Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

03.03.2016 11:08 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 04.03.2016 г.

На фронтах и в тылу

Автор: О.НИКОЛАЕВА
директор музея истории г.Волхова

Историческая справка по материалам музея истории г. Волхова (продолжение)

№7 от 26.02.16 г.

Бои на внешнем кольце блокады Ленинграда продолжались до 1944 года. И все это время Волхов оставался городом, жизнь которого была подчинена одной цели — помочь Ленинграду.
Поражение немецких войск под Волховом и Тихвином имело важные последствия:   группировка немецких войск понесла огромные потери живой силы и техники; ожесточенное сопротивление частей Красной армии под Волховом в октябре-ноябре 1941 года при эффективной поддержке волховчан привело к срыву гитлеровских планов молниеносной войны против СССР; потеря Тихвина и поражение под Волховом окончательно подорвали здоровье старого фельдмаршала Вильгельма Риттера фон Лееба, вынужденного уйти в отставку; поражение под Волховом и Тихвином остудило пыл финского командования и повлияло на планы участия финнов в наступлении на Ленинград; Красная армия, сковывая своим ожесточенным сопротивлением немецкие войска на волховско-тихвинском направлении, не позволила германскому генштабу осуществить переброску моторизованных дивизий на Москву, что явилось одной из причин первого стратегического поражения Германии под Москвой зимой 1941-1942 гг.

VI. Трудовой подвиг жителей с. Гостинополье в речном порту на перевалке грузов для Ленинграда
В суровые осенние дни 1941 года маленькой речной пристани Гостинополье, находящейся в двенадцати километрах от города Волхова, пришлось сыграть большую роль в военной истории, в частности, в доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. После занятия немцами станции Мга продовольствие, оружие, боеприпасы и другие грузы в Ленинград из глубинных районов страны поступают по смешанной сухопутно-водной трассе. Грузы по Северной железной дороге прибывали на станцию Волховстрой-1, затем доставлялись на водную пристань Гостинополье. По реке Волхов они на баржах следовали в Новую Ладогу, там перегружались на озерные баржи и направлялись через Ладожское озеро до Осиновца. После этого — по железной дороге в Ленинград.
В сжатые сроки в Гостинополье были проведены все необходимые работы: построена эстакада, уложены к самому берегу железнодорожные пути, поставлены краны. Для строительства эстакады рабочие паровозного депо подготовили 4000 скоб, 480 болтов разных размеров, необходимые инструменты и материалы. Рельсы и шпалы поставили рабочие алюминиевого завода. В Гостинополье погрузочно-разгрузочные работы выполнял 6-й Сясьстройский отдельный рабочий батальон, который за 2 месяца осенней навигации перегрузил на суда и баржи более тысячи 16-тонных вагонов с продовольствием. Работа кипела круглосуточно. В первых числах ноября 1941 года, когда фашисты приближались к Волхову, почти на виду у врага, под минометным огнем, группа бойцов 6-го батальона двое суток без сна и отдыха спасала грузы. Все запасы продовольствия отправили в Новую Ладогу, где в спешном порядке создавалась перевалочная база, первые баржи из которой ушли 3 сентября.

V. Организация приема и эвакуация жителей блокадного Ленинграда на Большую землю
Жители Волхова активно участвовали в сооружении и обслуживании Дороги жизни, работая на железнодорожных путях, в эвакопунктах, в медицинских учреждениях. Многое было сделано для эвакуируемых ленинградцев. В Волхове организовали 13 эвакопунктов и эвакогоспиталей.
Уже 23 июля 1941 года был организован эвакопункт в школе № 2. В сентябре перед городом была поставлена задача: организовать прием эвакуированных ленинградцев. На станцию Волховстрой всеми возможными путями поступали эвакуированные из Ленинграда. Одних доставляли по озеру в Новую Ладогу, а оттуда везли в Волхов, других переправляли на транспортных самолетах на аэродром в Плеханово. Все они проходили через городские эвакоприемники, где людей кормили, поили чаем, оказывали медицинскую помощь. "В обязанность эвакопунктов входило не только своевременное обеспечение людей питанием, но и оборудование вагонов нарами, печками и окнами. Только вагонным участком Волховстроя был оборудован 13561 вагон: силами работников вагонного участка изготовлено 7876 печей и 11000 печных труб. Для устройства нар и стремянок к ним пришлось выпилить и израсходовать 123650 досок". Переоборудованием вагонов занимались бригады вагонного участка в составе 186 человек под руководством А.Г. Богомолова. Такую оценку роли станции Волховстрой в организации эвакуации ленинградцев дает С.А. Уродков в своем исследовании "Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.", опубликованном в Вестнике Ленинградского университета (№ 8 за 1958 г. с. 88-101).
Общественное питание осуществлялось через железнодорожный буфет и столовую РТТП. В те дни коллектив пекарни Райтрансторгпита работал круглые сутки. Свежим хлебом снабжались не только эвакуированные, но и железнодорожники, части Красной армии, которые отправлялись на фронт.
Однако в начале октября 1941 года с эвакуированными ленинградцами возникла большая проблема. Большинство из них не хотело ехать на восток и оседало в городе в ожидании близкого прорыва блокады. Об этом говорили все. Люди видели подходившие для большого наступления свежие войска. В Волхове также осели железнодорожники с семьями из Лодейного Поля, Чудово, Мги, работники водного транспорта с занятых фашистами территорий. Численность населения в сентябре — начале октября в городе значительно возросла. Всех надо было определить на работу, позаботиться о пайке, жилье. Даже рассматривался вопрос о возможности возвращения эвакуированных обратно в Ленинград.
Прибывшая 13 октября в Новую Ладогу группа руководителей блокированного Ленинграда во главе с председателем Ленгорисполкома П.С. Попковым четко определила задачи перед местными руководителями: никаких "постараться ленинградцев возвратить обратно" — Ленинграду не прокормить такое количество гражданского населения. Надо срочно прорывать блокаду и решать продовольственный вопрос, иначе город и армия просто вымрут. Волхов должен всеми силами помочь ленинградцам. Эвакуированных надо кормить и отправлять в тыл подальше от фронта.
Для наведения порядка в деле эвакуации под эвакоприемники для ленинградцев "выделили общежитие железнодорожного техникума, клуб алюминиевого завода и больницу. В железнодорожном клубе разместился эвакоприемник № 93 54-й армии. Для обслуживания и помощи эвакуированным направляются врачи М.Н. Милицина, Т.Н. Филипьева и Е.Н. Барановская", — писал в своем дневнике Н.И. Матвеев.
За период с 23 июля по ноябрь 1941 года, пока не была перерезана железнодорожная линия на Тихвин, через эвакопункты в Волхове прошло свыше миллиона человек.
В январе 1942 года в связи с открытием Дороги жизни на Волховский эвакопункт легла колоссальная нагрузка. Поезда шли один за другим, в них ежедневно находилось от 12 до 16 тыс. человек. Каждый прибывающий на станцию эшелон с людьми встречали комсомольско-молодежные бригады. В них было 255 человек. Они бережно помогали беспомощным и слабосильным выходить из вагонов, доводили их до пункта питания. Приходилось и выносить из вагонов на носилках умерших в пути. Особенно участливо встречали детей, оставшихся без родителей. Их приводили в специально оборудованную детскую комнату, которой заведовала коммунист Елена Фёдоровна Сипатова. Было принято 176 таких детей. В детской комнате они жили, питались, здесь их лечили наши врачи.

№8 от 04.03.16 г.

Параллельно с проводимой работой по оказанию помощи ленинградцам 4-м участком была организована профилактическая работа по борьбе с эпидемиями. Из работников этого участка создали бригады по борьбе с завшивленностью и антисанитарией населения. Бригадами проводилась и санполитработа среди населения. Медперсонал работал без сна и отдыха, ему помогали горожане.
За январь-май 1942 года через эвакопункты в Волхове прошли 517386 ленинградцев. А всего в течение 1942 года через Волхов прошло 588 эшелонов с 1150000 эвакуированных ленинградцев. В отчетном докладе о работе горкома партии на IV городской партийной конференции 27 февраля 1943 года отмечалось: "Аппарат эвакопункта работал четко. Большим моральным удовлетворением для нас являлись многочисленные благодарности от ленинградцев, а также от эвакуированных из других регионов страны". Вот какие отзывы писали эвакуированные по поводу их приема в Волхове: "Эшелон 112. 3 ноября 1941 года. Приносим глубокую благодарность за радушный прием и, в частности, за внимательность работников эвакопункта. Оставленные на пристани вещи без надписи были получены в полной сохранности. Подпись: Ижорский завод".
"Ночлег организован хорошо, помещение теплое и уютное. Питанием обеспечены хорошо, обращение обслуживающего персонала вежливое и культурное. Начальник МСП НКВД. Подписи".
"Питание в столовой № 3 очень хорошо организовано, обслуживающий персонал, комсомольцы особенно отличились по организации питания детей детдома, эвакуированного из Ленинграда. Директор детдома № 19 Красногвардейского района г. Ленинграда. Подпись".
"Блестяще четкая организация нас обрадовала и подняла необыкновенно наш дух. Спасибо, большое спасибо за чуткое, внимательное отношение. Заслуженные артисты: Злобин, Смирнов".

Прифронтовые  госпитали
На третий день войны в Волхове началось развертывание госпиталей. 25 июня 1941 года Н.И. Матвеев писал: "Прибыл военврач 2-го ранга Хейфец с задачей развернуть в городе госпитали. Практически к 1 июля все было подготовлено к приему раненых. В 1941 году в г. Волхове и районе было развернуто 10 госпиталей. В эти госпитали поступали раненые с Синявинского, Киришского, а затем и с Волховского участков фронта.
По состоянию на 20 марта 1942 года в городе действовало 13 госпиталей и 6-й батальон выздоравливающих (находился в правобережной части в бараках); 54-й армии принадлежали: ПЭГ-93- клуб железнодорожников; №816- ЖУ № 2; №544- школа № 2 Кировской ж.д.; №734- путейский техникум; №979- общежитие путейского техникума; №1991- школа № 1 гороно (Обитай); №1928- ж/д больница; №2746- деревянные здания горбольницы; 8-й армии принадлежали №85- РУ-9, горбольница, поликлиника; №2752- школа № 2 гороно; №1- Кировский пр., 5/10, д. 18; ППГ №3- ул. Электролизная, д. 1/10; ППГ№ 2 — школа № 2 гороно. Волховчане оказали большую помощь дислоцирующимся в городе госпиталям. Через городской комитет партии для работы в госпиталях направлено только женщин 440 человек, которые с материнской заботой ухаживали за ранеными. Коллективы городских предприятий и организаций, шефствовавших над госпиталями, наши комсомольцы оказали большую помощь медицинскому персоналу в уходе за ранеными, проведении массово-политической работы и культурного обслуживания. Были установлены ежедневные дежурства комсомольцев и молодежи в госпиталях. Дежурные кормили тяжелобольных, писали письма их родным, выступали с концертами среди раненых, добрым словом поддерживали их моральное состояние.

VI. Работа предприятий
Несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, город Волхов жил и работал на нужды фронта. В 1941-1943 годах в городе продолжали действовать: гортоп, хлебокомбинат, мясокомбинат, артель "Вперед", артель "Волхинкооп". На хлебокомбинате в 1941 году работали 145 человек, в 1942 году — 102 человека, в 1943 году — 52 человека. Выпускали хлеб, булочные изделия, сухари, всего 18 тонн в сутки. Мясокомбинат производил колбасные изделия, бульон, жидкое мыло, всего за 1941-1943 гг. выработал продукции на 13 млн. рублей, поставил Красной армии продукции на сумму 10 млн. рублей. Артель "Вперед" в основном работала на нужды армии. За 1942 год отремонтировано и сшито 16300 единиц обмундирования. Артель "Волхинкооп" также шила шинели, гимнастерки, белье, сапоги для бойцов Красной армии. За три года артель выполнила заказов на 540640 рублей. Филиал завода № 349 изготовил для РККА 2000 печей, 80 столов, 200 табуреток, 20000 бойков для минных взрывателей и 60000 пружин к ним.

Вклад  энергетиков
27 декабря 1941 года ГКО принял решение о восстановлении Волховской ГЭС, народный комиссар электростанций СССР во исполнение распоряжения Совнаркома СССР издал приказ № 142: "Восстановить в кратчайший срок три агрегата (№ 1, 2, 3) Волховской ГЭС, повысительную и понизительную подстанции и необходимые линии электропередачи…". Производство всех работ по восстановлению ГЭС возлагалось на трест "Свирьстрой" Главгидроэнергостроя во главе с Борисом Александровичем Никольским.
В январе 1942 года в Ленинграде из работников «Ленэнерго», металлического завода, заводов "Электросила" и "Электроаппарат" скомплектована группа специалистов в 40 человек. Эти люди прибыли в Волхов по Дороге жизни через Ладогу. Они были сильно истощены, и в первую очередь их нужно было накормить и подлечить. Прежде чем приступить к монтажным работам, требовалось ликвидировать последствия бомбежек и артобстрелов, восстановить отопительную систему. Чтобы остеклить окна станции, понадобилось 100 ящиков стекла, для ремонтных работ — 360 кубометров лесоматериалов. Не было ни первого, ни второго. Решили оконные проемы машинного зала и служебных помещений закрыть щитами фанеры и рубероидом. Началось восстановление котельной и отопительной системы станции.
2 февраля 1942 года в Волхов прибыл первый эшелон с электрооборудованием из Левшино, 21 февраля — из Чирчикстроя. Начальником эшелона был инженер Сидоров. Вместе с оборудованием на станцию возвратились начальник электрического цеха Андрей Павлович Жилин и около 40 работников Волховской и Свирской ГЭС. Первым на станцию поступило оборудование для агрегатов № 2, № 3, № 4. С них и начался монтаж. Работы велись круглосуточно, в две смены по 12 часов. Люди теряли счет времени. Несмотря на все трудности: близость фронта, частые бомбёжки, суровое зимнее время, нехватку специалистов нужной квалификации — работы проводились успешно. 30 апреля 1942 года завершен монтаж и запущен в эксплуатацию первый агрегат Волховской ГЭС под станционным № 1; 4 августа — агрегат под № 2, а 19 августа — № 3.
Одновременно с восстановлением Волховской ГЭС велись работы по строительству линии "Волхов-Ленинград".
Вопрос о передаче электроэнергии в Ленинград по подводным кабелям через Ладожское озеро поднял еще в марте 1942 года уполномоченный Ставки Верховного Главнокомандования Алексей Николаевич Косыгин. После детального обсуждения было установлено, что при соответствующем материальном и техническом обеспечении задание может быть выполнено. Немедленно начались подготовительные работы. На Ленинградскую высоковольтную сеть возлагалось сооружение линий и подстанций на восточном берегу Ладожского озера, на управление аварийно-восстановительных работ «Ленэнерго» — сооружение линий и подстанций на западном берегу озера, на Ленинградскую кабельную сеть — прокладка подводного 10-киловольтного кабеля по дну Ладожского озера.

Продолжение следует

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.