Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

05.05.2016 11:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 06.05.2016 г.

Встреча поколений. О времени и о себе

В музее истории локомотивного депо "Волховстрой" накануне великой даты — Дня Победы — состоялась встреча ветеранов и студентов политехникума.

Музей молодой, но уже зарекомендовал себя интересной, нужной и очень на сегодняшний день востребованной экспозицией. Руководителем музея Л.П. Королевой и художником-дизайнером В.В. Коровиным проделана большая и важная работа. Собран ценный исторический материал, воспоминания ветеранов, бывших и нынешних работников,  документы, личные вещи железнодорожников — история железнодорожного транспорта в России от его зарождения и до наших дней.
Встреча поколений была посвящена военному периоду. Встретились ветераны и будущие машинисты — студенты политехникума, которые пришли с преподавателем  И.В. Пановой.
Л.П. Королева показала участникам встречи экспозицию и доходчиво, на конкретных фактах и примерах, рассказала о роли волховстроевских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. А их роль поистине бесценна.

"Эти сумасшедшие красные машинисты"
 Так фашисты называли железнодорожников,  доставлявших поезда с продовольствием и разными грузами, в том числе и боеприпасами, в блокадный Ленинград. Им  было не понять, что поступками героических железнодорожников руководили  истинная любовь к Отчизне, вера в правоту своего дела, в победу, патриотизм.
Многие работники паровозного депо защищали Родину в рядах Красной армии, в народном ополчении, в партизанском отряде. А те, кто остался, трудились самоотверженно на своих рабочих местах. В цехах и мастерских депо не только велись ремонтные работы, но и выполнялись заказы для фронта.
Противник рвался к Волхову, зная, что четыре железнодорожные магистрали и водная артерия скрещиваются в этом районе. У немцев даже была карта нашего города на русском и немецком языках — это еще одно подтверждение того, что немцам для осуществления своих планов крайне важен был захват города Волхова. В музее есть копия этой карты. В отдельные дни железнодорожный узел и мосты бомбили более ста вражеских самолетов. В Тихвине скопилось большое количество вагонов с продовольствием, а немцы на участке Волховстрой-Тихвин взорвали мост через реку Сясь, вывели из строя перегон Цвылево-Черенцово. Члены Военного Совета фронта требовали принять срочные меры по восстановлению железной дороги от Тихвина до Волховстроя. И это было сделано. В ночь с 6 на 7 января 1942 года паровозная бригада в составе машиниста Ф. Мельникова, его помощника Т. Крисанова и кочегара А. Ильина доставила из Тихвина в Волховстрой поезд с продовольствием для Ленинграда по восстановленной железнодорожной ветке. Вслед за этим поездом пошли и другие…
В феврале 1942 года машинист М.К. Кузнецов провел первый поезд по сложному маршруту Волховстрой-Войбокало-Кобона. Медленно и упорно паровозные бригады везли драгоценный груз к фронту, к Ленинграду. Каждая такая поездка — это спасенные жизни ленинградцев.  Днем и ночью под непрерывными бомбежками железнодорожники мужественно стояли на своих постах.
Немцы ни на один день не оставляли мысли стереть с лица земли Волховстроевский железнодорожный узел. Самые ожесточенные бомбардировки приходятся на 1943 год. Многие жители были эвакуированы, в том числе и родственники работников депо. После эвакуации в городе оставалось около тысячи жителей, всего же до войны проживало около 30 тысяч. Основной участок — это паровозное депо. 7 февраля 1942 года машинист Кузнецов положил начало перевозкам грузов, которые доставлялись до станции Войбокало, затем через Кобону на Осиновец, на баржи и паромы  — это было очень сложно. Много работало подростков.

"Дорогой победы" через "Коридор смерти"
5 февраля 1943 года для волховчан и ленинградцев памятный день, в этот день волховстроевские железнодорожники привели первый после прорыва блокады поезд с продовольствием в город на Неве. Регулярное сообщение с Большой землей давало ленинградцам уверенность, что враг будет разгромлен. Этот ответственный рейс поручено было провести бригаде Ивана Пироженко в условиях, которые трудно сейчас и представить. Маршрут былсформулирован предельно четко: "Дорогой победы" через "Коридор смерти" в Ленинград. Рейс героический, он навсегда останется в истории войны, как и имена людей, его совершивших, как и паровоз Эу-708-64, который стал символом мужества железнодорожников и обрел свою постоянную прописку на перроне вокзала станции Волховстрой-1. Ежегодно в памятный  день 5 февраля волховчане собираются у паровоза на митинг, чтобы почтить то незабываемое героическое время и людей, его вершивших.

Долг жизни и чести
Подвиг  волховстроевских железнодорожников останется в памяти народа. В войну не хватало паровозных бригад, ремонтников, токарей… Подростки занимали рабочие места отцов и старших братьев. На встрече молодежь узнала имена железнодорожников, совершивших, казалось бы, непосильную работу в труднейших условиях военного времени. Этот их трудовой подвиг вошел яркой страницей в историю войны.
Заслуги железнодорожников были высоко оценены правительством и Народным комиссариатом путей сообщения. В 1943 году свыше 600 работников паровозного отделения были награждены медалями "За оборону Ленинграда". А за героическое участие паровозников в разгроме немецко-фашистских войск  под Ленинградом и трудовые успехи в годы Великой Отечественной войны Министерство путей сообщения и ВЦСПС передали Волховстроевскому паровозному депо на вечное хранение знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
Среди материалов музея, рассказывающих о войне, есть стенд, посвященный машинисту В.В. Яковлеву — Герою Советского Союза. Звание Героя он получил в 19-летнем возрасте, при форсировании реки Одер. Родственников у него не осталось, но в коллективе берегут память о нем. На месте его захоронения на Новооктябрьском кладбище поставлен обелиск. В памятные даты его посещают железнодорожники, приносят цветы…

Сама история со мною говорит
Рассказ Л.П. Королевой дополнили непосредственные участники военных событий — ветераны-железнодорожники.
Н.В. Кругликова с 1947 года связала свою судьбу с Волховстроем. Всю блокаду она жила с семьей в Ленинграде. Жила одной судьбой с городом, видела героическое и трагическое. С послевоенных лет и до сегодняшнего времени депо остается ее вторым домом, а железнодорожники — ее семья. Нина Васильевна — Почетный гражданин города Волхова, Почетный работник Октябрьской железной дороги.
А.Н. Архипов тоже Почетный гражданин города Волхова, и его судьба тоже связана с блокадным Ленинградом и нашим городом. Детство закончилось, когда началась война. Отец ушел на фронт и не вернулся. Анатолию было всего пять лет, но прощанием с отцом  ветеран помнит и сейчас. Затем была эвакуация из Ленинграда, ранение, в суете военного времени потерял самого родного человека — маму, и встретились они уже после войны. Разве такое можно забыть, разве можно такое вспоминать без слез и дрожи в голосе?
Второй родиной и судьбой для Анатолия Николаевича стал город Волхов, учеба в железнодорожном училище и долгие годы работы машинистом. Работу он совмещал с общественной деятельностью, был депутатом Верховного Совета СССР, он — Почетный работник Октябрьской железной дороги, полный кавалер Орденов Трудовой славы.
А.В. Червяков — участник Великой Отечественной войны. Родом он из-под Луги, где уже в первые дни войны насмерть стояли советские солдаты. Осенью 1943 года его призвали в армию. Мальчишке в ту пору было всего 17 лет! Фронтовыми дорогами он прошел со 2-м и 3-м Украинскими фронтами. День Победы Червяков встретил в Чехословакии. На груди у ветерана боевые награды: медали "За взятие Вены", "За победу над Германией", памятные знаки "Ветеран 38-го Венского корпуса", "Отличник-артиллерист"… В мирное время приехал в Волхов, выучился на машиниста и долго работал в локомотивном депо. Водил паровозы различных серий, трудился на грузовых и пассажирских поездах. Когда появились тепловозы, переучился и стал работать на них. На заслуженный отдых ушел в 2003 году. Железнодорожному транспорту отдал полвека! Алексей Васильевич — "Почетный работник Октябрьской железной дороги". Сейчас ему 90 лет, но ветеран встречается с молодежью, с товарищами по работе, рассказывает о военном времени.
…Вот с такими людьми встретились студенты, с интересом выслушали их воспоминания, узнали о вкладе железнодорожников в дело победы. Молодежь познакомилась с ветеранами — людьми, преданными своей Родине и профессии железнодорожника, которую выбрали для себя и молодые ребята. Они приехали в Волхов учиться со станций Бабаево, Мга, Войбокало, городов Пикалево и Тихвина. Отрадно было услышать, что студенты изучают и сами интересуются военными событиями, знают о своих близких родственниках, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. Было приятно видеть их заинтересованность и слушать их рассказы. Ребята с уважением и завистью говорят о тех временах, когда их сверстники были членами молодежных организаций — пионерской, комсомольской… Сейчас  им не хватает таких объединений духовных единомышленников.
Участники встречи выразили единодушную благодарность организаторам мероприятия за возможность соприкоснуться с судьбами людей, пообщаться с участниками военных событий, услышать их правдивые рассказы, где было и героическое, и трагическое, и горькое — было всё… Суметь отделить одно от другого, правильно понять, сделать выводы — задача молодых. Ветераны вспомнили своих товарищей, с которыми работали, руководителей. Трудовая биография предприятия продолжается в делах и людях, работающих на железной дороге. На смену старшему поколению приходят молодые специалисты. И важно, чтобы сохранилась связь поколений, традиции, заложенные при становлении и развитии предприятия. Сохранилась память.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

158