Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

16.06.2016 12:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 16.06.2016 г.

Жажда у воды

Автор: О. Панова

К сожалению, дефицит рабочих кадров высокой квалификации становится в ряд актуальнейших проблем не только в нашем районе или Ленинградской области — проблема приобретает государственный уровень.

Эпоха дефицита?
Так сложилось, что в дни подготовки и празднования Дня химика, который в этом году совпал с 15-летием компании "ФосАгро", мы много общались с представителями предприятия. На фоне мощного развития и технического перевооружения предприятия сам собой напрашивался вопрос о сокращениях. Куда девать "лишних" работников? Ответ удивил: оказывается, предприятию крайне необходимы квалифицированные специалисты, но найти их в Волхове невозможно, приходится искать по всей России. И привели конкретные примеры.
К сожалению, дефицит рабочих кадров высокой квалификации становится в ряд актуальнейших проблем не только в нашем районе или Ленинградской области — проблема приобретает государственный уровень. Количество вакантных рабочих мест, как правило, почти вдвое превышает число зарегистрированных безработных, но это в основном рабочие профессии, которые не пользуются спросом у ищущих работу. Еще в марте 2012 года на заседании президиума Правительства Владимир Путин сообщил, что правительство России объявляет национальный конкурс на звание лучшего в пяти рабочих профессиях (сварщик, каменщик, шахтер, электромонтер, водитель грузовика) с крупными призами. А чуть раньше для лучших учащихся профессиональных училищ правительство установило повышенные стипендии. Эти инициативы — шаг в правильном направлении. Но одного конкурса для поднятия престижа рабочих профессий маловато будет.

Я б в рабочие пошел…
По данным различных опросов, наиболее востребованными специалистами на российском рынке труда являются квалифицированные рабочие, при этом самая дефицитная профессия — электросварщик, далее следуют токари, оптики-механики, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике и бурильщики скважин. Около половины российских промышленных предприятий остро нуждаются в рабочих кадрах. Чтобы решить проблему, надо вернуть былой престиж рабочим профессиям, сформировать "рабочую аристократию". Без этого невозможен технологический прогресс и дальнейшее развитие экономики. Но как это сделать?

На новом витке
Все постперестроечные годы бытовало мнение, что рыночные реформы уничтожили реальный сектор экономики. Народ занят перепродажей, а страна живет за счет экспорта нефти и газа. Это не так. Помимо энергоносителей, которые составляют 15 процентов нашего экспорта, Россия успешно экспортирует зерно, металлы, продукцию нефтехимии, а введенные Европой санкции заставили серьезно сбалансировать импортозамещение и уделить гораздо больше внимания развитию собственных предприятий. Конечно, на рынке новейших технологий существует жесткая конкуренция, и многие страны здесь впереди России. А вот в нише выпуска автомобилей, станков, кораблей, авиатехники мы, благодаря имеющимся традициям и относительной дешевизне рабочей силы, можем занять достойное место. Особенно с учетом того, что наиболее развитые государства сворачивают эти производства и выводят их в страны с меньшими издержками. И подтверждение данного факта — успешная работа автозаводов в Ленинградской области, развитие судостроения и авиационной промышленности. Размеры нашей страны создают емкий внутренний рынок для самолетов и вертолетов. А если продукция отечественных предприятий докажет свою конкурентоспособность, появятся и зарубежные заказчики.

Дело в престиже?
Проблема дефицита рабочих кадров возникла не сегодня. В советскую эпоху квалифицированный станочник зарабатывал вдвое больше младшего научного сотрудника в НИИ, но все равно считалось, что "эмэнэс" стоит выше на социальной лестнице, и достиг в жизни большего. Школьников пугали: "Не будешь учиться — пойдешь в ПТУ". А уж что касается сельского хозяйства, то сакраментальная фраза "Пойдешь коров пасти" звучала почти приговором. Никто не хотел оставаться в селе, заниматься личным подсобным хозяйством и работать по ненормированному графику. Строительство многоэтажного жилья в деревне и вовсе "оторвало" крестьянина от земли. Мы оплакиваем "умирание" русской деревни и в то же время всеми правдами и неправдами стараемся отправить собственных чад подальше от нее — в город, "в люди". А появление коммерческих групп в вузах и колледжах практически уравняло возможности получения образования и для способных выпускников, и для тех, кому в доброе время была одна дорога — в ПТУ.
Эксперты ВШЭ (высшей школы экономики) предлагают создать в университетах "прикладной бакалавриат" с двухгодичным обучением, являющийся аналогом техникума, но выпускники смогут с гордостью говорить, что учились в университете. Пока особого результата не видно. А вот закрытие профтехучилищ сказывается: хороший тракторист или водитель сегодня — редкость. Предприятия тоже осторожно подходят к обучению будущего работника: его выучишь, вложишь средства, а он не оправдает надежд… Вот и множатся ряды невостребованных юристов, экономистов и менеджеров, слабо представляющих, чем бы таким они могли руководить… Пылятся невостребованные дипломы, а их обладатели или пребывают в поиске "достойного места", или вынуждены работать барменами, охранниками, продавцами, пресловутым "офисным планктоном". Изменить ситуацию непросто — надо менять всю систему воспитания, внушать подрастающему поколению (а заодно и их родителям), что любой труд престижен, если приносит приличные деньги.
Более половины работающих россиян в возрасте от 25 до 35 лет имеют высшее образование. Школы гордятся тем, что их выпускники поступают в вузы (чем выше процент, тем лучше). Кому лучше? Конечно, получить высшее образование — дело престижное. Но будет ли диплом кормить по окончании вуза? И не лучше ли потратить годы учебы на приобретение рабочей профессии, которая позволит стать востребованным на рынке труда и обеспечит материальный достаток?
В какой-то степени проблему дефицита рабочей силы решают мигранты. Но гастарбайтеры, как правило, выполняют неквалифицированную работу, куда россиян и калачом не заманить, а получают значительно меньше, чем пришлось бы платить местным жителям. Высококвалифицированные специалисты из-за рубежа — явление в России редкое.
Между тем, рынок труда и в Волховском районе, и в Ленинградской области, да и во всей стране требует сегодня не юристов-экономистов, а хороших токарей, фрезеровщиков, слесарей-сборщиков, швей, поваров, операторов машинного доения, водителей… Нужны, конечно, и врачи, и инженеры, и педагоги, но без умелых рабочих рук — никуда. И эта информация — не только для выпускников, выбирающих жизненный путь. Она актуальна для всех, кто готов переобучиться, повысить квалификацию или получить новую, востребованную специальность. Было бы желание…

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.