Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

15.01.2015 11:57 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 16.01.2015 г.

Из чего складывается рейтинг губернатора?

Автор: Н.Петров

Н.М. Межевич

Николай Маратович Межевич — доктор экономических наук, профессор кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета. Беседа с ним — это всегда возможность получить объективную информацию  и непредвзятую оценку фактов. Не стала исключением и предлагаемая вниманию читателей встреча.

- 3 декабря был опубликован ежегодный, уже 14-й рейтинг политической выживаемости губернаторов России. Николай Маратович, каковы особенности рейтинга-2014 года и как в нем выглядит Ленинградская область и ее губернатор?
- Давайте сначала уточним, о чем идет речь: фонд "Петербургская политика" и коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг" ежегодно готовят "Рейтинг политической выживаемости губернаторов". Он публикуется с 2007 года, для современной России это уже традиция. В рейтинге экспертами дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 — максимальная оценка, 1 — минимальная).
- Интересно, "а судьи кто"?
- Вопрос правильный, эксперты в основном "практикующие" политологи, компетентные не столько в абстрактной теории, сколько в реальных проблемах российской политической системы. С моей точки зрения, в их коллективе несколько не хватает экономистов. Наши губернаторы ведь не только политики, но прежде всего хозяйственники, которые реализуют экономические программы, занимаются конкретикой. Поэтому когда эксперты пишут, что у того или иного губернатора "бюджетные проблемы", хорошо бы владеть проблематикой Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, попытка найти хотя бы один субъект Федерации без бюджетных проблем ни к чему не приведет. Они есть и у Москвы!
- Вернемся к нашему результату…
- Результат губернатора Ленинградской области — 5. Это максимальная вероятность сохранения полномочий. В принципе это повторение результата прошлого года, но ведь двигаться "вверх" просто некуда.
- Николай Маратович, в прошлом году, соответственно в 13-м рейтинге, в качестве проблем, связанных с оценкой губернатора Ленинградской области, были указаны "спорные кадровые решения, конфликты вокруг использования лесного фонда". Отражены ли эти проблемы в нынешнем рейтинге?
- Да, в рейтинге есть такие строки о "сильных и слабых сторонах". Что касается прошлого года, я бы сказал так: спорные кадровые решения были, есть и будут у всех политиков. Такие вещи пишут тогда, когда критиковать нечего, но что-то сказать надо.
- А лесной фонд?
- Таких проблем нет в Калмыкии или Ростовской области, как, впрочем, и леса. В остальных случаях распределение ограниченного и ценного ресурса не может не быть абсолютно безошибочным и бесконфликтным.
Но хватит о прошлом годе. В этом году "слабое звено" в рейтинге нашего губернатора вообще отсутствует, а в качестве достижений указано: "Реализация инфраструктурных и логистических проектов. Бесконфликтное проведение муниципальных выборов. Успехи по привлечению бизнеса в регион". Много, очень много, по сравнению с другими регионами и губернаторами.
- Николай Маратович, в чем секрет успеха политики губернатора Ленинградской области?
- Давайте я попробую суммировать. Во-первых, наше региональное достижение — успешная реформа МСУ и в том числе повышение управляемости на уровне крупнейших муниципалитетов. Насколько я помню, это была идея лично А.Ю. Дрозденко. Во-вторых, исполнение майских указов Президента. Строго говоря, это первое, а не второе, но здесь Ленинградская область в ряду других субъектов федерации.
Важно отметить налаженное сотрудничество со структурами гражданского общества, политическими партиями и Общероссийским народным фронтом.
Не могу не упомянуть и сбалансированную региональную политику. У нас в области есть и своя Сибирь, есть и своя Европа тоже. Социальные стандарты необходимо обеспечивать всюду, но потом можно создавать и приоритеты. Это могут быть территории опережающего развития (ТОР) разного размера и специализации.
- Это те самые территории опережающего развития, о которых говорилось в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию?
- Именно так, просто для России приоритетом являются большие территории  масштаба Крыма, а для Ленинградской области, к  примеру, Тосненский район.
- Как с экономикой в уходящем году, есть ли основания для оптимизма?
- Адаптация региона к изменениям экономической ситуации идет непросто, наша область — экспортно-ориентированный субъект Федерации, раньше это приносило только преимущества, а сейчас — и дополнительные сложности. Очевидно также и то, что все негативные тенденции, характерные для российской экономики, существуют и у нас.
Понимаете, рейтинг губернаторов показывает, как субъект федерации выглядит на российском фоне. Если российские показатели не блестящие, то и нам за Норвегией пока не угнаться. Однако в регионе стабильная бюджетная ситуация. Сочетать сбалансированность регионального бюджета и социальные программы трудно, но возможно. Что же касается оптимизма, то он имеет не только экономическое, но и социальное измерение.  Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов дают для этого серьезные основания.
- Николай Маратович, хорошо, с этим рейтингом ясно. Но есть и другие политические рейтинги, как там дела у губернатора Ленинградской области?
- О, да, рейтингов много: "Информационная открытость глав субъектов Российской Федерации"; "Медиарейтинг глав регионов"; "Рейтинг глав регионов в сфере жилищно-коммунального хозяйства"; "Лучшие лоббисты в России"... Все они четко показывают уровень доверия к губернатору. Во всех случаях наша область и наш губернатор в группе лидеров.
- Лучшие лоббисты, слово какое-то странное…
- А что вас смущает, лоббист — слово не наше, но задачи решаются традиционные. Давайте писать "защитник", "добытчик", суть не меняется. Авторитетный губернатор ближе к центрам распределения ресурсов. Его дороги по московским кабинетам проще и быстрее. Куда идут "пролоббированные" ресурсы? Людям, жителям. Сегодня Москва дает деньги не только по сложным расчетным формулам, но и под авторитет региональных лидеров! Кстати, это характерно для большинства зарубежных федераций.
Главное в том, чтобы мы понимали, что речь идет о высокой оценке не только работы губернатора, но и всех жителей области.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.