Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

05.10.2018 10:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 28.09.2018 г.

Давайте вспомним молодость, друзья!

Автор: Н. Крюковская

Продолжение. Материал обновлен

В период развития «перестройки» Лариса Ропотова («Спутник») однажды предложила мне заняться новым направлением в заграничном туризме — «безвалютным обменом» с городом-побратимом.

Схема проста: мы принимаем на свои деньги чужую делегацию, обеспечивая проживание, питание, культурную программу, выдавая оговоренную сумму денег, а они принимают нашу делегацию — на свои. Город-побратим у нас был. И не один — Ярвенпяя и Сундсваль.

Я вернулась, рассказала об этом «чуде» возможностей нашему I секретарю ГК ВЛКСМ Виталию Напсикову. Он поудивлялся, позвонил коллеге из г. Выборга, граничащего с Финляндией, — они этот процесс уже начали. Мы позвонили секретарю горисполкома В.Я. Лютиковой, приехали, она нас приняла. Тоже была очень удивлена, что такое возможно. «У нас «квота» — 6 человек в год, и отступить от нее невозможно. Квота утверждается министерством и обеспечивается специально зарезервированной валютой», — пояснила Валентина Яковлевна, но сходила к председателю горисполкома Н.М. Волчковой, сказала, что комсомол просит аудиенции... И Нонна Михайловна нас тут же приняла. Сразу поняла и обрадовалась такой возможности. «Раз соседи ездят, письмо в Ярвенпяя и мы напишем. Согласятся — будем обмениваться делегациями. Подготовьте письмо».

Финны согласились. Взаимный интерес был очень велик! Они хотели увидеть, как живет Советский Союз, мы — как «загнивающий капитализм». Но финны поставили условие: они едут первыми. Их можно понять. Вдруг мы обманем? Сами съездим, а их не примем? Они к нам — в середине мая, мы к ним — в середине сентября. К январю нужно было разработать программу приема, зарезервировать гостиницы в Волхове и Ленинграде, обеспечить посещение музеев и театра, встречи с молодежью и другое... За все нужно было заплатить! Поэтому группа, которая отправится в Финляндию, в город-побратим Ярвенпяя, должна быть срочно сформирована, подготовлены анкеты к паспортам и собраны деньги. Решили, что первыми поедут в основном комсомольцы алюминиевого завода и группа работников сельского хозяйства. Всего — 30 человек. «Спутник» со своей стороны организовал все безупречно: автобус, гид-переводчик, Эрмитаж с золотыми кладовыми, Кировский театр (Мариинский), гостиница во Дворце молодежи, шведский стол в гостинице «Россия»... В Волхове все тоже было «на высоте»: гостиница «Металлург», Староладожская крепость, ГЭС, из предприятий — АТП «Волховское», встреча с молодежью в молодежном кафе ДК ВАЗа. Не обошлось и без казусов. При посещении грузового автопредприятия пили чай в релаксационном комплексе, смотрели тренажерные залы, сауну. Когда дело дошло до бассейна с типичной темной и холодной водой, падающей каскадом из специальных больших труб с эффектом водопадного гидромассажа, по лицам финнов было видно, что загадку решают они непростую. Наконец, один из делегатов спросил меня, показывая на воду: «Минерале?». — «Минерале»,- ответила я...

Встреча с молодежью проходила в молодежном кафе в ДК ВАЗа. Ничто так не сближает, как музыка и танцы. Финская молодежь оставила в подарок тогда еще неизвестный у нас «дартс» и кассету с современной финской эстрадной музыкой. Надо отметить, что финны очень музыкальны.

С удовольствием все посетили столицу Древней Руси — Старую Ладогу и объект культурного наследия — крепость на берегу седого Волхова. Крепость очень заинтересовала, ведь путь «из варяг в греки» проходил именно здесь.

В ресторанах финны почти ничего не ели (думаю, таковы были инструкции — вдруг отравятся?). Выбирали только цельные продукты без соусов: кусок мяса — да, салат -нет, чай — да, компот — нет. Я встречала не одну делегацию и хочу отметить, что более молодых культурная программа не очень интересовала. Они по ночным барам (тогда уже были, но очень мало) Ленинград изучали. Что поделаешь — в Финляндии спиртное было очень дорого. На балет пришло полгруппы, не в платьях и костюмах, как это было принято у нас, а в джинсах, как принято у них. К театру подъехали заранее, чтобы припарковать автобус. Погода была чудесная, и молодежь тут же расселась на поребриках... Более старшие стояли, общались с переводчиком. Я заметила, что говорят обо мне. Они поняли, что я догадалась и, чтобы исправить неловкость, попросили перевести. «Хельга говорит, что когда ее брат в Хельсинки увидел девушку в таких колготках, как на тебе (на мне, то есть, а были на мне шикарные тончайшие черные колготы с тонким серебристым блеском, которые я привезла из Югославии и надевала по особым случаям, и мне все завидовали, так как в стране с колготками вообще была напряженка, а я была обладательницей экземпляра невиданной красоты!), он спросил: «Она из цирка?». Все смущенно улыбались от озвученного, я тоже... Я улыбалась, но готова была провалиться сквозь землю от непонимания и обиды. Когда пришли в театр, мне стало легче. В костюмах и туфлях было большинство. Колготки я не разглядывала...

За 12 дней мы все равно подружились, стали лучше понимать друг друга. Когда мы расставались с группой в автобусе перед вокзалом, у многих на глазах были слезы, обнимались... И на прощание они вручили мне пакет, полный колготок. «Мы знаем, что у вас это дефицит», — с пониманием говорили они. Специально съездили в «Березку». Я отказывалась, но мне буквально зажали этот пакет в руку. Чтобы в колготах «из цирка» я больше не ходила... Да, такое было время...

А когда мы поехали в Ярвенпяя, то везли уже подарки и официальные, и личные. Руководителем нашей делегации был заворготделом Юра Никитин (уже нет с нами). Я как его «правая рука» пересчитала всех в автобусе, отправляющемся из Волхова, от кафе «Дружба» (теперь там отделение «Сбербанка»). Уже несколько раз я считала, и каждый раз количество делегатов было разным. В состоянии «кататонического возбуждения» (шутка, но по-другому не охарактеризовать) народ передвигался по автобусу, кричал и хохотал. Тогда, пытаясь призвать всех к порядку и пугая, что опоздаем, стала зачитывать фамилии и каждый откликался на свою, иногда голос из пяти человек возвещал: «Здесь!». Откликнулись все. Поехали. Приехали на Финляндский вокзал вовремя. В 11.30 поезд Ленинград — Хельсинки помчал нас в интереснейшее путешествие. Я пошла по купе, отслеживая, все ли разместились. Не все! Одной девочки с завода не было! Кто-то наидобрейший отозвался в Волхове на ее фамилию. Что делать? Уже изменить ничего было нельзя. Каково же было наше удивление, когда, вернувшись обратно, мы узнали, что эта волшебная девочка, которая не уехала с нами, в 11.30 в воскресный день искала у горкома партии автобус, уходящий в Ярвенпяя. А откуда же еще мог отправляться автобус в такую важную поездку? Такое было время...

В Ярвенпяя нас поселили в общежитии церковно-приходского училища — по два человека в номере. Две кровати, шкафчики, тумбочки, стол. Душевая кабина и туалет. Почти сразу прибежали девчонки: «Наташа! Почему душ такой короткий и приделан к унитазу?!»

Рядом с общежитием на пустыре росла роскошная яблоня с большими красивыми красными яблоками. Не знаю, просила ли яблоня, как в сказке, чтобы кто-то потряс ее, но на следующий день яблок не было... Кто бы это мог быть? Не знаю до сих пор.

Утром в кафе на завтрак был «шведский стол». На следующий день уже нет... Мы же никогда не видели порционный джем, масло, сыр... Кстати, мы все дни обедали и ужинали в разных кафе и ресторанах. В пиццерии, где был виден весь процесс приготовления пиццы, даже не процесс, а кулинарное шоу, так как основу для пиццы раскатывали, подбрасывали вверх и снова раскатывали, мы тоже отличились... На столах стояли специи в разных баночках и бутылочках. И наши граждане посолили, поперчили, добавили горчицы, кетчупа, сырного соуса и много еще чего.... И испортили вкусное блюдо. Со всей душевной простотой попросили заменить пиццу, но фокус не удался...

Я тогда впервые подумала: «Может, правильно, что до последнего времени нас перед выездом за границу на комиссию вызывали?.. А может быть, мы такими были потому, что не пускали? А может быть, и то, и другое...»

На встречу с делегацией пришли те, кто приезжал весной к нам, и другие представители молодежи Ярвенпяя. Так как многие познакомились еще в Волхове, встреча была очень теплой и радостной. Мы обменялись подарками, послушали фольклорные коллективы, попарились в настоящей финской сауне, поплавали в бассейне (без минеральной воды). Были мы и в ночном баре, где потратили с Николаем Беловым по 2 марки в казино. Коля сказал, что если проиграем, то сразу уходим. Проиграли. И я уговорила поставить еще по 2 марки. Сумма мизерная, но было жалко. Сразу вспомнили «Игрока» Достоевского…

Потом к нам в баре подошел взрослый финн, довольно уже веселый, начал знакомиться и пошел покупать водку и кока-колу, чтобы нас угостить, мы отказывались, но он вел себя так, что проще было согласиться, нежели нарваться на скандал. Он налил в стаканы колу, а потом начал разливать водку. Продукт вспенился и начал переливаться через край. «Коктейль «ЧерноБЫЛЬ!» — с ударением на последний слог громко декламировал финн. Мы встали и молча ушли. Вижу это перед глазами, как сейчас.

Вся программа поездки была очень насыщенной и интересной. Мы побывали в г.Лахти, где размещается большой спортивный центр. Посетили музей стекла, где нам подарили по рыбке, которая есть у меня и до сих пор. Посмотрели обзорно Хельсинки и совершили экскурсию в «Дом науки». Нас удивила необычная экспозиция: от малой клетки до рождения новой жизни, различные достижения науки в доступной наглядной форме. Закончилась экскурсия посещением планетария. И хотя велась она не на русском языке, кого же оставит равнодушным звездное небо?

Посетили мы и фабрику бумагоделательных машин с законченным производством — от проектов до выпуска бумаги и сопутствующей продукции. Очень впечатлила нас эта фабрика. Везде чистота, в кабинетах двери стеклянные, чтобы видно было, что делают инженеры и другие офисные работники. В холлах везде стоят автоматы кофе и прохладительных напитков. Юра Никитин с юмором и не для всех, а вполголоса, пошутил: «Вот, посмотрите, как «работают» эксплуататоры — кофе попивают, в кабинетах почти никого нет. Аппаратура работает. А простые рабочие в это время гнут в тяжелых цехах спину!».

Опубликовано в №39

Когда мы пришли «в цеха» — там рабочие в наичистейших комбинезонах тоже пили кофе. Работали машины. Проходя через небольшое помещение со щетками и кранами, на полу мы увидели небольшую лужицу, как от пролитой чашки воды. «Вот, посмотрите, — на ухо мне продолжал юморить Юра, — в каких условиях работают люди при капитализме! Кругом сырость!». Оказалось, что это помещение — мойка для машин...

В больших универмагах все было очень дорого, особенно товары из натурального сырья: хлопка, дерева. Это казалось удивительно. Но разнообразие вещей было выше понимания. На обменные деньги было решено приобрести магнитофоны. Финны посоветовали поискать в небольших магазинчиках, где цена значительно дешевле. Вся группа вернулась с магнитофонами производства Японии. Тут тоже без казуса не обошлось. За два часа до отъезда у нас в Хельсинки был прощальный обед в шикарном ресторане. И я опять недосчиталась товарища по группе, секретаря большой комсомольской организации, ныне тоже известного человека — не скажу кого. Встретимся с ним на юбилее — посмеемся. Так вот, через полтора часа уезжать, а в наших рядах потеря... Где искать и что делать? Обед был не в радость... И вдруг открывается дверь, влетает всклокоченный, с испариной на лбу, с вывернутым воротничком пиджака, наш потерянный друг, и мы понимаем, что произошло что-то ужасное. Когда он сказал, что нужно 90 марок — никто не сомневался — штраф!!! Мы стали обыскивать карманы курток и сумочек, и нужная сумма была собрана. Оказалось, что денег не хватало на магнитофон... До этого что-то купил, ну и вот... так образовалась эта трагедия…

Усталые, но довольные, мы возвращались домой. Когда приехали на финскую таможню, нашему удивлению не было конца: нам вернули изъятые у нас бутылки водки, причем каждому — ту же самую, которую у него забрали. А забрали по одной простой причине — вывозить можно было три бутылки, а ввозить — две! Если бы мы открыли эти третьи бутылки, то тогда — да! Как хорошо, что мы этого не знали, когда ехали в ту сторону! Уже в последней электричке Ленинград -Волховстрой наши граждане, благополучно найдя применение возвращенному продукту, на радостях просто требовали у меня отдать и мой объект для всеобщего честного деления. Я стоически выдержала, сказав категорично, что везу сувенир с таможенным номером папе.

Уже в Волхове у нас возникло желание «пошутить» над первым секретарем ГК ВЛКСМ Олегом Контонистовым (уже он возглавлял волховский комсомол). Я, Н. Белов и кто-то еще поехали на такси к Олегу. Было два часа ночи. С серьезнейшим выражением лица объявили, что группа задержана на таможне, и необходимо его присутствие, чтобы разобраться в ситуации. Олег собрался, как по тревоге. Взял удостоверение, паспорт... Когда увидел, что поворачиваем к вокзалу, а потом на улицу с символическим названием Комсомольская, все понял. Там в соседних домах жили я и Юра Никитин. Олег был очень обижен за розыгрыш, но как человек с юмором простил нас, сделав скидку на людей, никогда не бывавших за пределами своей страны...

А потом, по проторенной дорожке, поехала в Финляндию фабрика «Волховчанка», потом баскетболисты… Безвалютный обмен обеим сторонам пришелся по вкусу. Так люди стали лучше узнавать друг друга, узнавать другую культуру и опыт. Общество рыболовов ездит по такому принципу, говорят, до сих пор.

Для современной молодежи мой рассказ будет странным. Но так было...

Еще много самых разных дел было осуществлено с помощью комсомола — именно мы пригласили выступить перед молодежью только что появившийся, но сразу приобретший популярность театр «Буфф» с В.Александровым и Игорем Корнелюком (в этом театре он начал свою карьеру). Привезли «Кабаре» в Дом культуры железнодорожников. Мест свободных не было. Потом закрутили совершенно новаторский по масштабам и новизне проект — «Ночное шоу» в ДК ВАЗа. Сейчас трудно представить и поверить, но ведь в Домах культуры были только субботние и воскресные дискотеки, которые начинались в 20 часов (ну, в 20-то никто не приходил, естественно, подтягивались к 21.30), а в 23. 00 уже все заканчивалось, не считая больших праздников — тогда в 00. Исключение новогодние балы — до 03-х, 04-х) Теперь к 00 часов только жизнь начинается...

Итак, «Ночное шоу»! Его приурочили как раз ко Дню рождения комсомола: марафонское диско, конкурсы, беспроигрышная лотерея, буфет, фильмы, мультфильмы, выступление «звезд» местного значения и «вишенкой на торте» были «Бриллианты от Неккермана» — группа Ленинградского рок-клуба. И все это впервые с десяти часов вечера и до пяти утра! Все залы Дворца культуры алюминиевого завода были беспрерывно задействованы. Молодежь приехала со всего района. Такое было впервые и, если мне не изменяет память, в таком масштабе и с такой организацией больше не повторилось никогда (именно для молодежи). Инициатива была комсомола (новое время — новые песни), вся организация (привезти, пригласить, продумать до мелочей — тоже наша была задача). Но ничего бы подобного не было без помощи и опыта директора ДК ВАЗа – Г.П. Качурина и зав. массовым отделом Е.А. Стукалкиной, нашей любимой Леночки, в кабинете которой на пяти квадратных метрах размещался весь актив ГК комсомола... Финансовую поддержку — ведь артистам надо было платить, на конкурсы покупать призы — оказывал наш активист, директор «Молодежного центра» (новое формирование, образованное при участии комсомола) Андрей Качурин (он не однофамилиц, он сын Георгия Петровича). Но мало придумать и организовать! Надо, чтобы все вовремя крутилось, вертелось, включалось, встречало, выходило и т. д. Что бы ни проводили мы во Дворце в те времена — всегда все было на высоком уровне. Георгий Петрович, как радушный хозяин, всегда был центре всего и от его «недремлющего ока» не ускользал ни один нюанс. Если только что-то пыталось пойти не так, все тут же исправлялось.

Поэтому, когда инициативная группа по празднованию 100-летия со дня рождения комсомола переросла в оргкомитет, мы попросили, чтобы именно в стенах этого Дворца, дорогого многим комсомольским сердцам, прошел юбилейный вечер. Хотим пригласить представителей разных комсомольских организаций (по 20 человек от сельских поселений и по 30 — от городских), чтобы разные поколения комсомольцев могли встретиться, вспомнить друг друга, вспомнить свою комсомольскую юность, вспомнить, «как было». А вспомнить нам есть что. Три с половиной тысячи Героев Труда в Советском Союзе носили комсомольский значок. Еще больше, можно сказать, все остальные, строили города, в том числе и наш родной город, фабрики и заводы. Нашу Волховскую ГЭС приехали строить летом 1919 по направлениям партийных и комсомольских ячеек молодежные отряды из Новгорода и Петрограда. Стройку объявили ударной (тогда понятия «комсомольская стройка» еще не было, оно появилось в 1930 г. при строительстве Магнитки). Но, по сути, именно таковой эта стройка и была! Надеюсь, что теперь историческая справедливость будет восстановлена, и нашему первенцу гидроэлектроэнергетики присвоят этот почетный статус. Волховскому комсомолу, как и комсомолу всей страны, есть чем гордиться! В разное время пред нами стояли разные задачи, были разные секретари, возглавлявшие комсомольскую организацию. От лидера и его окружения зависит очень многое. Были времена энтузиазма, застоя, перестройки... Менялась страна, менялись с нею и мы. И вот до того «доменялись», заболтав идею «перестройки», что страна распалась, а ВЛКСМ в 1991 году распустили. Но историю не перепишешь: были и негативные, непонятные явления, но много было и хорошего. В следующий раз я расскажу, как комсомольское формирование — Центр научно-технической молодежи — совместно с Новоладожским яхт-клубом занимался проведением международной регаты крейсерских яхт «Кубок Ладоги».

От имени оргкомитета призываю комсомольцев всех поколений и, прежде всего, секретарей вспомнить свою комсомольскую молодость и рассказать, как было именно в ваше время.

29 октября в 17 часов приходите в ВГДК на праздничный вечер, посвященный вековому юбилею комсомола!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.