Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

05.05.2016 10:48 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 06.05.2016 г.

Один из многих… Солдат из деревни Ручьи

Автор: Э. Большакова

"Бессмертный полк"… Эта акция совершила невозможное: она пробудила интерес очень многих людей к истории Великой Отечественной войны, к подвигам отцов и дедов. Казалось, что такой большой срок в жизни любой семьи, как 70 лет, позволяет забыть о прошлом. Но нет, вновь и вновь обращаются наши односельчане к своим семейным историям, желая узнать что-то новое и вспомнить о Великой Отечественной войне и ее героях…

Обратился к прошлому своей семьи и Алексей Александрович Третьяков с мыслью о том, чтобы установить боевой путь своего отца Александра Ильича Третьякова, человека скромного и немногословного. В свое время он мало рассказывал детям о войне и своих подвигах — было не до рассказов: восстанавливали страну, растили детей и совсем не хотели вспоминать о страшной войне.
Да, Александр Ильич — один из многих… Но у каждого солдата своя судьба, каждый сам проживает разлуку с семьей, первый страх под вражескими пулями, ранение, смерть товарищей, позор отступления и радость наступления — все у каждого свое…
Родился Александр Ильич в деревне Валгома Оятского района, а ушел на фронт из деревни Ручьи. Из этой деревушки ушли на фронт в 1941 году многие. Были среди них вчерашние школьницы: Маша Савина, Таня Христофорова, Таня Савина, Аня Тузова, Вера Морозова. Они шли на фронт санитарками, медсестрами. Были и повидавшие войну мужчины, прошедшие финскую. Одним из них оказался Александр Ильич, не так давно вернувшийся с "незнаменитой" зимней войны. Уже 22 июня 1941 года призван он Пашским РВК на фронт. Александру Ильичу исполнилось к тому времени 27 лет, он успел жениться, оставлял, уходя на фронт, жену Анну Петровну и двоих детей: дочь Галю трех лет и годовалого сына Юру.
Служить пришлось в 88-й стрелковой дивизии (впоследствии 23-й Дновской стрелковой дивизии). Вероятно, попал он в нее не случайно. Формировалась эта дивизия 1 сентября 1939 года в Архангельске и в декабре 1939 года принимала участие в "зимней" войне на рованиемском направлении в составе 9-й армии. Находилась в действующей армии с 11 августа 1941 по 14 декабря 1944 года и с 31 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года.
На 22 июня 1941 дислоцировалась дивизия в Архангельске, с начала войны охраняя морское побережье от вражеских десантов. 12 августа 1941 года           весемнадцатью  эшелонами дивизия отбыла из Архангельска в район Кестеньги по строящейся железнодорожной ветке Сорокская — Обозерская. Переброска дивизии примечательна тем, что данная ветка еще не была сдана в эксплуатацию, по ней до эшелонов дивизии двигался только подвижный состав железнодорожных рабочих. Прибыла на станцию Лоухи 12 августа 1941 и немедленно вступила в бой западнее станции: можно говорить о том, что прибытие этой дивизии спасло от захвата станции и соответственно от блокады Кировской железной дороги на этом участке. Прямо с колес на передовую ушел 147-й отдельный разведбат и остановил продвижение врага. 13 августа 1941 развернулись батальоны 426-го стрелкового полка, 14 августа 1941 прибыл штаб дивизии, а 15 августа 1941 при налете авиации был убит командир дивизии. Дивизия потеснила вражеские войска назад и к ноябрю 1941 года стабилизировала линию фронта в 40 километрах западнее Лоухи. В ночь с 31октября на 1 ноября 1941, после трехчасовой артподготовки, немецкие и финские части повели наступление, ударив в стык 426-го и 611-го полков, но все атаки были отбиты.
К 5 ноября 1941 противнику превосходящими силами удалось окружить 426-й стрелковый полк, перерезав пути подвоза боеприпасов и продовольствия. Полк сражался в окружении до 9 ноября 1941, вышел из окружения, потеряв почти всю материальную часть, в окружение попадал и штаб дивизии. Из записей начальника штаба дивизии подполковника С.П. Перкина:  "16 ноября 1941 г. Бои несколько затихли, противник поставленную задачу не выполнил, весь наступательный порыв у него иссяк... Пленные показывают, что настолько велики потери, что вообразить нельзя. В ротах из 180 человек осталось максимум 50, а в большинстве — только 30".
Но и наши потери были не меньше. К концу ноября 1941 года в дивизии от 17 тысяч личного состава осталось в строю не более 3 тысяч человек. Обескровленную дивизию вывели на переформирование и 17 марта 1942 года преобразовали в 23-ю стрелковую дивизию. Александру Ильичу повезло. Он оказался среди трех тысяч чудом уцелевших солдат.
После пополнения рядов дивизии новобранцами ее вновь бросили на фронт. Дивизия вела боевые действия в составе Северо-Западного и Второго Прибалтийского фронтов. Она принимала участие в позиционной обороне на рубеже озеро Сенозеро — озеро Нижнее Чёрное — 45-й километр шоссе Лоухи — Кестеньга в декабре 1941- конце апреля 1942 годов и в середине мая 1942 — августе 1944 года, а также в Кестеньгской наступательной операции 23 апреля — 11 мая 1942 года.
За проявленную отвагу дивизия была удостоена Гвардейского знамени и переименована в Гвардейскую дивизию. 17 апреля 1942 года новую нумерацию присвоили и частям соединения, в том числе и 63 Гвардейскому стрелковому полку, в рядах которого сражался красноармеец-стрелок Александр Ильич Третьяков, 1914 года рождения, член ВКП(б). 15 апреля 1942 года красноармеец Третьяков получил первое легкое ранение, 25 октября 1943 года — второе, тяжелое ранение. Кого-то военная судьба щадила: проходил войну без царапинки. Александр Ильич получил ещё одно легкое ранение в январе 1944 года и тяжелое ранение в кисть руки в бою 23 июня 1944 года, когда перезаряжал автомат.
Наградной лист красноармейца Третьякова свидетельствует, что воевал он бесстрашно, стремился в самые горячие места: "В бою 23 июня 1944 года действовал храбро и решительно, первым поднялся в атаку и, ворвавшись в траншею противника, убил немецкого офицера и трех солдат. Быстро продвигаясь вперед, увлекал за собой товарищей. Выбив немцев из линии первых траншей, товарищ Третьяков, преодолев проволочное заграждение со своими товарищами, ворвался во вторую линию траншей противника и противотанковой гранатой разбил станковый пулемет противника. За умелые действия в бою и проявленное при этом мужество и отвагу представляется к правительственной награде — ордену Красной Звезды. Командир дивизии гвардии генерал-майор Белобородов".
За оборону города Дно на Псковском направлении 26 февраля 1944 года дивизии, в которой Александр Ильич воевал не щадя своей жизни, присвоено звание Дновской, 23 июля 1944 года дивизия награждена орденом Красного Знамени. Но тяжело раненный Александр Ильич уже не узнал об этом. Война для него закончилась, он долго лечился в госпитале. Врачи хотели ампутировать руку, но Александр Ильич на это не согласился. Ранним утром, в январе 1945 года, когда в доме все спали, вернулся солдат домой, в родную деревню Ручьи.
Вернулся инвалидом. Взяли его на работу возчиком в Пашскую сплавную контору. Возил на лошади на берег топляк, который потом грузили в баржи и отправляли по Паше дальше, иногда, несмотря на почти не действующую руку, посылали его и на заготовку леса, работал на лошадях.
Надо было работать, семья росла, к двум "довоенным" детям прибавилось еще шесть "послевоенных", последняя дочь родилась в 1957 году. В родительском доме было тесно.
Помог Павел Александрович Нечесанов, директор сплавной конторы. Он не только бесплатно выделил фронтовику-инвалиду лес на строительство дома, но и отправил на помощь бригаду плотников, о чем с благодарностью вспоминал Александр Ильич до конца жизни. Строительство дома закончилось в 1955 году, в нем и проживает один из сыновей Александра Ильича — Алексей Александрович — со своей семьей.
Кроме ордена Красной Звезды получил Александр Ильич медаль "За победу над Германией" и множество юбилейных наград.
Внук Александра Ильича Алексей писал в своем сочинении: " Я считаю, что мой дедушка — настоящий герой". С этим нельзя не согласиться.
Ушел из жизни красноармеец Третьяков в возрасте 66 лет, сказались ранения и трудная послевоенная жизнь. Но воевал и выжил солдат не зря. Его потомство составляет сегодня около восьмидесяти человек, из них — 22 внука и 31 правнук.
А дивизия, в которой солдат воевал, была удостоена высшей чести — она принимала участие в штурме Берлина. С боями взяла Штеттинский вокзал — важный пункт на подступах к рейхстагу. За храбрость, силу духа и отвагу ей присвоено почетное наименование "Берлинская". 15 участников дивизии удостоены звания Героев Советского Союза. Различным полкам, соединениям и участникам дивизии было присвоено свыше 19 тысяч наград. Есть во всех этих победах и малая толика, принадлежащая красноармейцу Третьякову!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.