Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

16.02.2017 13:16 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 17.02.2017 г.

"Рабство, павшее по манию царя"

В.М. Максимов «Аукцион за недоимки»

О том, как проходила крестьянская реформа в Новоладожском уезде — в предлагаемом вниманию читателей коллективном исследовании учеников пятых — девятых классов Иссадской школы, выполненном под руководством педагога Н.М. Солонниковой. 

Крестьянская реформа в России (в просторечии — отмена крепостного права), начатая в 1861 году и упразднившая крепостное право в Российской империи, явилась первой по времени и наиболее значимой из "великих реформ" Александра II. Она возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

В 1911 году широко отмечалось пятидесятилетие освобождения крестьян от крепостной зависимости. Во многих городах и селениях проходили праздничные торжества, устанавливались памятные знаки освободителю крестьян императору Александру II. В феврале 1911 года общий сход крестьян Иссадской волости "приговорил" установить в селе Иссад бюст Александру II, который был открыт 4 августа того же года на площади около храма Святой Живоначальной Троицы. После революции бюст убрали.
Об отмене крепостного права много говорили, спорили, писали в XIX веке,  долго к нему готовились. Интересно вспомнить, как в наших краях прошёл этот исторический акт. Перед крестьянской реформой в Петербургской губернии уже можно было увидеть признаки новых отношений. В Новоладожском уезде существовали промысловые оброчные селения. Сначала в проекте комитета по подготовке крестьянской реформы предполагалось наделять крестьян землёй в прежних размерах их участков, но в последующих статьях предлагалось множество возможностей, позволявших обойти это правило.
О том, как проходило освобождение крестьян, мы можем узнать из Уставной грамоты, подписанной крестьянами деревни Юшково, фотокопия которой хранится в Иссадской сельской библиотеке. А передал её туда директор Иссадской школы Павел Васильевич Муравьёв. Судя по этой грамоте, частью деревни Юшково владел тогда Орест Балк.
Орест Сергеевич Балк (1820 — 1870), капитан флота 2-го ранга, новоладожский уездный предводитель дворянства, владел усадьбой Гора, деревнями Юшково и Зелёная Долина (до 1772 года этой частью Юшкова владел П.А. Римский-Корсаков, с 1772 по 1802 гг. — М.А. Долгово-Сабуров, с 1802 по 1837 гг. — С.А. Балк, с 1837 по 1866 гг. — О.С. Балк.)
Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости был подписан императором 19 февраля 1861 года. Предстояло освободить 20 миллионов помещичьих крестьян, так как государственные и императорские крестьяне 20 июня 1958 года были приравнены к свободному сельскому сословию. После опубликования Манифеста крепостные стали лично свободными, больше их нельзя было продавать, покупать, налагать на них какие-либо повинности. Но свобода эта оговаривалась рядом условий. Прежде всего земля, на которой крестьяне жили и которую обрабатывали, признавалась собственностью помещика. Чтобы крестьянин мог исправно платить государству подати, помещик обязывался передать ему в постоянное пользование участок земли. За этот надел крестьянин обязан был платить землевладельцу деньгами или трудом. По сути, оброк и барщина сохранялись, только в изменённом виде. О размере участка земли и повинностях крестьяне договаривались с помещиком, то есть составлялось добровольное соглашение — Уставная грамота. Комитет постановил обязать крестьян выкупать земельные наделы, размер которых определялся положением. Пользуясь землёй на таких условиях, крестьяне становились временнообязанными и пребывали в таком положении до тех пор, пока не выкупят землю у помещиков. Только после этого все их обязательства по отношению к помещику прекращались.
С выкупом тоже было непросто: свою усадьбу (двор и огород) крестьянин мог приобрести без согласия землевладельца, но землю он мог выкупить либо по обоюдному согласию, либо по одностороннему требованию помещика. Поскольку подавляющее большинство крестьян не в состоянии было сразу заплатить выкуп, правительство брало 80% выкупа на себя. 20% крестьяне возвращали самостоятельно, как правило, своим трудом, при этом ответственность за платежи лежала не на крестьянине, а на сельской общине — "мире". Именно "мир" становился собственником земли, крестьянин был хозяином в лучшем случае на своём дворе. Об этом говорится и в юшковской грамоте, в её 4 разделе, параграфе 5, 6: "За исправное отбывание установленной выше повинности ответствует круговою порукою всё общество на основании правил, установленных местным Положением. Мирских капиталов, принадлежащих сельскому обществу, не имеется".
Уставная грамота между юшковскими крестьянами и помещиком капитаном 2-го ранга Орестом Сергеевичем Балком была написана 15 мая, а утверждена 15 августа 1862 года. Она регулировала пореформенные отношения, а удостоверил её мировой посредник 1-го участка Новоладожского уезда Павел Моллер. От сельского общества деревни Юшково грамоту утвердили 6 уполномоченных: Демид Захаров, Кондратий Васильев, Иван Тимофеев, Семён Сергеев, Андрей Иванов и Василь Григорьев. Присутствовали при этом соглашении и три поручителя  добросовестных: из деревни Местовка Пётр Андреев, из деревни Княщина Михайла Иванов, из деревни Зелёная Долина Егор Фёдоров. Из уважаемых 9 крестьян 4 разных деревень только один был грамотным — Пётр Андреев, который и расписался за всех и в Уставной грамоте, и в документах крестьян. Грамота крестьянам была прочитана и объяснена. И, как указывается в документе, крестьяне не предъявили законных возражений.
Что же мы узнаём из этого документа? В селении Юшково у помещика О.Балка значилось 5 дворовых и 17 крестьянских мужского пола душ. Семьи дворовых не имели права по Положению на земельный надел (правда, добавляется, что и желания не изъявляют его иметь). Сколько числилось земли в пользовании крестьян до реформы, неизвестно, в грамоте утверждается, что более размера душевого надела. Но сколько находится под крестьянскими усадьбами, землемер измерил. Одна десятина восемьсот пятьдесят сажён, то есть 1,16 гектара. Так как местным Положением высший размер определён в 5 десятин (десятина равна 2400 квадратных метров, или 1,09 гектара), то по числу душ (17) на селение Юшково надел составляет 85 десятин. Так как до реформы в пользовании крестьян земли было больше, включая, в том числе, усадебную землю, то крестьянам предоставляется только точное количество земли (85 десятин), а остальная остаётся в распоряжении владельца. Отрезка эта произведена согласно параграфам  4 и  8 Положения. К этому можно добавить, что в Петербургской губернии в результате проведения реформы у крестьян была отрезана четвертая часть земли. Дополнительную землю (прирезки) получили только 13,5% крестьян, а отрезана земля (отрезки) у 74,5%. В этот процент вошли и юшковские крестьяне.
Крестьянские дома остаются на прежних местах и перенесению не подлежат, оговаривается в Уставной грамоте, хотя были случаи в губернии, когда помещик насильно переселял крестьян. Водопой тоже остаётся за крестьянами, а вот никакими выгонами, то есть пастбищными землями, они не наделяются — пастбища надо было выделять из тех земель, которые крестьяне получили от помещика. Не только в Юшкове крестьяне оказались без пастбищ. По всей губернии вне крестьянского надела оказались совершенно необходимые для крестьянина леса, сенокосы, выгоны. А леса составляли 57,37% земли, принадлежащей дворянам.
Рыбная ловля, которая тоже составляла статью дохода, разрешалась только напротив собственных домов. Хотя в грамоте говорится, что "крестьяне имения Юшково поселены на берегу судоходной реки Волхов, от уездного города Новой Ладоги только в двух верстах, могут заниматься сверх землепашества разными промыслами по судоходству, тягою судов, рыбною ловлей в реке Волхов и получать значительную прибыль от других заработков", но даже места этой самой рыбной ловли ограничивались  договором.
Как же крестьяне должны были расплачиваться с помещиком? До обнародования Положения крестьяне находились на смешанной повинности: оброк был по 30 рублей с тягла и барщина девять мужских дней и шесть женских в летнее время. После введения Положения крестьяне переходили на чистый оброк, который зависел от величины надела: за предоставленный им надел они должны были теперь платить по 10 рублей в год, то есть с селения 170 рублей серебром, и за усадьбу взималось 3 рубля 50 копеек серебром, потому что "крестьяне сверх землепашества занимаются промыслами по судоходству, тягою судов, рыбною ловлей в реке Волхов и имеют прибыль от других заработков". Таким образом, за пользование домами и дворами крестьянское общество платило в год 59 рублей 50 копеек. Выкупная сумма за "оседлость" составляла 991рубль 86,5 копеек серебром. Вероятно, выкупить дома можно было постепенно, но развёрстка этой суммы предполагалась только через год после утверждении грамоты. Оброк крестьянам за землю тоже предлагалось платить в три срока: май, август, декабрь. Сумма выкупа земли в этой грамоте не оговаривалась. Возможно, раз предполагался ещё один документ через год, то в нём и должна была быть объявлена эта сумма.
Наверно, точно так же проходило освобождение крестьян и в других деревнях уезда. Как изменилась жизнь крестьян после реформы? Этот исторический акт повлёк за собой многие изменения. Для подавляющего числа бремя многочисленных платежей оказалось слишком тяжёлым. В 60-70 годы обнищавшие крестьяне губернии крайне нерегулярно вносили обязательные платежи, и в эти годы недоимки превышали сумму ежегодного платежа. В уплату за недоимки нередко описывалось и продавалось на деревенском аукционе имущество должников. Такой аукцион изобразил наш земляк художник В.М. Максимов на картине "Аукцион за недоимки".
Но, хотя проведение реформы было связано с большими трудностями, историческое значение её оказалось огромным. Распоряжаться своей личностью, трудом и средствами смогли более половины населения губернии. Этот исторический акт повлёк за собой множество преобразований и других реформ. Крестьяне, как видно из грамоты, были неграмотными. На 4 деревни нашёлся только один человек, который мог подписать документ. А в 1870 году была открыта церковно-приходская школа в Иссаде, а затем в Златыни, Немятове, Бабино, в Новой Ладоге. Крестьяне получили доступ к грамоте. Но это уже другая история…

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.