Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

25.02.2016 11:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 26.02.2016 г.

Капитан Иванов

Автор: С. Морозов
главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга

История нашего земляка, Леонида Александровича Иванова, прошедшего Великую Отечественную

Иванов Леонид Александрович родился 19 декабря 1918 г. в посёлке Свирица Ленинградской области в семье рабочего-столяра.

В 1926 г. поступил в Свирицкую школу и окончил её в 1932 г. Затем — учёба в школе ФЗУ и Ленинградском речном училище. В 1937 г. был принят в комсомол, а в феврале 1942 г. вступил в ряды Коммунистической партии. Всю свою жизнь проработал в Северо-Западном пароходстве капитаном на больших грузовых теплоходах "река-море", был инициатором совмещения профессий, работал в судоходной инспекции.
В годы Великой Отечественной войны Л.А. Иванов участвовал в боевых операциях на Ладожском озере, реке Неве и Финском заливе. Был дублёром командира (капитаном) тральщика № 172 (бывший пароход "Желябов"). "Как опытный командир, тов. Иванов Л.А. во всех сложных операциях, и часто под огнём противника проявлял исключительное мужество, находчивость и высокое мастерство кораблевождения, за что имел неоднократные благодарности от командования", — это фрагмент характеристики, данной Арбузовым А.Н., бывшим капитаном-лейтенантом комиссаром ТЩ-172 (бывший "Желябов") 17 дивизиона Краснознаменного Балтийского флота.
С апреля 1942 г. он работал капитаном рейда Осиновецкого порта, который называли портом и вокзалами осаждённого Ленинграда. Из 900 дней блокады в течение 536 суток водная трасса была военно-стратегической транспортной магистралью через Ладожское озеро, связывающей с сентября 1941 г. по ноябрь 1943 г. блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны.
Из характеристики, данной в послевоенные годы вице-адмиралом, командующим Краснознамённой Ладожской военной флотилией в годы Великой Отечественной войны В.С. Чероковым: "В начальный период Великой Отечественной товарищ Иванов Л.А., работая капитаном парохода, принимал активное участие в эвакуации населения и войск с северного побережья Ладожского озера, проявив при этом доблесть и мужество. В октябре 1941 года имел ранение и контузию. В 1942-43 гг., являясь капитаном рейда Осиновецкого порта, чётко и оперативно исполнял все приказы и распоряжения, обеспечивая бесперебойную доставку грузов для блокированного Ленинграда по Дороге жизни. В июне 1944 г., будучи капитаном парохода "Буй", в составе кораблей Ладожской военной флотилии принимал участие в Тулоксинско-Видлицкой десантной операции, проявив стойкость и находчивость" (документ публикуется впервые).
В газете "Водный транспорт" № 23 (8986) от 22 февраля 1986 года в статье Л. Ершовой "За Ленинград" написано следующее: "В ходе Свирско-Петрозаводской операции моряки и речники помогали войскам 7-й армии форсировать Свирь и высаживать десант в районе реки Тулоксы. Они проявляли при этом исключительную смелость и героизм. Например, на озёрном буксире "Буй", командовал которым в то время капитан Л.А. Иванов, был почти полностью израсходован уголь. Но команда, получив приказ идти в Свирицу, не стала дожидаться, пока подвезут топливо. Л.А. Иванов приказал погасить топку одного котла для поддержки пара в другом, собрать всё, что может гореть. В огонь полетели дрова с камбуза, доски переборок судовых помещений, причальные кранцы, даже пеньковые канаты. Так дошли до Свирской губы. Здесь буксиру дали угля, и он включился в своё обычное дело — по бурному озеру потащил караван барж в район высадки десанта". Об этом факте написал и вице-адмирал В.С. Чероков в своей книге "Для тебя, Ленинград!" (Лениздат. 1988. На стр. 210-211).
А вот что писали в газетах "Речной транспорт" в 1943 году: "На причале "М" принималось топливо и продовольствие. Оттуда отправлялось оборудование.
Капитанами рейда стали работать коммунисты тт. Иванов, Шилов". "Надо отметить прекрасную работу капитана рейда причала "М" тов. Иванова. Он умело руководит флотом, настойчиво борется за сокращение простоев. Это во всём дисциплинированный и требовательный к себе и другим работник". Приказом № 95 по СЗРП от 22 октября 1942 г. по Осиновецкому порту Иванов Л.А. был награждён премией в размере 500 рублей.
В послевоенное время Л.А. Иванов принимал участие в традиционных встречах в Видлице, посвящённых этим событиям. Он был Почётным гражданином села Видлица Олонецкого района Карельской АССР. В семье ветерана хранится удостоверение Почётного гражданина.
Леонид Александрович написал много статей о войне, о Дороге жизни, о Северо-Западном речном пароходстве. Они были опубликованы в газетах "Водный транспорт", "Северо-Западный водник", "Ленинградский речник". Это серия очерков "Дни и ночи войны", "Паруса нашей юности", "Краткая речная энциклопедия", "Огни на рейде", "Мои капитаны", очерки по истории СЗРП. Там же были опубликованы его стихотворения. Во многих сборниках, посвященных героической обороне Ленинграда и Дороге жизни содержатся воспоминания ветерана флота и его фотографии. Л.А. Иванов является автором книги "Рейды речных портов". Он написал серию очерков по истории Северо-Западного речного пароходства, которые были представлены на конкурс Ленинградского отделения Союза журналистов в 1978 году. На состоявшемся пленуме творческого союза Леониду Александровичу был вручён Диплом Союза журналистов. В течение многих лет он был членом ленинградской секции писателей-маринистов. В 1968 году он закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. Дочь Леонида Александровича Татьяна Марасова в 1973 году также окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Много лет она работает в средней общеобразовательной школе № 350 Невского района Санкт-Петербурга в качестве учителя истории и обществознания, руководит замечательным школьным историко-краеведческим музеем "История правобережья Невского района". Татьяна Леонидовна — Почетный работник общего образования РФ, её педагогический стаж — 40 лет.
Со второй половины 70-х и до 1995 года ежегодно в мае и сентябре Северо-Западное пароходство проводило рейсы "Память наша — Ладога" на Дорогу жизни. Комфортабельные теплоходы ("Крупская", "Александр Попов", "Шевченко", "Белинский") отходили с участниками рейса от причала у гостиницы "Речная" рано утром и возвращались вечером. Маршрут рейса всегда одинаков: по Неве до крепости Орешек, часовая экскурсия по крепости, далее выход в Ладожское озеро на место, где проходила водная трасса Дороги жизни. Остановка в озере. Митинг Памяти, торжественно-траурная церемония возложения венков и цветов на волны Ладоги в память обо всех погибших в годы блокады на Дороге жизни. Возвращение в город. Все расходы, в том числе бесплатный обед для участников рейса, оплачивало пароходство. Эти рейсы были замечательной традицией. На борту теплоходов встречались ветераны — для них это было очень значительное событие, возможность пообщаться, вспомнить молодые боевые годы, рассказать об этом молодёжи — школьникам, студентам, курсантам. Их приглашали для того, чтобы передать эстафету памяти, чтобы не прервалась связь времён и поколений, чтобы научились беречь мир и уважать старших. Это были незабываемые встречи. В разные годы в этих рейсах принимали участие вице-адмирал Виктор Сергеевич Чероков, народный артист РФ Герман Тимофеевич Орлов, радиожурналисты Михаил Леонидович Ершов, Тамара Петровна Захарова, Раиса Михайловна Евдокимова, Елена Ивановна Морозова и многие другие известные и замечательные люди. По результатам каждого рейса в эфире ленинградского радио звучали репортажи в таких программах, как "Город и горожане", "Многоликий Петербург", "Ещё не вечер" и других. И в каждой программе жители города имели возможность услышать рассказы Л.А. Иванова о Дороге жизни, услышать его новые стихи.
Парадный китель ветерана украшал целый "иконостас": ордена Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени; медали "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", за трудовые успехи.
В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранятся списки лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда". К награде представлены сотрудники практически всех учреждений и организаций, в том числе Северо-Западное речное пароходство.

В списках речников Осиновецкого порта есть краткая характеристика Л.А. Иванова с изложением его фактического участия в обороне Ленинграда: "Четко организовал работу по подаче судов под погрузку и выгрузку к пирсам и отводки их на рейд. Всю навигацию работал на участке перегрузки боеприпасов". В архиве также хранятся списки рабочих и служащих Новоладожских механических и доковых мастерских, Сясьской судостроительной верфи. Это — дань уважения и памяти защитникам Отечества, отдававшим все свои силы на трудовом фронте, большинства которых уже нет с нами.
В газете "Речной транспорт" от 7 июля 1944 г. № 27 (2124) в статье специального корреспондента А. Морозова (Карельский фронт) "Под огнём врага" говорится: "Вышедшие из различных пунктов точно в сроки, указанные главным диспетчером Н-ской пристани, суда, ведомые прославленными капитанами Иваном Ерофеевым, Василием Ишиевым и Леонидом Ивановым, встретились в условленном месте и в сопровождении военных кораблей пошли по заданному курсу. На горизонте показался вражеский берег. Над караваном зашумели моторы бомбардировщиков. Заговорили пушки военных кораблей. На берегу, сметая фашистские укрепления, забушевал шквал разрывов. Когда смолкли пушки и ушли самолёты, Ерофеев, Ишиев и Иванов, не обращая внимания на ружейный и пулемётный огонь, быстро подвели баржи к берегу и, отдав буксиры, снова ушли в озеро. С барж волной хлынули на песок автоматчики морской пехоты, по наскоро наведённым сходням началась разгрузка боезапаса, лёгких пушек и пулемётов... Иванов вместе с Ерофеевым и Ишиевым снова и снова водил суда в фашистский тыл. И трудно сказать, кто проявил в этих опасных рейсах большее бесстрашие и самоотверженность — седой ли, всегда спокойный Ерофеев, несколько меланхоличный с виду Иванов или подтянутый, серьезный Ишиев".
В газете "Речной транспорт" от 28 июля 1944 г. № 30 (2127) в статье контр-адмирала В. Черокова "Дружба военных моряков и речников" читаем: "Во время недавних боёв на Карельском фронте речникам было поручено доставить на восточное побережье Ладоги, в тыл финских войск, десантные войска и военные грузы. Под огневым прикрытием кораблей флотилии речные капитаны Ерофеев, Ишиев, Иванов подвели баржи к берегу и успешно высадили десант".
В газете "Ленинградский речник" от 17 декабря 1988 г. № 145 (9198) в очерке В. Никифорова "Жизнь, которая идёт", есть такой эпизод: "Однажды мы вместе с Леонидом Александровичем — опять же по ветеранским святым надобностям — шли на колхозном сейнере из Новой Ладоги в Петрокрепость. Когда открылся маяк Сухо, Иванов ушёл на корму, где, нахлобучив поглубже свою неизменную капитанку, застыл в молчании. Но, почувствовав меня рядом, пересиливая голосом стук движка, обронил: "На второй день войны я на своём буксире проходил мимо этого маяка. В кабельтове примерно. Помню, тогда проорал в мегафон: "На маяке! Погасите огонь! Началась война!"…
И далее автор пишет: "Представьте себе, какой интересный получился бы том сочинений, написанных Леонидом Александровичем. В книге этой нашлось бы место рассказу о том, как горячо и радостно работалось до войны, в книге этой нашлось бы место рассказу о только автору ведомых перипетиях Дороги жизни, нашлось бы место страницам по истории Северо-Западного речного пароходства (а Иванов её написал), литературным портретам друзей-соратников, нашёлся бы в этом томе уголок и для стихов Иванова, искренних строчек... "Вообще-то, — признался однажды Леонид Александрович, — с детства у меня было две мечты. Одна — стать капитаном, другая — писателем..." Очерк посвящался "Л. Иванову, нашему постоянному автору" — ему исполнялось 70 лет.
Л.А. Иванов вёл большую общественную работу. Его приглашали во многие школы города на встречи с учащимися, где он рассказывал о Дороге жизни, читал свои стихи. Он — один из создателей музея "Дорога жизни" в Осиновце, собравший материалы для зала, посвящённого речникам на Дороге жизни. Его фотография тоже в экспозиции. Две мемориальные мраморные доски в память о погибших на Ладоге заказывал Иванов, им составлен текст и список погибших. Он был не просто хорошо знаком с первым директором музея П.Л. Редькиным, а затем и другим директором, Г.П. Резвых- они дружили.
Ежегодно в мае и в сентябре в Осиновце организовывались торжественные церемонии в честь героических событий на Ладоге, в память защитников Дороги жизни и нашего города. Л.А. Иванов был в числе самых активных организаторов этих церемоний и выступал перед собравшимися, а это дети разного возраста, студенты, курсанты, ветераны и трудящиеся.
В 70-е годы была реализована инициатива создания к 30-летию Победы портретов участников Великой Отечественной войны — работников Северо-Западного пароходства и их выставки в Русском музее. Сохранился каталог выставки. Портреты создавали известные художники. Автором портрета Л.А. Иванова (литография) была Е.Е. Чулаки. Для альбома "Речники на Дороге жизни" материалы и фотографии собирал Л.А. Иванов, он же составлял и оформлял листы-макеты, подбирал тексты из разных официальных источников. Альбом получили ветераны и официальные организации.
В трудные 90-е годы, будучи сам в "солидном" возрасте и имея уже не очень хорошее здоровье, Л.А. Иванов, будучи председателем Совета ветеранов, очень помогал товарищам: он привозил людям домой (независимо от того, в каком отдалённом районе они жили, а сам добирался общественным транспортом) тяжёлые пакеты с продуктами, которые выделялись по гуманитарной линии. Он всю жизнь был человеком очень заботливым, порядочным, отдававшим свои силы служебной и общественной работе.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

464