"Хотелось работать в школе…"
Многие десятилетия рядом с Пашской средней школой работала и помогала обучать ребятишек Лесозаводская начальная школа, до войны называлась она Баландинская (по названию деревни Баландино). В 1944 году эта школа открылась вновь. Много прошло через неё детей и учителей. Обо всех них, к сожалению, рассказать невозможно. А В.И. Ильиной, почти единственной на сегодня представительнице старой Лесозаводской школы, идёт 80-й год. Она рассказывает о себе, о школе, о коллегах.
Родилась Валентина Ивановна в поселке Лесозавод в 1936 году. Отец — начальник погрузки в Пашской сплавной конторе, мать — домохозяйка, занималась домом, держала скот, обшивала всю семью, шила знакомым и соседям. Была она из рода Тупицыных, старшая в семье, где выросло восемь детей. Очень умная, практичная. Имела три класса образования, очень хотела учиться, но не пришлось. Умерла рано, в 54 года. В семье росло трое детей: сын Александр, дочери Люба и Валентина. Александр Иванович Боровской — выпускник Пашской средней школы, которую окончил с серебряной медалью. Любовь Ивановна окончила Пашскую школу с золотой медалью, затем — Лесотехническую академию в Ленинграде, работала в Калининградской области. Со временем перебралась в Ленинград, трудились с братом на объединении "Светлана".
Школьная жизнь начиналась у всех в Лесозаводской начальной школе. Валя пошла в первый класс в 1944 году. Учила её сначала доможировская учительница Раиса Ивановна, затем — К.С. Богачёва. В то время здесь работали В.А. Алексеева, Н.Ф. Васильева и другие учителя. Школа располагалась в бывшем доме купца Борошнева, на берегу реки, в прекрасном месте. Дом был очень красивый, с мезонином, из которого открывался красивый вид на реку Пашу. Перед домом — липовая аллея. Небольшие, уютные, тёплые и светлые классы. Школа работала в две смены.
С пятого класса Валя училась в Паше. В 5-а учились с нею Алик Парфёнов (будущий профессор медицины), Роза Шарова и Галя Харина (Г.И. Кузнецова) — в будущем тоже учительницы. Запомнился В.А. Шакун — ходил он в военной форме, в хромовых сапогах, всегда с бамбуковой указкой в руке, и казался пятиклассникам "самым красивым". Запомнилась и В.А. Кузнецова, очень красивая, элегантно одетая, интересная; у неё дома всегда было много детей, здесь их подкармливали. Валентина Алексеевна хорошо танцевала, очень интересно рассказывала, была примером для всех: и для учеников, и для учителей. Любимой учительницей стала В.А. Любимская. Русский язык давался девочке с трудом, но не хотелось иметь "тройку". Валентина Александровна приглашала её позаниматься к себе домой, повторяли материал, писали диктанты. Экзамен сдала на "четыре".
После окончания 7 класса поехали в Лодейное Поле, в педучилище. Из Паши желающих получить педагогическое образование оказалось 15 человек. Из всей этой группы жива сегодня только Валентина Ивановна, остальных уж нет. Четыре года в педучилище прошли незаметно, хотя жилось нелегко. Из дому отправлялись тяжело нагруженными: за плечами рюкзак с картошкой на неделю, в одной руке сумка с мясом и пирогами, в другой — бидончик с творогом. Стипендия была сначала 120, потом 140 и 200 рублей. Если учащегося лишали стипендии за "тройки", ему приходилось бросать учёбу. У родителей не было денег, чтобы помочь. Только десять пашских студентов окончили училище. По окончании искали работу сами и устраивались, где могли. Валентина Ивановна два года работала в Потанинской сельской библиотеке, ездила даже на съезд работников культуры Ленинграда и области по рекомендации секретаря райкома комсомола Озерова.
Но хотелось работать в школе, постоянно обращалась к заведующему РОНО Миловидову с просьбой направить в школу. А.П. Прокофьев взял в Пашскую школу на должность лаборанта. Работала с О.Д. Савельевой в кабинете химии. Часто помогала завучу В.А. Любимской, писала красивым почерком расписание уроков, оформляла какие-то бумаги. Вскоре взяли в Пашский РОНО учителем на замену учителей, уходящих в декретный отпуск. Замена была короткой, отпуск длился тогда всего полтора месяца. Через какое-то время направили ее в Сязьнегскую школу № 2.
Добираться до школы было нелегко: до Рыбежно шла из Лесозавода пешком. Там встретил на лошади начальник участка, вторая лошадь предназначалась Валентине Ивановне, но она наотрез отказалась ехать верхом, пятнадцать километров шла пешком по дороге до Емского, затем, переправившись через реку Пашу, лесом до Сязьнеги. Валентина Ивановна поселилась в одном из бараков с семейной парой. Они выделили ей комнатушку. Школа размещалась в крохотной избушке величиной с баню. При входе — небольшой коридорчик. Класс был светлый, окна — с двух сторон. Здесь стояли железная печка, четыре парты, учительский стол и висела старая деревянная чёрная доска. Работала в школе всю зиму. Научилась ездить верхом на лошади. Дорога домой и обратно стала короче. При Рыбежской средней школе открылся интернат, и нужно было убедить родителей, что детям там будет лучше, чем дома, провести родительское собрание, на котором бы было принято решение о закрытии школы. Вместе с заведующим Новоладожским РОНО Ершовым пришлось снова проделать пешком путь в пятнадцать километров до Сязьнеги. Шли долго, часто отдыхали. Был Ершов инвалидом войны, дорога давалась ему с трудом. Ему удалось убедить родителей в необходимости закрытия школы. Летом школу закрыли.
После этого довелось Валентине Ивановне поработать в Рыбежской, в Немятовской и Суриевской школах. В октябре 1960 года она вышла на работу в Лесозаводскую начальную. Начинали здесь вместе с Л.П. Марковой, которую перевели из Октябрьской слободы. Её заменила В.А. Баранова, но вскоре и эта школа, находившаяся примерно в пяти километрах от Лесозаводской, тоже оказалась закрытой.
В Лесозаводской школе было в то время 210 учеников. Работали в две смены. Классы — огромные, по 38-40 детей. Отработав первую смену, доучивали слабых учеников, сидели с ними до пяти часов вечера. Никакой оплаты за это не полагалось. Коллектив был большой, в разное время здесь поработали А.А. Сидорова, А.Ф. Архипова, В.А. Алексеева, В.А. Иванова, В.А. Баранова, Л.А. Александрова, Е.П. Орлова. Библиотекарем в школе была А.А. Тепеницына, раз в неделю приходила она из Паши менять книги детям. В начале работы Валентины Ивановны в этой школе ещё приходили на замену старые учителя О.П. Азиатская и К.В. Румянцева. Они учили молодых умению держать себя, правильному общению с детьми и родителями. Клавдия Васильевна окончила институт благородных девиц в Петрограде, держалась всегда прямо, никогда не повышала голоса. После окончания института преподавала в Часовенской школе, в Печеничино. Советовала молодым учителям, общаясь с родителями, говорить о ребёнке больше хорошего. Учила русскому языку методом "орфографического чтения", чётко проговаривая слова так, как они написаны, и её ученики отличались безупречной грамотностью. Одна из немногих учителей, К.В. Румянцева награждена за свой педагогический труд орденом Ленина. О.П. Азиатская, спокойная, сдержанная, держалась всегда с большим достоинством.
Чуть легче стало работать, когда появились группы продлённого дня. Дети делали уроки на "продлёнке", здесь же смотрели учебные фильмы. Валентина Ивановна получила в своё время удостоверение кинодемонстратора, сама заказывала фильмы и демонстрировала их. Во время занятий в группе продлённого дня готовили и праздники.
В.И. Ильина проработала в Лесозаводской школе 37 лет, 16 из них — в должности заведующей школой. Первый выпуск "своего" класса сделала в 1966 году. Была всегда человеком ответственным и требовательным, хорошо учила детей. Несмотря на то, что давно на пенсии, живёт интересами школы, старается быть в курсе школьных событий. В прошлом видит много хорошего. Вспоминает, как организовывали пионерский лагерь для детей работников сельского хозяйства в Рыжково. Начальником лагеря назначили В.П. Тюнёва. Детей привозили в лагерь сами председатели колхозов! Лагерь работал замечательно. На заключительный концерт тоже приехали все председатели колхозов. Воспитание детей было тогда общим делом…
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.