Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

17.11.2016 12:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 18.11.2016 г.

Командующий Ладожской военной флотилией В.С. Чероков

Автор: С. Морозов
главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга

В.С. Чероков

Ладожская военная флотилия внесла значительный вклад в битву за Ленинград

  Она совместно с Северо-Западным речным пароходством снабжала город Ленина продовольствием, стратегическими грузами, за период блокады доставлено более 1200 тысяч тонн грузов, переправлены свежие силы — 311 тысяч солдат и офицеров. Из блокадного Ленинграда были эвакуированы, спасены 1112 тысяч человек, в основном это гражданское население, а также раненые военнослужащие. В осажденном городе остались важные оборонные и военно-стратегические грузы, всего было перевезено водным путем на большую землю свыше 400 тысяч тонн. Ряд перевозок по воде были уникальные: в Ленинград платформы с танками, орудиями; из осажденного города — паровозы с тендерами и подводные лодки. Личный состав активно участвовал в прокладке кабелей связи по дну озера, Ладожского трубопровода и энергетических кабелей, в сооружении и охране ледовой "Дороги жизни".
Летом 1944 года флотилия и пароходство участвовали в Свирско-Петрозаводской операции (21 июня — 9 августа), корабли флотилии прикрывали фланги 7-й армии, обеспечивали форсирование р. Свирь; катера, тендера флотилии, суда пароходства переправили десятки тысяч солдат и офицеров, технику, включая тяжелые орудия и танки. Командованием флотилии была успешно проведена Тулоксинская десантная операция  (23 — 27 июня), по итогам которой удалось осуществить замысел командования Карельского фронта — дезорганизацию обороны противника с помощью морского десанта. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-финскими захватчиками  при форсировании р. Свирь, прорыве сильно укрепленной обороны противника и проявленные доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года Ладожская военная флотилия награждена орденом Красного Знамени. Осенью 1944 года корабли военной флотилии участвовали в операции  по освобождению Моонзундских островов на Балтийском море. Флотилия расформирована 4 ноября 1944 года, её корабли и катера вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Командующим Ладожской военной флотилией практически весь период блокады, с октября 1941 года, был Виктор Сергеевич Чероков. Заслуга В.С. Черокова как командующего в героической и успешной боевой деятельности флотилии значима и велика, он проявил себя опытным, компетентным, отважным командиром.
Жизненный путь В.С. Черокова был достойным и сложным, как у многих, родившихся в начале XX века. Виктор Сергеевич Чероков родился 10 (23) ноября 1907 года в городе Ордубаде. Отец, Чероков Сергей Викторович, по образованию юрист, был мировым судьей. Мать, Черокова (Шумова) Ксения Ивановна, занималась домашним хозяйством и воспитанием троих сыновей: Виктора, Валентина, Всеволода. Отца часто по характеру профессиональной деятельности переводили с одного места службы на другое. Служил он в Польше в городе Ломжа, в Грузии с 1915 года в Кутаиси. В 1917 году он получил новое назначение — в город Иваново под Баку, по пути к месту службы С.В. Чероков заболел сыпным тифом и умер. Ксения Ивановна осталась одна с тремя детьми, пенсию за умершего мужа не платили, семья оказалась в очень тяжелом материальном положении. К.И. Черокова бралась за любую работу, Виктор в 12 лет работал батраком на водяной мельнице. В 1925 году он оканчивает школу и поступает в Тбилисский политехнический институт. Но из-за бедственного положения семьи учебу в институте пришлось оставить и поступить чернорабочим на деревоотделочную фабрику, затем макальщиком на картонажную фабрику.
В.С. Чероков в своей автобиографии вспоминает, что с детских лет он увлекался морем. В 1926 году его мечты сбылись — он стал курсантом Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. Как он позже вспоминал, годы учебы в училище дались ему нелегко. Для освоения морской науки нужна была хорошая подготовка по высшей математике, физике, теоретической механике, а у него по объективным причинам были пробелы в знаниях. Поэтому в свободное от учебы время он много дополнительно занимался. Как затем показала его дальнейшая флотская служба и деятельность, полученные в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе знания и личное трудолюбие сыграли важную роль в становлении будущего командира и командующего.
В 1930 году в жизни В.С.Черокова произошли два важных события: окончание училища и женитьба на Анне Андреевне Михайловой, выпускнице Ленинградского медицинского техникума. Выпускник Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе В.С. Чероков выбрал службу на торпедных катерах. И уже в марте 1932 года был назначен командиром-водителем торпедного катера (ТКА) дивизиона особого назначения Балтийского флота, а затем в августе 1933 года допущен к исполнению, а в марте 1934 назначен командиром дивизиона торпедных катеров. В 1936 году для совершенствования оперативно-технических знаний он поступает в Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова, на командный факультет, где проходит подготовку в качестве командира-оператора. После учебы в академии В.С. Черокова назначают командиром бригады торпедных катеров Балтийского флота.
В ходе советско-финляндской войны, оставаясь в должности командира бригады торпедных катеров, он возглавил отряд особого назначения в составе двух кораблей — СКР "Пурга" и транспорта "Пионер" — и провел высадку десанта на остров Большой Тютерс, отряд также обеспечивал прикрытие высадки десанта на остров Гогланд.
В начале Великой Отечественной войны, 28-29 августа 1941 года, участвовал в переходе сил флота из Таллинской базы в Кронштадт. Затем по решению Военного Совета флота получил новое назначение — командир отряда кораблей на реке Нева. Перед В.С. Чероковым была поставлена сложная задача — сформировать отряд из разрозненных кораблей, перебазировать и сосредоточить на Неве на подходах к Ивановским порогам и поддерживать наши действующие части на берегу огнем корабельной артиллерии. С задачей В.С. Чероков справился, и уже 30 августа эсминцы "Строгий" и "Стройный" вели огонь по противнику, в последующие дни к эсминцам присоединились канонерские лодки, сторожевые корабли, бронекатера, плавучая батарея, торпедные и катера МО (малые охотники).
9 октября 1941 года Виктор Сергеевич Чероков был неожиданно вызван в Смольный. Его принял заместитель наркома Военно-Морского флота и одновременно заместитель Главнокомандующего северо-западного направления, адмирал И.С. Исаков, который объявил о приказе наркома ВМФ о назначении Черокова командующим Ладожской военной флотилией, ознакомил с обстановкой, поставил задачи. Интересен факт, что за время с июня 1941 года до командования В.С. Черокова у флотилии сменились 5 командующих, последним в августе-октябре был боевой контр-адмирал, опытный командир Б.В. Хорошхин. Но по ряду причин все пятеро не справились и были переведены на другие должности.

В.С. Чероков принял флотилию у Б.В. Хорошхина 13 октября 1941 года и сразу же энергично и вдумчиво приступил к решению самых разнообразных задач, вопросов и проблем. Затем последовали месяцы и годы боевой и трудовой деятельности. Самое главное — Виктор Сергеевич Чероков как командующий смог преодолеть все трудности и реализовать стратегические планы, хотя на дату назначения командующим ему исполнилось только 33 года. О том, насколько сложно проходило создание осенью 1941 года водной трассы Дороги жизни, свидетельствуют документы Северо-Западного речного пароходства, хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Среди документов историческую ценность представляет Отчет о проведении Военно-морских перевозок по Ладожскому озеру за период с 11 сентября по 29 ноября 1941 года, ранее имевший гриф "секретно". В каком состоянии были пристани в Новой Ладоге, Осиновце и Гостинополье, понятно из отчета: "Фактически же пристань Н.Ладога ( а равно и пристани в Осиновце и Гостинополье) были чрезвычайно с ограниченным причальным фронтом, где в должной мере можно было бы производить перегрузочные операции, в особенности с тяжеловесными грузами, а отсутствие хотя бы примитивной механизации занимало на этих работах много времени и рабочей силы, что, в свою очередь, уменьшало перевозки. Места подхода судов к причальным стенкам для производства перегрузочных операций не были оборудованы причальными бочками, не были углублены в достаточной мере и расчищены от топляков и других подводных засоренностей. Совершенно отсутствовали транспортеры, краны, перегружатели". Было очень трудно создавать систему перевозок по озеру, артиллерийской обороны портов, взаимодействия моряков флотилии, речников и железнодорожников, проводить вооружение речных судов и много других направлений работы. Но Виктор Чероков и его подчиненные справились и с честью справлялись со своими обязанностями весь период битвы за Ленинград.                                                                                                                                                В марте 1943 года В.С. Чероков награжден орденом Ленина. В наградном листе изложены заслуги моряков Ладожской военной флотилии и командующего:  "Наряду с боевой деятельностью корабли флотилии в 1942 г. выполняли основную задачу, возложенную на них — переброски вооружения, боеприпасов, топлива, продовольствия и других видов снабжения для частей Ленинградского фронта, кораблей флота и населения Ленинграда. Помимо этого флотилия занималась перевозкой частей Красной армии, оборудования производственных предприятий г. Ленинграда и гражданского населения, эвакуированного вглубь страны. В исключительно трудных навигационных условиях (частые штормы), а также почти при ежедневном воздействии авиации противника личный состав флотилии показывал образцы мужества и самоотверженности …".
В январе 1944 года В.С. Черокову было присвоено звание контр-адмирала, а в июле того же года он награжден орденом Ушакова 2-й степени под № 2. В ноябре 1944 года контр-адмирал В.С. Чероков назначен командующим Рижским морским оборонительным районом с дислокацией в Риге. В 1947-1948 годах — командующий Беломорской военной флотилией. Весь 1949 год и первая половина 1950-го — учеба в Военной академии Генерального штаба. Затем назначение командующим Польской Маринаркой военной. В Польше В.С. Чероков прослужил с июля 1950 по май 1953 года и многое сделал для повышения боевой и оперативной подготовки Польского Военно-морского флота. Во время службы в Польше в ноябре 1951 года из Министерства обороны СССР пришло известие о присвоении В.С. Черокову очередного звания — вице-адмирала.
Возвратившись в Советский Союз, он с 1953 по 1956 годы — начальник штаба и первый заместитель командующего 4-го Балтийского флота, затем на короткий срок — командующий Восточно-Балтийской флотилии. С 1957 года в Высшей военной академии Генерального штаба В.С. Чероков — начальник Военно-морского факультета академии, начальник кафедры оперативного искусства ВМФ. В 1962 году ему присвоено учёное звание доцента. В академии Генерального штаба вице-адмирал Чероков прослужил 13 лет, военный опыт его был бесценен. Всего службе на флоте Виктор Сергеевич отдал 44 года и 24 ноября 1970 года Приказом Министра Обороны СССР был уволен в запас. Приказ об увольнении соответствовал решению правительства об увольнении адмиралов в запас в возрасте 60 лет, а 23 ноября 1970 года вице-адмиралу В.С. Черокову уже исполнилось 63 года.
За доблестную службу в годы Великой Отечественной войны и в последующие годы Викторов Сергеевич Чероков был награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и 12 медалями. Кроме того, польским орденом "Командорский крест", двумя медалями "Братство по оружию" и медалью "Польско-советской дружбы". Жизненный путь Виктора Сергеевича Черокова закончился 21 февраля 1995 года, он был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
В городе Новая Ладога на набережной реки Волхов 9 мая 1985 года открыт мемориал морякам Краснознаменной Ладожской военной флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства. На вечной стоянке установлены легендарные тральщик ТЩ-100 и буксир "Харьков". В Новой Ладоге в честь и память флотилии названа набережная, именем командующего флотилией В.С. Черокова — улица. На главном проспекте города два дома отмечены мемориальными досками. Мемориальная доска на доме №32 по проспекту Карла Маркса напоминает о расположении здесь в период войны штаба флотилии, черная мраморная доска с портретом В.С.Черокова на доме №24 — в память о месте проживания командующего в военные годы. В Новоладожском историко-краеведческом музее собраны материалы, рассказывающие о подвигах моряков и речников. Но вместе с тем до недавнего времени в Санкт-Петербурге героическая деятельность флотилии и командующего не были увековечены.
В 2008 году в Санкт-Петербургскую межведомственную комиссию по наименованиям (Топонимическая комиссия) поступило обращение инициативной группы, поддержанное военно-морскими учреждениями и организациями, с просьбой увековечить память командующего Краснознаменной Ладожской военной флотилии В.С. Черокова, присвоив его имя одному из безымянных проездов города. Топонимическая комиссия единогласно приняла положительное решение о присвоении имени В.С. Черокова проезду в Красносельском районе. С учетом ее решения правительство Санкт-Петербурга 29 апреля 2009 года присвоило безымянному проезду от Финского залива до Петергофского шоссе название "улица Адмирала Черокова".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года "О присвоении наименования географическому объекту в Ладожском озере" безымянному подводному географическому объекту, расположенному в Ладожском озере, присвоено наименование "банка Черокова".
Приказом главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации В.В. Чиркова от 26 августа 2014 года имя Виктора Черокова присвоено морскому транспорту вооружения.                                                                                                              
Увековечивание имени Виктора Сергеевича Черокова состоялось благодаря обращениям ветеранов, историков, музейных сотрудников Санкт-Петербурга и Новой Ладоги.             

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.