Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

07.04.2016 13:58 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 08.04.2016 г.

Как готовили флот для Ладоги

Автор: Подготовила Н. Морозова

Александр Михайлович Мутовкин в годы Великой Отечественной войны руководил судоремонтными мастерскими в Новой Ладоге. Его воспоминания, написанные в 1970-е годы, хранятся в городском краеведческом музее и представляют собой яркое свидетельство о том времени, они дают точное представление о жизни прифронтового города, о настроении людей, их самоотверженном труде во имя Победы. 

Перед Великой Отечественной войной развивающиеся перевозки грузов в Северо-Западном бассейне, а сле-довательно, рост флота, требовали создания дополнительных ремонтных баз, расположенных на основных магистралях работы судов. Одну из баз руководство пароходства решило создать в Новой Ладоге, в районе шлюзов Староладожского канала. В сентябре 1940 г. был подписан приказ начальника управления Северо-Западного пароходства об организации мастерских в Новой Ладоге, а уже 3 октября вместе с бывшим заместителем начальника управления А.Н. Новосёловым я приехал на автомашине "ЗИС" в Новую Ладогу.
Вскоре прибыла пароходом небольшая группа работников Шлиссельбургской пристани, которые и приступили к организации мастерских. Мастерские были созданы по инициативе и под руководством начальника механико-судовой службы СЗРП Фёдора Фёдоровича Ефимова, погибшего впоследствии в боях за Ленинград под Невской Дубровкой. И только грузовой теплоход "Фёдор Ефимов" бороздит и поныне воды пароходства, напоминая тем, кто его знал, об этом славном человеке, патриоте и большевике.
Первыми работниками мастерских, которые трудились здесь с основания и всю войну, были бригадир плотников Пётр Кириллович Карпин, старший мастер Степан Дмитриевич Рогов, слесарь Иван Александрович Воронин и многие другие. Это настоящий золотой фонд завода. Дети многих из них — второе поколение — также уже работают на заводе (например, Рогов Иван Степанович и др.). Будем надеяться, что и третье поколение скоро придёт на завод и продолжит дело потомственных речников.
Мастерские создавались на голом месте. Единственным зданием было здание бывшей насосной станции старого Ладожского канала екатерининских времён, а потом в этом здании долгое время была конюшня. В зиму 1940-1941 г. уже зимовало 16 пароходов, а летом мастерские успешно проводили навигационный ремонт.
Постепенно складывался коллектив, расширялось производство. Но ни организаторы мастерских, ни руководство пароходства не предполагали, какую огромную роль предстояло сыграть мастерским в годы Великой Отечественной войны.
Подвиг ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду, будет жить в веках. О нём знает весь мир. Он широко освещён в советской и зарубежной печати. Однако не все знают, что Ленинграду трудно было бы выстоять, если бы советские войска не удержали небольшую часть западного и восточного побережья Ладожского озера, если бы моряки Ладожской военной флотилии не обеспечили защиту этого единственного водного пути, связывавшего Ленинград со страной, и не осуществляли перевозки  всего необходимого для жизни и борьбы ленинградцев.
3 сентября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта, выполняя решение Государственного Комитета Обороны, возложил на Ладожскую военную флотилию и подчинённое ей СЗРП обеспечение перевозок всех видов снабжения из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце. Через 9 дней сюда с восточного берега Ладожского озера прибыли первые суда с продовольствием. 12 сентября начала действовать "Дорога жизни".
"Дорога жизни" — водная трасса летом и ледовая зимой — сыграла важную стратегическую роль в Великой Отечественной войне. Эта коммуникация, связывавшая Ленинград со страной, помогла отстоять советским людям город на Неве — колыбель Великой Октябрьской революции.
Ладожская флотилия, удерживавшая в течение всей войны господство на озере, обеспечила успех обороны и наступления приозёрных флангов советских войск. Она надёжно защищала единственную коммуникацию Ленинграда, бесперебойно снабжала его всем необходимым. И это — в крайне тяжёлых условиях в начале войны с точки обеспечения кораблей ремонтными базами и средствами.
Октябрь 1941 г. Гитлеровские орды рвутся на восток. Ленинград в блокаде. Временно оставлен нашими войсками город Шлиссельбург (сейчас — Петрокрепость). Эвакуирован в тыл Шлиссельбургский (сейчас Невский) судоремонтный завод. Ладожская военная флотилия перебазируется в Новую Ладогу. Наши мастерские становятся единственной ремонтной базой судов Северо-Западного пароходства и кораблей Ладожской военной флотилии, обслуживающих "Дорогу жизни", а также Ленинградский и Карельский фронты. Мастерские практически оказались на линии фронта: в 26 километрах, около Волховской гидростанции, уже стоял враг, в Ладожском озере, на флангах армий идут упорные бои, а ремонт флота продолжается день и ночь, вооружение кораблей, подготовка их к операциям ведется круглосуточно.
Если бы меня спросили, что делали мастерские в годы войны, мне легче было бы ответить — что не делали. Мы ремонтировали транспортный флот, военные корабли, восстанавливали вооружение, выполняли работы по ремонту орудий, пулемётов, устанавливали на кораблях пушки, переоборудовали тральщики и транспорты, делали интендантское оборудование, чинили танки, участвовали в составе аварийных бригад в боях в озере, ремонтировали военные автомашины и т.д. Коллектив мастерских работал день и ночь, чтобы справиться со всеми задачами. Штат работников пополняется рабочими Шлиссельбургского судоремонтного завода и моряками флотилии. Всех объединяет единственная цель:  быстрее разбить ненавистного врага. Население эвакуировано из Новой Ладоги, в городе оставлены только военные и люди, непосредственно связанные с обслуживанием флотилии и "Дороги жизни". Часть работников мастерских ушла на фронт. Некоторые их них отдали свою жизнь за Родину (например, шофёр Николай Яковлевич Яковлев и др.).
Враг принимает все меры к тому, чтобы ликвидировать этот важный стратегический узел — Новую Ладогу, и поэтому беспрерывно бомбит город, особенно районы мастерских и пристани, места стоянки флота, разбрасывает листовки. Несмотря на частые бомбёжки, работа мастерских не затихает ни на минуту. Теряется разница между оставшимися гражданскими и военными. Единое руководство — штаб Ладожской военной флотилии. Всё подчинено одному — больше хлеба, продовольствия и оружия Ленинграду и Ленинградскому фронту; больше эвакуировать населения и заводов из Ленинграда.
Многие работники мастерских оделись в военную морскую форму, в том числе и я — служили в частях Ладожской военной флотилии. Действует бесперебойно "Дорога жизни", ремонтируются пароходы и военные корабли, ведь пароходы возвращались из озера израненные от трубы до киля. Такие озёрные пароходы, как "Орёл", "Никулясы", "Морской лев", "Буй" и другие приходили с числом пробоин до 70-100 штук сразу. Приводили на буксире из озера "морские охотники", бронекатера, канонерские  лодки, которым приходилось проводить крупный восстановительный ремонт.

(Окончание следует)

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.