репетицию и помогал оттачивать выступление, кто-то проверял эссе... «У нас очень много опытных педагогов, к мнению которых я прислушиваюсь. Конкурс – это невероятный опыт. Подобные мероприятия позволяют выскочить из рутинной деятельности, посмотреть на успешных, талантливых педагогов и на себя со стороны. Я зарядилась энергией, стали появляться новые идеи, победа сподвигла на новые достижения и задачи», — говорит Ирина Петухова. Полученный опыт она с успехом использует в педагогической деятельности и считает, что развиваться надо постоянно, а новые технологии тому способствуют. У ребёнка не вызовет большого интереса домашнее задание в формате «открой учебник, выполни упражнение». А если сказать: «Вот вам компьютерная игра, я её для вас создала. Можно выбирать англоязычных персонажей, которые выполняют определенные действия и получают за них бонусы» – вот это интересно. Опять же, знания закрепляются, мотивация повышается.

Первая школа является начальной площадкой «кузницы» кадров ФосАгро. Ирина Владимировна считает, что корпоративная образовательная парадигма «Школа – колледж/университет – предприятие» гарантирует трудоустройство выпускника в будущем, а это немаловажно. Изначальная ориентировка на выбранную профессию, знакомство с ней, помогает избежать ситуации, когда ты поступаешь в вуз, а столкнувшись с непосредственной работой по будущей профессии, понимаешь, не твоё. «Прямое знакомство с деятельностью компании поможет избежать подобных сценариев. Конечно, ученики ФосАгро-школы больше профориентированы на запросы компании, при этом нисколько не ограничены в выборе и получают информации о других сферах», — говорит Ирина Петухова.

К слову, обо всех преимуществах, которые даёт компания для своих специалистов, героиня моего рассказа знает не понаслышке. Так получилось, что супруг Ирина Владимировны работает на этом предприятии. Поэтому информация, как говорится, из первых рук. Кстати, иногда приходится и мужа задействовать для подготовки, например, открытого урока – вырезать картинки вместе веселее и быстрее. Он пока не против, помогает. А при такой поддержке и начинать что-то новое совсем не страшно.

Как классный руководитель семиклассников Ирина Владимировна старается, чтобы её ученики уже сейчас начали задумываться, в какой сфере они видят себя в будущем. И советует: «Чтобы не совершить ошибки при выборе, в первую очередь, задайте себе вопрос: кто я такой. Очень важно понять себя, и что на самом деле тебе нравится. Да элементарно выяснить: жаворонок ты или сова, хочешь работать с людьми, техникой или цифрами. Определиться, кем не буду точно. Хотя, в XXI веке профессию поменять можно и в 40 лет, если очень захотеть. Это лучше, чем тратить свою жизнь на то, что ты не любишь. Тем более сегодня огромный выбор способов получения знаний, в том числе и онлайн. Было бы желание». Действительно, как говорят психологи, надо, чтобы сошлись три фактора: хочу, могу, надо. Хотя, пример Ирины Петуховой говорит, что иногда профессию определяет судьба, и от неё не уйти.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.