Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

19.12.2016 10:16 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 16.12.2016 г.

Первая победа в Великой Отечественной

Автор: Г.Г. Самсоненко
кандидат исторических наук

Фото из открытого источника сети "Интернет"

К  75-летию  сражения  под  Волховом

Шёл 96-й день войны — 25 сентября 1941 года. Наши войска остановили противника у стен Ленинграда и заставили его перейти к обороне. Штаб группы армий "Север" сообщил главному командованию сухопутных войск, что с оставшимися в его распоряжении силами штурмовать город он не может. Этот день стал переломным в обороне Ленинграда.
1 октября Гитлер утвердил приказ и предложил "окончательно урегулировать положение в районе Ладоги быстрым наступлением на Тихвин и оттуда ударить в тыл врага через реку Волхов". Этот приказ имел стратегическое значение: не только покорить сражающийся город, но и приблизиться к достижению ранее поставленной цели, которая определялась на весь период военной компании в СССР — выйти на рубеж Волга-Архангельск и обезопасить себя на этом рубеже со стороны азиатской части СССР.
28 сентября 1941 года командующий группой армий "Север" в приказе № 1 поставил войскам задачу: "... соединение с финнами западнее Ладожского озера, выход к Волхову и дальнейшее продвижение к Лодейному Полю с целью соединиться с финнами восточнее Ладожского озера". Для выполнения этой задачи противник создаёт в районе Любани и Чудово ударную группировку в составе 39-го механизированного корпуса 16-й армии и 1-го армейского корпуса 18-й армии. В наступлении принимали участие соединения и 38-го армейского корпуса. При выполнении приказа немецкие войска создавали вокруг Ленинграда "мёртвую петлю".
16 октября противник нанёс главный удар в стык 4-й и 52-й армий в направлении Грузино-Будогощь-Тихвин. Командование  4-й и 52-й армий просмотрели сосредоточение немецких войск, и удар оказался полной неожиданностью. Используя фактор внезапности, а также полуторное превосходство в живой силе и более чем двукратное в танках и артиллерии, немецкие войска 20 октября прорвали оборону 4-й и 52-й армий и вышли на оперативный простор. Основная группировка войск противника в составе 39-го механизированного корпуса, 12-й танковой и 20-й моторизированной дивизий двинулись на северо-восток в направлении Будогощь-Тихвин. А 21-я пехотная дивизия, форсировав реку Волхов, стала продвигаться по её восточному берегу в направлении Кириши-Волхов. Это направление прикрывала 4-я армия в составе трёх стрелковых дивизий (285-й, 311-й, 292-й) и 27-й кавалерийской дивизии, занимавших фронт протяженностью 60 км. Все попытки контратаковать противника нужных результатов не дали. В результате принятых мер 8-го ноября соединения 32-го моторизированного корпуса генерала Шмидта захватили г.Тихвин, а дивизии 1-го армейского корпуса 12-й танковой дивизии приблизились к городу Волхову на расстояние 25-30 км. Тем самым противник после взятия г. Волхова намеревался выйти в район Новой Ладоги и окружить 54-ю армию Ленинградского фронта.
Необходимо отметить, что советское командование прогнозировало возможность возникновения экстремальной обстановки в районе г. Волхова. Ещё в сентябре управлением полевого строительства НКВД ускоренными темпами велось строительство Волховского оборонительного рубежа по восточному берегу реки от г. Новая Ладога до д. Прусына Горка. Было возведено более 40 пулемётных и артиллерийских дзотов, отрыты траншеи, ходы сообщения, противотанковые рвы, на участке 66 км — от д.Глядково близ Новой Ладоги до с. Городище под Киришами — было отрекогносцировано 22 батальонных района обороны, каждый по фронту от 2 до 3 километров и в глубину-от 1,5 до 2,5 км.
Немцы наступали вдоль левого берега Волхова. Противник силами двух полков 259-й пехотной дивизии нанес удар по 285-й дивизии и вынудил её отступить по лесам и болотам к населённому пункту Оломна. В результате отступления был оголён фланг 311-й стрелковой дивизии, которая вынуждена была тоже отступить. Закрепившись в районе станции Тихорицы, д. Бор, Тухань, Мемино, наши части вели кровопролитные бои. Немецкое командование подтянуло в район боевых действий 11-ю и 254-ю пехотные и 20-ю моторизованную дивизии.
30-октября немецкие войска вступили на территорию Волховского района. К этому времени они превосходили на отельных участках фронта части 292-й и 310-й стрелковых дивизий по численности личного состава в восемь раз, по плотности артиллерийского огня — в шесть раз, по танкам — в десять раз. Казалось, что немцам осталось сделать последний бросок, чтобы овладеть г. Волхов и выйти на южное побережье Ладожского озера. Уцелевшие в боях бойцы 310-й стрелковой дивизии были сведены в один полк, который в ночь на 7 ноября переправился на левый берег реки Волхов, чтобы получить подкрепление. Но их там никто не ждал.
Немцы приняли решение окружить дивизию. Они обошли её и готовились ударить с тыла. Командование 310-й дивизии воспользовалось единственной свободной от врага дорогой — через реку Волхов, так как бойцы 311-й стрелковой дивизии сдерживали натиск 11-й пехотной дивизии немцев по западному берегу реки южнее. Обескровленная дивизия не отошла, как было ранее, а просто ушла с позиций. В окружении остались два полка 292-й стрелковой дивизии, которые тоже отражали атаки противника по соседству с 310-й — на рубеже у д. Пчева. Южнее, за лесом, шёл бой. Подкреплений никаких не было, куда подевались части 4-й армии, неизвестно. За день остатки 310-й дивизии совершили двадцатикилометровый бросок к г. Волхову и в районе д. Вындин Остров снова переправились на правый берег реки. Здесь Н.М. Замировский получил приказ из штаба волховской группы 4-й армии занять оборону юго-восточнее г.Волхова на линии д. Славково-Теребонижье-Карпино-Безово...
О моряках разговор особый. Комиссар 6-й отдельной бригады морской пехоты П.Я. Ксенз оставил нигде не опубликованные воспоминания, они беспощадны в своей правде и оценке событий. В причинах поражения на дальних подступах к Волхову комиссар Ксенз прямо винил командующего Волховской оперативной группы 4-й армии генерала П.И. Ляпина: "Он перетащил на левый берег соединения своей группы, действующие на правом берегу реки Волхов. Этим действием Ляпин открыл ворота врагу на север в сторону города Волхова. На правом он оставил в окружении два полка 292-й стрелковой дивизии и палец о палец не ударил, чтобы их вызволить. Эти полки были покинуты старшим командным составом, который бежал в сторону своей оперативной группы. К чести среднего командного состава этих полков надо отметить, что он остался с бойцами и принял командование на себя. Одним полком командовал старший лейтенант контрразведчик Черевиченко, а другим полком — старший лейтенант Мигдалевич...".
В ночь на 27 октября командование бригады вызвали в Смольный, где располагался Военный совет фронта. Всех, кто присутствовал на этой встрече, охватывала тревога. В своём выступлении А.А.Жданов дал характеристику сложившейся обстановке в Южном Приладожье: "Войска 4-й армии, которая подчинена Ставке, разрезаны вражескими действиями пополам. Левый фланг этих войск отходит на Тихвин, а правый — на Волхов, в тыл 54-й армии. С 4-й армией связи не имеем. Где находятся эти войска, мы не знаем. Над Ленинградом нависла угроза с востока..."
Командование морских пехотинцев не могло знать о грозном послании Сталина членам Военного совета фронта от 23 октября. Выход немцев в тыл 54-й армии реально сводил на нет любые попытки войск Ленфронта пробиться из окружения. Им оставалось либо умереть от голода, либо победить. Но тогда, в 1941г., победить не было сил. Оставалась одна надежда — отстоять г.Волхов и тем самым сохранить возможность на прорыв блокады для вывода войск на восток, а значит, для продолжения борьбы. Морякам 6-й бригады в Смольном была поставлена задача: прикрыть Волхов. Обращаясь к командиру и комиссару бригады, А.А. Жданов сказал: "Передайте батальонам, что сейчас судьба Ленинграда, судьба фронта и флота решается на реке Волхов, куда вы следуете. Пусть моряки знают, что от их боевых действий зависит успех дела...".
Весь ноябрь в районе города Волхова шли ожесточённые и кровопролитные бои. Фашистское командование ставило задачу взять город к 15 ноября. Неоднократно положение советских войск, защищавших Волхов, оказывалось критическим. Об этом свидетельствует обращение командующего 54-й армией генерала И.И. Федюнинского в Ставку ВГК. Он просил подчинить ему все войска правого фланга 4-й армии, отступающие к городу. "Если это будет сделано ещё сегодня, — писал он, — то спасти положение можно; если это будет завтра, то будет поздно: Волхов падёт". Просьба И.И. Федюнинского Ставкой была удовлетворена, 54-я армия была усилена частями, входящими в Волховскую опергруппу, на И.И. Федюнинского возложена ответственность за оборону города Волхова.
В телеграмме, которая пришла в штаб 54-й армии, Ставка ВГК приказала "группу войск 4-й армии, действующей на волховском направлении по восточному и западному берегам реки Волхов, в составе 285, 310, 311 и 192-й стрелковых дивизий, 6-й морской бригады, 3-й гвардейской стрелковой дивизии, двух батальонов 281-й стрелковой дивизии, 883-го корпусного артполка и 16-й танковой бригады с 6 часов 12 ноября 1941 года переподчинить тов. Федюнинскому и включить в состав войск 54-й армии". Это решение было судьбоносным.
Во второй половине ноября немецкое командование перебрасывает в этот район 8-ю и 12-ю танковые дивизии. При их поддержке 21-я и 11-я пехотные дивизии приблизилась к городу Волхову на расстояние 5-6 километров. Но здесь они были остановлены присланными на усиление 54-й армии частями 3-й гвардейской дивизии полковника Н.А. Гагена на левом берегу, частями 310-й стрелковой дивизии и бойцами 6-й морской бригады на правом, а также 16-й танковой бригадой И.Н. Барышникова и зенитными батареями Ладожской военной флотилии.
В ночь с 18 на 19 ноября разведка донесла, что в пулемётных ячейках немцев оставлено всего несколько пулемётов, передовые позиции полка обстреливают только две миномётные батареи. Остальные силы врага куда-то исчезли... Враг готовил новый удар. Но где? От ответа на этот вопрос зависела судьба Волхова и Ленинграда.
К этому времени Волхов оказался совершенно не прикрыт в зоне ответственности 54-й армии на линии железной дороги от ст. Волховстрой до ст. Войбокало. На этом участке фронта были топкие болота и леса, почти отсутствовали дороги, поэтому считалось маловероятным, что враг попробует прорваться именно на этом направлении. И вражеская разведка установила этот факт.  "Против левофланговых соединений нашей армии в районах Шум-Войбокало-Волхов вела наступление созданная 20 ноября группа "Бекман", которая имела в своём составе четыре пехотных дивизии и части 8-й и 12-й танковых дивизий", — писал в воспоминаниях "В те дни под Волховом" командующий 54-й армией генерал И.И. Федюнинский.
Первыми на пути вражеской группировки встали бойцы 311-й и 285-й стрелковых дивизий, а также 1-й стрелковой и 122-й танковой бригад. 25 ноября им была поставлена задача закрепиться в деревнях Большая и Малая Влоя. Враг наступал большими силами при поддержке танков и бронемашин. Удар был таранным. Передовые полки были разделены на две части и прижаты к южной части Тобинского болота. Подразделения выдержали неожиданный удар, завязали бой в болотистой местности, стараясь сбить фашистов с дороги.
В первой половине декабря войска          54-й армии Ленинградского фронта и     4-й армии нанесли врагу два удара. Первый и главный удар — в направлении Войбокало-Кириши войсками 311-й (полковник Бияков С.Т.), 285-й (полковник Свиклин Т.А.) стрелковых дивизий, 6-й танковой бригады (подполковник Рудой М.И.), 6-й бригады морской пехоты и 80-й стрелковой дивизии, переброшенной из Ленинграда, должны были разгромить оперативную группу "Бекман", затем, наступая в направлении на Кириши, отрезать пути отступления частям 1-го армейского корпуса немцев. Второй, силами 4-й армии, а именно частями 44-й, 191-й, 377-й стрелковых дивизий, переброшенных из-под Тихвина, а также 310-й и частями 3-й гвардейской вдоль реки Волхов, по обоим ее берегам. На всех направлениях враг оказывал упорное сопротивление, цепляясь за каждый опорный пункт. Даже в блокированных Тобино и Падриле вражеские гарнизоны продолжали вести бой. Только 15 декабря нашим войскам удалось изменить обстановку, когда из Ленинграда прибыли 115-я и 198-я стрелковые дивизии. Они из рабочих посёлков №4 и №5 нанесли решительный удар в тыл группировки "Бекман".
На этом этапе сражения по разгрому Войбокальской группировки наши войска закрепили успех в наступлении и расчленили группировку противника на две части. Мелкими группами немцы пытались пробиться к своим, но все их попытки пресекались на месте. В плен не брали, уничтожали на месте, вот почему в донесениях нет числа захваченных в плен.
Прорваться к станции Войбокало — это была последняя попытка немецкой группировки, во-первых, замкнуть второе кольцо блокады, а во-вторых, сохранить стратегическую инициативу. Провал немецкой операции давал шанс Ленинграду выжить.
Начинался второй этап сражения...

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.