Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.01.2022 14:54 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 28.01.2022 г.

Кнут и пряник для НКО

Последние два года были очень непростыми и для людей, и для организаций. При этом в некоммерческой сфере случилось и много хорошего: из-за пандемии законодатели и контролирующие органы шли на уступки, а люди в непростых условиях не бросили помогать друг другу, а наоборот стали делать это активнее. Юристы проекта «Правовая команда» подвели итоги года для НКО.

Законодательство

С точки зрения законодательства жизнь НКО в уходящем году, с одной стороны, стала немного проще. Например, изменения, внесенные постановлением правительства, позволяют некоммерческим организациям использовать типовые трудовые договоры с сотрудниками и, при соблюдении условий по численности работников и сумме дохода, отказаться от локальных нормативных актов по труда. Это немного упрощает процесс документооборота.

Параллельно ужесточились требования к отчетности: в первую очередь это касается организаций, получающих переводы из-за рубежа. Так, НКО придется указывать информацию о получении и расходовании средств, полученных от юрлиц, бенефициары которых иностранцы, а также информацию о российских физических и юридических лицах, если они действуют в качестве посредников при получении НКО имущества из-за рубежа. То есть, количество информации, которой надо делиться с Минюстом, ощутимо выросло.

Также забот руководителям НКО добавит новый закон о получении электронно-цифровых подписей. С 1 января 2022 года выдавать квалифицированную электронную подпись будет ФНС России. Подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами, после получения ими аккредитации в 2021 году, будут действовать до конца срока их использования, а не до 1 января 2022 года, как планировалось ранее.

НКО-иноагенты теперь вынуждены отчитываться больше и чаще. В частности, о расходовании денежных средств и имущества по каждому виду источника, а также о мероприятиях, которые планировались, но в итоге не были проведены. При этом появились и новые риски: так, ФСБ утвердила перечень данных, которые при их получении иностранцами могут навредить безопасности России и интерес к которым будет считаться «целенаправленным сбором» сведений в области военной и военно-технической деятельности.

А Минюст получил доступ к банковской тайне – теперь банки обязаны предоставлять представителям власти всю информацию по счетам НКО. Это позволит государству оценить, как организация использует деньги и другое имущество, насколько достоверна ее отчетность, а деятельность соответствует уставным целям.

Коронавирусные послабления

Российское законодательство благодаря пандемии, наконец, разрешило проводить собрания дистанционным способом. Так, с 1 июля закон перестал разделять собрания на очные и дистанционные: теперь и те, и другие собрания являются заседаниями.

Причем такие «удаленные» заседания будут доступны не только руководству юрлиц, но и учредителям будущих юрлиц. Главное при онлайн-встречах – соблюсти требования закона и провести достоверную аутентификацию участников.

Также 7 Сентября 2021 года были утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Речь идет о субсидиях на карантин и на объявляемые в стране в связи с пандемией нерабочие дни – эти издержки частично компенсируют СО НКО из реестра получателей субсидий, который формируется Федеральной налоговой службой.

Для получения субсидий на карантин нужно подать в налоговую заявление в течение 2 месяцев со дня направления в управление Федеральной налоговой службы решения о введении карантина. Для получения субсидии на нерабочие дни заявление нужно было направить в срок с 1 ноября по 15 декабря 2021 года.

Работа фондов

Изменения произошли и в сфере регулирования деятельности фондов, поправки 1 июля 2021 года внесены в Гражданский кодекс. С марта 2022 года все фонды будут разделяться на личные и общественно полезные.

Личным фондом будет признаваться унитарная некоммерческая организация, которую учредил человек или (после смерти) нотариус и которая управляет его имуществом. Учредить фонд можно на определенный срок или бессрочно. Отчет об использовании имущества публиковаться не должен, если обратное не закреплено в уставе

Остальные фонды, учреждаемые людьми и юрлицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, теперь будут называться в Гражданском кодексе «общественно полезные фонды».

Что придет на смену бумажным документам?

В Трудовом Кодексе появились новые статьи о кадровом электронном документообороте. Речь о создании, подписании, использовании и хранении «трудовых» документов в электронном виде, а именно трудовых договоров; договоров о материальной ответственности; ученических договоров и других кадровых документов (но не приказа об увольнении и трудовых книжек).

Переходить на такую систему не обязательно, можно всё делать по старинке. Работодатель обязан уведомить работников о введении КЭДО, а они вправе согласиться или отказаться. Если письменное согласие работника не получено, то его кадровые документы нужно продолжать вести традиционно в бумажном виде.

Если перейти на электронный документооборот, на бумаге ничего дублировать не нужно. Организациям это сэкономит и время, и пространство для хранения: большую часть документов можно будет хранить в цифровом формате. Срок хранения — такой же, как и для бумажных документов.

При этом государство ограничивает перечень софта, который организации могут использовать. Это бесплатная цифровая платформа «Работа в России», доступ к которой можно подключить через портал госуслуг. Собственную информационную систему тоже можно использовать, но она должна обеспечить подписание электронного документа, его хранение, а также фиксацию факта его получения.

Внедрение КЭДО подразумевает использование электронной цифровой подписи, поэтому в Трудовом кодексе закреплена норма, позволяющая работодателю оплатить сотрудникам расходы на ее получение.

Корпоративная связь для НКО

В июне были внесены изменения в закон «О связи». В частности, изменился порядок приобретения организациями корпоративных сим-карт. Теперь организации обязаны раскрывать информацию о себе и своих сотрудниках, которые пользуются корпоративной мобильной связью. Также нужно раскрывать сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.

Налоговые льготы для доноров НКО

В связи с пандемией с января 2022 года российским компаниям разрешили считать пожертвования внереализационными расходами, тем самым уменьшая базу при расчете налога на прибыль. Льготу для доноров НКО предусматривает дополнение, внесенное в п. 1 ст. 265 Налогового кодекса. Этот «налоговый вычет» работает, если юрлицо безвозмездно передает деньги или другое имущество определенным НКО.

Организации, которым нужно жертвовать, чтобы получить льготы, перечислены в едином реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, который придет на смену двум реестрам – СОНКО-получателей господдержки и НКО, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса.

Льгота работает для пожертвованного имущества, размер которого не превышает 1% выручки организации. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно в момент передачи имущества.

Хорошие новости

Юристы «Правовой команды» всегда стремятся видеть положительное даже в самых трудных случаях. Так, за время пандемии сильно расширилась география проекта. Если раньше консультации юристов получали НКО из 40-50 субъектов РФ, то теперь благодаря удаленной работе таких регионов уже больше 70! Всего специалисты проекта за год провели 2347 консультаций. Самые популярные темы — регистрация изменений в учредительные документы НКО и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отчетность в Министерство юстиции, проверки со стороны государственных органов, внутриорганизационная деятельность НКО.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.