Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.01.2017 11:41 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 27.01.2017 г.

"…В оборону и на отпор неприятелю"

Автор: Подготовила О.Панова

Сясьская верфь — первая судостроительная верфь, созданная на Ладожском озере по указу Петра I для строительства кораблей Балтийского флота.

Основана она была в 1702 году по личному указанию Петра I при дворцовом селе Сясьские Рядки, стоявшем на месте впадения реки Сясь в Ладожское озеро.
22 января (2 февраля) 1702 года Пётр I дал указ стольнику Ивану Юрьевичу Татищеву: "В оборону и на отпор против неприятельских свейских войск на Ладожском озере сделать военных 6 кораблей по 18 пушек". По сути это был указ о создании первых судостроительных верфей для постройки кораблей будущего Балтийского флота: Сясьской и Олонецкой. Этот указ подтверждался и официальным "Наказом о строении кораблей" от 23 января 1702 года, в котором говорилось: "Делать корабли на реке Сяси, которая впадала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах, или на реке Паше, которая впадала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря места, где пристойно, из соснового леса. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву…".
Весной 1702 года стольник И. Ю. Татищев провёл необходимые исследования, выполнил промер глубин самых мелких мест на реках Сясь и Паша, а также разведал у местных жителей о поведении рек в половодье и межень, описал устья рек, впадающих в Ладожское озеро, определил безопасные для судового хода фарватеры. Также он осмотрел близлежащие леса и наметил места вырубки, выбрал наиболее подходящее для строительства Сясьской судоверфи место. Обо всех делах по строительству верфи и ходе постройки кораблей на ней Татищев обязан был докладывать ближайшему окольничему и воеводе Петру Матвеевичу Апраксину, с последующим докладом царю.
Новая верфь почти полностью обеспечивалась местными рабочими: плотниками, кузнецами и выполнявшими вспомогательные операции людьми из близлежащих приладожских сёл и деревень. На постройку каждого судна выделялось 50 плотников, 60 работных людей пеших и 60 с лошадьми, а также 20 кузнецов и более. Для ведения делопроизводства на верфи Татищев получил в помощь 8 дьячков и 12 целовальников, прибывших из Олонца. На подьячих возлагалась вся канцелярская работа, целовальникам вменялось в обязанность строго блюсти денежные расходы. Финансирование верфи первоначально возлагалось на Новгородскую ратушу.
Пушки, якоря, другие изделия из чугуна и железа для строящихся кораблей заказывались на железоделательных заводах Олонецкого уезда. Снабжение верфи парусиной, канатами, флагами, вымпелами и остальными корабельными припасами осуществлялось из центральных районов страны через Адмиралтейский приказ в Москве.
1 мая 1702 года на стапелях Сясьской верфи голландский плотник Воутер Воутерсон фон Кол заложил первые корабли — два малых фрегата "Фан Сас" № 1 и № 2 (то есть "Сясьские" — первый и второй). Размеры фрегатов были невелики: длина 19,8, ширина 5,66 метра. В сентябре того же года оба фрегата были спущены на воду. Достройка и окончательная отделка кораблей производилась в 1703 году на Олонецкой верфи. Из-за того что фрегаты, построенные из сырого леса, плохо слушались руля и обладали малой мореходностью, в 1705 году их перечислили в брандеры и переименовали соответственно № 1 в "Этну" и № 2 — в "Везувий".
В декабре 1702 года на Сясьской верфи мастер Воутерсон заложил малые фрегаты "Михаил Архангел" и "Иван-город". Строительство судов затянулось. "Михаил Архангел" вступил в строй лишь весной 1704 года, а "Иван-город" — 27 мая 1705 года. Последний после перевооружения вошёл в историю Балтийского флота как одно из первых ледокольных судов.
В 1704 году были спущены на воду два буера: "Люстих" (с гол.- "Весёлый"), строитель В. Литкин и "Ик-Гебе-Гевест" (с гол. — "Я владею провинцией"), строитель X. Андреев. Также в 1704 году спустили на воду шесть шмаков (шмак — морское парусное судно для прибрежного плавания), заложенных в 1703 году, и заложили ещё один шмак. Это судно оказалось последним, построенным на государственной Сясьской верфи. Всего на Сясьской верфи в период с 1702 по 1706 годы было построено 48 судов: 4 фрегата, 6 грузовых шняв, 3 бригантины, одна галера, 3 прама, 5 буеров, 2 флейты, 13 шмаков, 14 прочих судов.
Из-за того, что верфь постоянно заливало из-за неспокойного Ладожского озера, а защищать её немногочисленными судами, имевшимися в распоряжении петровских войск, со стороны Ладоги было сложно, Указом от 10 декабря 1706 года Сясьскую верфь упразднили и все работы перенесли в Олонецкую верфь, наиболее оборудованную. Непродолжительное время в Сясьских Рядках продолжали строить только небольшие каботажные суда, приспособленные к прибрежному плаванию и не выходившие в открытое море.
История повторилась в середине ХХ века. Зимой 1942 года по указанию Государственного Комитета Обороны было начато сооружение Сясьской судостроительной верфи для строительства озерных барж. Верфь строилась близ села Сясьские Рядки, на правом берегу реки Сясь. В марте 1942 года Сясьстрой посетили заместитель Председателя СНК СССР А.Н. Косыгин и член Военного совета Ленинградского фронта Н.В. Соловьев, которые оказали большую помощь в решении ряда проблем строительства верфи.
В течение 1942 года Сясьская верфь построила 31 деревянную баржу грузоподъемностью 385 тонн каждая. Баржи предназначались для эвакуации населения и промышленного оборудования из блокадного Ленинграда и доставки боеприпасов, продовольствия и медикаментов в осаждённый город. Всего за годы войны на верфи было построено около ста большегрузных барж. Строившиеся на Сясьской верфи деревянные озерные баржи имели длину 40 м, ширину 8 м, высоту борта 3,2 м и при осадке 180 см каждая вмещала более 380 тонн груза.
13 сентября 1945 года в соответствии с приказом Народного Комиссариата речного флота СССР № 270 на Сясьскую судостроительную верфь Северо-Западного речного пароходства было возложено строительство Свирской судостроительной верфи с одновременным перебазированием Сясьской верфи на реку Свирь.
А 10 лет назад, в июле 2007 года, был утверждён герб города Сясьстрой, одной из главных фигур которого стал золотой трёхмачтовый линейный корабль эпохи Петра I, плывущий на всех парусах. Это судно символизирует знаменитую Сясьскую верфь петровских времён.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.