Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

09.10.2014 14:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 039 от 10.10.2014 г.

How are you? или Я учу английский

Предлагагаем вашему вниманию рассказ Марианны Роль

Погожим летним днем, который располагал больше к легкой прогулке или беспечному валянию на пляже, я тоскливо сидела под дверью в кабинет стоматолога. В дверях торчал ключ — мой врач запаздывала с лихвой. Но вот в больничном коридоре послышались быстрые шаги, и врач, как ни в чем не бывало, нарисовалась у своего кабинета. Улыбнувшись мне, она вместо привычного "Здравствуйте" вдруг весело пропела:
- Hi! Hello!
Я  растерялась, но в ответ пробубнила:
-  Hello!
- How are you? — еще радостнее улыбнулась она.
- I' m fine, thanks! And you? — вдруг выпалила я заученную фразу.
Врач приподняла свои аккуратные бровки:
-  I' m fine too! О, Марианна, да мы с тобой "на одной ноге" (она перешла на "ты"). Заходи!
Так я нашла общий язык с моим врачом, и этот язык оказался — английским! Это новое качество "англоболтливости" я приобрела после прохождения курса "Английский для путешественников", который  посещала в этом году в городской средней школе № 5. Узнав в одной компании любителей спорта, куда я ходила укреплять свое пятидесятилетнее здоровье, что набирается группа по изучению английского языка, я обрадовалась. Вот это то, что мне нужно: обновить старые знания, получить новые, иметь языковую практику и, конечно, увереннее себя чувствовать в поездках "за рубеж". Все же, учитывая темп моей жизни, в уме сразу всплыл стишок Агнии Барто:
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованию
Тоже все голосовали...

С детства у меня было глубокое убеждение, что образованность человека определяется, в том числе, и знанием хотя бы одного иностранного языка. Мама  все время твердила, что надо обязательно чему-нибудь учиться всю жизнь, познавать новое. В ее понимании "образованный человек" — это не только тот, кто обладает знаниями определенного уровня, она считала, что образованный человек  соответствует формуле: интеллигентность + интеллект + порядочность. Она была убеждена, что этот набор качеств и дает настоящее образование. У моей мамы в жизни было два вуза — война и замужество...
В общем, любопытство взяло верх! С чего же начинается изучение иностранного языка? Конечно, с изучения учителя! My teacher — всегда с улыбкой, классика в одежде, дистанция в общении и контакт глазами. Она поддерживает меня кивком головы, шевелением губ в моих потугах произнести фразу на чужом языке. Она поощряет во мне "ребенка", когда я старательно включаюсь в процесс, и легко переводит в роль "взрослого" — переносит ответственность на меня, когда я должна сделать что-то самостоятельно. Интересно, это умение у нее природное качество или профессионально наработанное? Понимание этих моментов очень важно для системы обучения в контексте "человек — человек". В сущности, умение переводить ученика из роли "ребенка" (активного, творческого, любознательного) в роль "взрослого" (ответственного, принимающего решения ) и обратно и есть обучающий процесс в педагогике.
Далее знакомлюсь с сокурсниками. Очень разные люди, но у них у всех есть два одинаковых качества:  увлеченность и успешность в жизни. My neighbour  (соседка) по парте — спортивный тренер. Люди профессионального спорта всегда удивляли меня своей целеустремленностью. Бросаю косой взгляд в ее тетрадь. У нее четкая структура конспекта, еще подобран дополнительный материал из интернета, домашнее задание выполнено точно в срок. Спорт научил ее методично идти к цели, в ней силен волевой аспект, все направлено на результат! "Хоть бы мои зеркальные нейроны в мозгу отзеркалили бы эти качества от тренера ко мне", — думаю я. Русская поговорка "С кем поведешься, того и наберешься" полностью объясняет процесс бессознательного моделирования личности. Нет, свою соседку я ни на кого не променяю!
Примерно через 3 месяца занятий я стала замечать за собой странную вещь: как только я собираюсь заняться английским, у меня возникают "срочные дела" и "непредвиденные обстоятельства". О, это явление мне хорошо знакомо! Так включается  программа бессознательного сопротивления. Это забавная штука! Она работает четко и изощренно! Направлена она чаще всего на экономию нашей энергии. В этом случае часто бывает, что мы умом понимаем одно, а делаем совсем другое. Фраза "зашел ум за разум" описывает это состояние. Точнее, если наше сознательное Я не "договорится" с нашим бессознательным Я — проблемы и неудачи гарантированы. Это касается любой деятельности, а не только изучения языка. За помощью я побежала к   "любительнице НЛП" (нейро-лингвистического программирования). Стали искать причину моего сопротивления. Нашли! Оказывается, мое подсознание "не любит" слово "учить" (блокирует способности), зато ему "нравится" слово "игра" (открывает ресурсы). Пришлось "заменить" мысль "Я учу английский язык" на мысль "Я играю в изучение английского", и дело пошло намного лучше.
Тема "Family" меня забавляла (я же теперь играю)! I'm not marred. Почему англичане такой короткий путь к счастью, как гражданский брак, называют таким длинным словом cohabitating?
Мои наблюдения на занятиях продолжаются. Вот мы повторяем текст, раз за разом прибавляя по одной фразе — включается моторная память. Вот поем песенку, все увеличивая и увеличивая темп. Я уже не успеваю шевелить губами в такт музыке — так информация "попадает" в бессознательную память. Теперь мы ходим по классу в поисках партнера по диалогу — включается кинестетическая память. А сейчас я смотрю на экран с видеорядом и слушаю текст — задействованы визуальные и аудиальные каналы восприятия. Но для "взрослых" учеников эффективно включать и ассоциативную память. Например глагол guess — угадывать, предполагать, созвучен с нашей ГЭС Волховской. Находить ассоциации — это уже веселое занятие! Я так погружаюсь в процесс, что забываю о своих наблюдениях. My teacher тоже вся погружена в этот магический процесс обучения. "По-моему, она учит нас с удовольствием", — проносится у меня в голове, но надо успеть соединить точку twenty two с точкой fifty four, и рисунок будет завершен!
Я никогда не обладала хорошей памятью, но в моей жизни было несколько встреч, которые помогли мне по-другому взглянуть на это качество. Еще во времена перестройки, когда в нашу страну хлынул поток недоступной ранее информации (хорошо это или плохо — другой вопрос), я попала на тренинг "Психология планет". Его вел турецкий суфий по имени Сол. Через образы планет мы учились управлять своей эмоциональной сферой. Меркурий "дарил" нам скорость и информацию, Венера, конечно, "заведовала" чувствами любви, Высокий Юпитер "давал" ощущение  лидерства, низкий Юпитер -  власти и самолюбования и т. п. В конце тренинга Сол рассказал, что различные занятия требуют от человека разных качеств: "Чтобы лечить людей, надо встать в состояние планеты Нептун, добавить Солнца, открыть сердце и через руки пустить Марс". "Как, как? — переспросила я, — повторите еще раз, я не запомнила!". Сол улыбнулся: "Если бы тебе на роду было написано лечить людей, ты бы это запомнила с первого раза", — и отказался повторять. "Значит, чтобы лечить людей, надо встать в состояние планеты Нептун, добавить Солнца, открыть сердце и через руки пустить Марс?" — не унималась я. По залу пробежался смешок.
-  Значит, я правильно запомнила?
- Значит, значит, — передразнил меня Сол — значит, ты будешь лечить людей!
Занятие целительством пришло ко мне через 15 лет...
Следующий интересный эксперимент с памятью мне показал преподаватель курса "Суперпамять и скорочтение" Евгений Кобыш. Он объяснил мне, что наше бессознательное "мыслит" образами, и если точное перевести в образное, то проблем с памятью не будет. Точное — это цифры. Каждую цифру я  облекла в образ: 4 — это стул, 8 — очки, 2 — лебедь и т. д. Из этих образов я составила картинку с комментарием и с первого раза запомнила шестнадцатизначное число! Но к этому навыку я осталась равнодушной и отрабатывать его мне не захотелось.
Память — уникальное свойство нашего мозга! Как бы нас это ни удивляло, но качество жизни человека (особенно в старости), зависит не столько от материального достатка, сколько от состояния оперативной и кратковременной памяти. Самым эффективным способом сохранения этого показателя являются занятия музыкой, сочинение и запоминание стихов, и более всего — изучение иностранных языков. Хотите красивой старости? Работайте головой!
I wrote your name in the sky,
but the wind blew in away.
(Я написал твое имя на небе,
но ветер унес его далеко.)
I wrote your name in the sand,
but the waves washed in away.
(Я написал твое имя на песке,
но волны смыли его.)
Я учу это стихотворение, и мне радостно! У меня появляется ощущение открытых дверей, дверей в иной мир, в мир, который полон увлеченными и  созидающими людьми. У меня появляется ощущение свободы от того, что я могу впустить в свою жизнь что-то новое! Мне радостно от того, что  в моей жизни есть люди, которые искренне спросят меня при встрече: " How are you?" — и я могу им ответить так же искренне...

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.