Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

14.02.2019 12:50 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 15.02.2019 г.

За плечами горы…

Автор: Л. Кривошеева

Фото из личного архива А.Егорова

Война в Афганистане, длившаяся почти десятилетие, закончилась 30 лет назад, но забывать о ней нельзя, а тем более о тех, кому волею судьбы пришлось стать её участниками. За что десятки тысяч молодых ребят сложили свои головы в том «жарком» краю, и можно ли как-то оправдать такое число потерянных и покалеченных жизней наших соотечественников? На эти вопросы мы вряд ли найдем ответы. Не нам судить. Мы можем лишь поговорить с теми, кому выпала доля служить в Афганистане, и узнать их мнение. Алексей Егоров согласился побеседовать на эту тему, хотя сразу оговорил, что воспринимать его как героя не стоит. Он просто служил в Афганистане.

- Алексей, какие чувства Вы испытали, когда узнали, где предстоит служить? Страх присутствовал?

- Весной 1983 года меня призвали в армию. Я попал в самоходно-артиллерийский дивизион воздушно-десантных войск, где готовили механиков-водителей БТР. В первый же день сержант в «учебке» приветствовал нас словами: «Ну, что, смертнички, готовьтесь, поедете в Афган». Мы были так воспитаны, что если пришёл служить, значит, неважно где, поэтому известие восприняли совершенно спокойно: ни паники, ни страха. Да к тому же мы были очень молодые и многого не осознавали. Уже через полгода (в октябре) практически вся батарея была направлена в Афганистан, на месте остались единицы.

- Служба оказалась тяжёлой?

- Если говорить о физической нагрузке, то мы были к ней готовы, поскольку войска ВДВ уже подразумевают соответствующую специальную подготовку. Полк, в который входил мой батальон, стоял в Кабуле, и в наши задачи входила охрана территории вокруг самого полка, сопровождение автоколонн с грузами и перевозка солдат. Например, необходимо было забирать из определенного квадрата разведгруппу, возвращающуюся с задания. Видимо, мне очень повезло, поскольку за полтора года службы участвовать в тяжёлых открытых боях, где лицом к лицу сталкиваешься с врагом, мне не довелось. Небольшие стычки, обстрелы, конечно, были, и на них нам приходилось отвечать, но нас защищала броня. В зимнее время года вообще практически все военные операции приостанавливались. Лишь однажды на моих глазах подорвался на мине впереди идущий танк — зрелище не для слабонервных. Погибли ребята – экипаж танка и два сапера, находившиеся в нём, тогда мы все осознали, что на их месте может оказаться каждый из нас.

- После такого случая вера в то, что Вы вернетесь домой целым и невредимым, не пропала?

- Нет. Мне хотелось в это верить, и я не терял надежду. Так и получилось.

- В то время было понимание, за что воюете?

- Мы воспринимали всё как должное. Присягу принял, значит, приказы не обсуждаются. Хотя дезертиры тоже встречались, но их были единицы, и уважения эти ребята ни у кого не вызывали.

- Алексей, спустя годы всё чаще можно слышать мнение, что война в Афганистане была политической ошибкой, а те, кто там служил – её жертвами. Вы согласны с этим?

- Мне, конечно, тяжело судить со стороны геополитиков и рассуждать о том, что это было, но лично я так не думаю и жертвой себя не считаю. Так сложилось.

- А служба в армии как-то повлияла на формирование Ваших взглядов на жизнь?

- Наверно в какой-то степени да. За время службы я повзрослел, научился принимать решения и брать ответственность на себя.

- Как сложилась Ваша дальнейшая жизнь? Не возникло сложностей после возвращения?

- Нет. После армии пришёл работать на Сясьский ЦБК в ремонтно-механический цех, где и тружусь по сей день. Ещё в советское время как участник боевых действий в Афганистане получил квартиру. Сейчас есть определенные льготы, хотя стоит отметить, что раньше их было больше. Моя жизнь сложилась неплохо.

- Афганистан часто вспоминаете?

- Бывают моменты, посмотришь какой-нибудь фильм про войну и ночью приснится. Вспоминаем и когда собираемся своим сясьстройским «братством». Да и местная администрация не забывает нас, каждый год в день дня вывода войск из Афганистана нас чествуют.

- Открытие памятника воинам-интернационалистам в Волхове стало для Вас приятным событием?

- Конечно, приятно. У нас появилось определенное место, где мы можем приклонить головы, почтив память своих погибших земляков. Более двадцати лет ветераны-афганцы добивались этого. Теперь каждый, кто пройдет мимо мемориала, сможет прочитать их имена и возложить цветы.

- Алексей, спасибо Вам за откровенный разговор.

P.S. Алексею Николаевичу Егорову повезло. Несмотря на то, что его служба является положительным примером воина-афганца, даже он нечасто и немного рассказывает о своих армейских буднях. Но ведь были и те, кому война поделила жизнь на до и после или вовсе отобрала, и таких много. Война – она и есть война, хоть ошибкой ее назови, хоть правым делом. Независимо от того, на какой территории проходят боевые действия — это всегда кровь, боль и людское горе, а «афганцы» знают цену каждой прожитой минуте, дорожат своими близкими и хотят, чтобы такая война никогда не повторилась.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.