Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

28.06.2018 10:54 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 22.06.2018 г.

Метаморфозы песни "Синий платочек": с остановкой в городе Волхове

Автор: Г. Стерликова

Эта популярнейшая песня родилась в первую неделю Великой Отечественной. Уже через месяц она стала по-настоящему народной. Кто положил стихи на мотив довоенного "Синего платочка", более полувека было неизвестно. И только в 2003 удалось установить автора

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война…

Вздрогнут колёса вагона,

Поезд помчится стрелой,

Ты мне с перрона -

Я с эшелона

Грустно помашем рукой…

Эта популярнейшая песня родилась в первую неделю Великой Отечественной. Уже через месяц она стала по-настоящему народной. Кто положил стихи на мотив довоенного "Синего платочка", более полувека было неизвестно. И только в 2003 году журналисту и музыковеду Юрию Бирюкову удалось установить: текст песни написал Борис Ковынёв, поэт с Полтавщины.

До войны это имя было достаточно известно. В послевоенное же время он почти не печатался. В 1970 году, проживая уже в Москве, умер.

- С трудом отыскал я его заброшенную, заросшую травой могилку на Ваганьковском кладбище, — писал Юрий Евгеньевич. — Но так и не сумел пока найти хотя бы его фотографию, чтобы поместить в моей книге "Распятые авторы знаменитых песен".

Полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков — известный музыковед и композитор. Он автор музыки к песням на стихи Алексея Суркова, Льва Ошанина, Сергея Смирнова, Алексея Фатьянова и многих других замечательных поэтов. Но главным делом всей его жизни стало собирание песен, изучение их истории. Он в буквальном смысле спасает, вырывая из небытия, песенные шедевры. Более двадцати лет Юрий Евгеньевич вёл на телевидении легендарную передачу "Песня, далёкая и близкая"; выступал на Всесоюзном радио с циклом передач "Россия в песне". В 70-80-е годы прошлого столетия был автором и консультантом рубрики "Любимая песня" в газете "Советская Россия". Его перу принадлежат несколько десятков книг. Одних только военных песен дотошный исследователь собрал, восстановил и оставил для истории несколько тысяч.

Благодаря Юрию Бирюкову публикация об истории песни "Синий платочек" появилась и на страницах газеты "Волховские огни".

В 1985 году после выхода телевизионной передачи о "Синем платочке", где говорилось, в частности, и о том, что военный вариант "платочка" связан с городом Волховом, я обратилась к Юрию Евгеньевичу с просьбой написать об этом. Он откликнулся, и в марте 1985 года в четырёх номерах газеты был опубликован материал Ю. Бирюкова "Песня сражалась с врагом".

Довоенный "Синий платочек" появился благодаря скромному инструментальному вальсу, написанному польским пианистом и композитором Ежи Петерсбургским в 1939 году в городе Белостоке "в один присест", чуть ли не перед самым концертом. Вместе со своим двоюродным братом Артуром Гольдом он руководил "Голубым джазом", который в то время выступал в СССР. В 1940-м "Голубой джаз" давал концерты в Москве, в концертном зале сада "Эрмитаж". Вальс так понравился присутствовавшему на одном из концертов поэту и драматургу Юрию Галицкому, что он тут же во время концерта подтекстовал понравившуюся мелодию, неожиданно наполнив немудрёный мотив новым содержанием. Свои наброски поэт показал композитору. Через несколько дней Станислав Ляндау в сопровождении оркестра исполнил песню. Шлягер запели многие известные исполнители — Л.Русланова, И.Юрьева, В. Козин…

В военную пору особенно требовались песни и призывные, мобилизующие, и лирические, которые поднимали бы дух и настроение людей. Неожиданные метаморфозы происходили с некоторыми довоенными песнями, которые любил народ. В короткие минуты отдыха в солдатских окопах и землянках звучал не только прежний "мирный" вариант "Синего платочка". Повсеместно рождались различные его переделки — лирические, шутливые, сатирические.

Ветеран войны Ф.П. Аверин прислал Юрию Бирюкову одну из таких:

Вкусная пшённая каша

Жарко кипит в котелке.

Пробуя кашу,

Вспомни Наташу,

Девушку в синем платке.

И вновь, и вновь

Фрицам погибель готовь.

Помни, дружочек,

Синий платочек,

Бейся за нашу любовь!

"Много раз, — писал ветеран, — когда мы получали сухой паек в продпунктах, после излечения в госпитале и в других случаях, когда приходилось готовить пищу самим, нам выдавали пшённый концентрат. Так вот на обёртке пакета и были напечатаны эти строки".

Но все-таки самую широкую известность в годы войны получил фронтовой вариант "Синего платочка", инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. И который, добавим, родился в г. Волхове.

Время написания стихов фронтового варианта "Синего платочка" — 5 апреля 1942 года. Его автор — литсотрудник газеты "В решающий бой!" 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

Войну он начал в 1-й горнострелковой бригаде в должности помощника командира артиллерийско-пулемётного батальона. Но через несколько месяцев был отозван в распоряжение фронтовой газеты "В решающий бой". По заданию редакции ему приходилось бывать на различных участках Волховского фронта, писать репортажи о боевых событиях.

Приезд на Волховский фронт Клавдии Ивановны Шульженко и джаз-ансамбля Ленинградского ДКА имени С. М. Кирова, которым руководил Владимир Коралли, был связан с присвоением гвардейских званий частям и соединениям 54-й армии, отличившимся в боях. В честь этого события и выступала Шульженко со своим оркестром. Максимову было поручено написать об этом отчёт.

Строки из военного дневника ленинградского писателя А. А. Бартэна, работавшего в ту пору вместе с Максимовым в газете "В решающий бой!": "5 апреля 1942 года. Вечером в клубном зале школы (сегодня — это школа №7 — Г.С.) — концерт джаз-ансамбля Ленинградского ДКА под руководством Шульженко и Коралли…

Шульженко и Коралли (на снимке с сыном) — одни из немногих, выступавших в Ленинграде в самые тяжёлые дни. Выступают они и сейчас в прифронтовой полосе, приносят людям, идущим рядом со смертью, радость и имеют, несомненно, право на самые большие награды…

Тяжёлый воздух. Тяжелораненые. Сдержанные стоны. Слабый свет. Маленькая школьная сцена с остатками детских декораций. Раненые послали записку. По их просьбе Шульженко исполнила "Синий платочек"…"

Это был ещё тот, довоенный "Синий платочек", который певица не очень любила. Видимо, именно здесь, в школе, и состоялся знаменательный для судьбы песни разговор. Во всяком случае, в дневниковой записи Бартэна упоминается о том, как, вернувшись с очередного концерта с участием К.И.Шульженко, Михаил Александрович чуть ли не до утра не ложился спать. Работал. Раненько разбудив приятеля, предложил: "Будь первым слушателем"…

9 апреля (по другим сведениям — 11) Клавдия Ивановна выступала в депо станции Волховстрой. "Благодарные зрители, — писал А. Бартэн, — преподнесли ей самый настоящий кремовый торт. Кусок этого торта, десяток папирос и полстакана клюквы с сахаром получил Максимов, написавший для Шульженко новый текст "Синего платочка". Гонорар необычный, но очень дефицитный по тем временам…"

Редактор в ответ на предложение корреспондента вместе с отчётом о концертах Шульженко опубликовать его стихи сделал удивлённое лицо и тоном, не терпящим возражения, категорически заявил: "Вы что, лейтенант?! О каких "синих платочках" может идти речь? Кругом война, смерть…"

- Об этом разговоре, — рассказывал Максимов, — узнал наш ответственный секретарь Александр Львович Плющ. Он тогда только что получил новое назначение — редактором дивизионной газеты "За Родину!". "Давай, — говорит, — твоё творение. Отмечу им вступление в новую должность. Авось, не снимут…"

Стихотворение М. Максимова "Синий платочек" было опубликовано в газете "За Родину!" 8 июня 1942 года. В архиве А.Л. Плюща, с которым знакомился Ю.Бирюков, сохранился номер, в котором рассказывалось о том, как восприняли эту песню фронтовики. "Особенно она пришлась по душе пулемётчикам, — вспоминал редактор фронтовой газеты. — Они считали, что песня эта про них и написана: "Строчит пулемётчик за синий платочек…" Вскоре на страницах газеты появились отклики. Вот одна из заметок — "Хорошая мода": "И на фронте бывают свои поветрия, увлечения и моды. Пулеметчики нашей стрелковой части не просто строчат, а выбивают чечётку. Некоторые "мастера" наловчились играть на пулемётах марши, чарльстоны, румбу. Пулемётчик Онищенко после того, как прочёл стихи про синий платочек, наклеил на щиток своего "максима" портрет жены. "Ну-ка, Анюта, дадим фрицам прикурить?" — и нажимает гашетку.

Конечно, сразу нашлись подражатели. Теперь, пожалуй, нет ни одного пулемётного щитка без портрета жены, матери, невесты. И доты теперь свои величают пулеметчики по имени близких. Застрочит, как швейная машинка, пулемёт на правом фланге. Прислушивается комбат: кто же это? Немедленно докладывают: "Нина фрицев пугает…" И сейчас же в другом месте, будто по днищу бочки — "бум-бум-бум…": Евдокия заговорила. Женщина она серьезная. Фрицам житья от неё нет. Через минуту затараторили Рая, Зина, Маруся, просыпается Елена, подаёт голос Катерина… И пошёл перепляс! Очередь за очередью. То чечётка, то вальс, то "во саду ли, в огороде". "Хорошо, — улыбается комбат, — не спят пулеметчики, баламутят гитлеровцев, не дают им покоя…"

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссёра Слуцкого "Концерт — фронту". В нём новый вариант "Синего платочка" на слова М.Максимова спела К.И. Шульженко.

Тогда же, в апреле сорок второго, услышал эту песню в исполнении Шульженко и наш земляк, Герой Советского Союза лётчик В.Ф. Голубев.

Василий Федорович в своих воспоминаниях пишет: "Шульженко со своим музыкальным ансамблем выступала в нашей воинской части в помещении гарнизонной столовой — лучшем нашем здании. Честно говоря, я плохой оратор, но тут сам не знаю, откуда взялись слова: "Ваш "Синий платочек", Клавдия Ивановна, мы будем ощущать у себя на груди, и он будет защищать нас от пуль и снарядов. Первый "юнкерс" или "мерс" мы собьём в честь вашего прекрасного коллектива". Клавдия Ивановна пообещала после первой же нашей победы повторить концерт. На другой день, когда летчики отличились, знакомый фургон снова двинулся по разбитой дороге к нам в полк.

Прифронтовые дороги часто подвергались нападениям фашистских стервятников. Так случилось и в этот раз.

...Колонну машин, в составе которой медленно двигался фургон с артистами, обстреляли из пушек и пулемётов четыре "мессера". Артисты не пострадали, но ремонт фургона потребовал более суток. Артисты притащились к нам холодные и голодные. Пообедали, отдохнули немного, и опять зазвучал "Синий платочек" Клавдии Ивановны. В этот вечер пели много и долго — всё никак не могли расстаться. На прощание вместе сфотографировались…" (В.Ф. Голубев "Во имя Ленинграда". Стр.199).

Теперь песня исполнялась в новом, полюбившемся слушателям варианте — на стихи Михаила Максимова:

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой…

Нет больше ночек!

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

Слышу я голос живой.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня облик твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

"Синий платочек" по праву вошел в обойму лучших песен Великой Отечественной войны. Он и сегодня в строю. Не закончена и его история. Нина Павловна Курзанова, наша волховская журналистка, перечитывая письма брата, Юрия Мухина, погибшего на войне, обнаружила ещё один вариант "Синего платочка". В письме от 24 июля 1942 г. с фронта домой Юрий пишет текст песни, "которую они с удовольствием поют":

Синенький скромный платочек

Больше не падает с плеч.

Ты уж на фронте и не страшишься

Зверских с фашистами встреч.

И вот в бою

Под разрывами пуль и гранат

Мелькает, как птичка,

В зелёных петличках

Любушкин скромный наряд.

Кончилась схватка на сопке,

Вдаль откатились враги,

И на коленях в глубокой воронке

Перевяжешь ты раны мои.

И вот в бою

Милый встречает свою.

Мелькает, как птичка,

В зелёных петличках,

С сумкой врача на боку.

Синенький скромный платочек,

Помни о прошлом и жди.

После разгрома зверских фашистов -

Наша любовь впереди.

Песня, прошедшая дорогами войны, помогавшая громить фашистских захватчиков на полях сражений, живёт и по сей день. Наверное, каждый вспомнит не одно застолье, когда, исполнив хором одну-другую современные песни, кто-то обязательно предлагал: "А давайте споём "Синий платочек"…

Знакомясь с историей песни "Синий платочек", думаю, у каждого непременно возникал вопрос: а лейтенант Максимов — где он, что с ним стало? Ю. Бирюков, готовя публикацию для "Волховских огней" в 1985 году, задаваясь этим же вопросом, предлагал читателям поделиться воспоминаниями, кто и что знает о самом лейтенанте или о подробностях выступления Шульженко в Волхове. Откликов, к сожалению не было.

Теперь же подробности послевоенной жизни Михаила Александровича Максимова можно узнать из книги питерского писателя Ю. Кружнова "Синий платочек лейтенанта Максимова", появившейся не так давно. Счастливый случай помог Кружнову познакомиться с дочерью Максимова, Еленой Михайловной Петровой, которая стала его соавтором.

М.А. Максимов ещё до войны окончил в Ленинграде институт инженеров общественного питания и уже в 1932 году преподавал экономполитику на каких-то курсах. В июне 1941 добровольцем ушёл на войну. Был направлен на Волховский фронт помощником командира 1-й горно-стрелковой бригады артиллерийско- пулемётного батальона. Через некоторое время отозван в распоряжение редакции дивизионной газеты 54-й армии "В решающий бой". Видимо, потому что во фронтовых газетах печатались его стихи.

После войны Михаил Александрович вернулся в профессию. Преподавал в институте советской торговли. Работал в ресторане "Нева" на Невском проспекте заместителем директора, затем директором "Метрополя". Основал в Ленинграде высшие кулинарные курсы и был их первым руководителем. С Максимовым, рассказывают те, кто знал его, можно было поговорить на любые темы. Он был не только человеком образованным, но непревзойдённым собеседником, остроумным, весёлым, тонким. Был очень музыкален. Хорошо пел. Дружил со знаменитым артистом Василием Меркурьевым. Жаль, что подробности жизни лейтенанта Максимова пришли к нам несколько запоздало…

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.