Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

16.10.2014 11:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 040 от 17.10.2014 г.

И дольше века длится жизнь...

Автор: В.Захарова
главный редактор газеты

"Железная дорога... Отсыпана насыпь, положены рельсы. Дорожный мастер проверил последний стык. Всё. Здесь будет станция. Плотники усердно махали топорами, поднимая из сосновых кругляков одноэтажное здание вокзала. Так в 1904 году на левом берегу реки Волхов появилась маленькая железнодорожная станция Званка Николаевской железной дороги, получившая свое название от соседней глухой деревушки. Три пути, несколько построек — вот и всё хозяйство. Вокруг болота, бездорожье, убогая и скучная крестьянская жизнь..." Так начинается книга Юрия Сякова "Волховстрой: годы и люди".
Так начиналась история одного из крупнейших железнодорожных узлов Северо-Запада России.

Указ о строительстве участка железной дороги Санкт-Петербург-Вологда был подписан Его Императорским Величеством в 1901 году. Еще до завершения проектных работ началась отсыпка насыпи и строительство мостов. В сентябре 1902 года приступили к возведению моста через Волхов длиной 176 саженей. А к моменту завершения работ, в марте 1905 года, рядом со станцией выросло здание из красного кирпича — паровозное депо. 1 января 1906 года через станцию Званка и новый мост проследовали первые поезда на Вологду...
Торжественное собрание, посвященное 110-летию станции Волховстрой-1, прошло в минувшую пятницу в ДК "Железнодорожник". Его гостями стали ветераны, руководители ОАО "РЖД", дирекций, представители администрации Волхова и района, руководители и работники структурных подразделений, расположенных в границах железнодорожного узла Волховстрой. Юбилей станции — это поистине значимое событие для всех здесь присутствующих. Люди разных поколений, они чувствуют себя причастными к славной и героической истории Волховстроя. О прошлом и настоящем станции, о перспективах ее развития рассказал видеофильм, позволивший окунуться в строгую атмосферу большого и сложного механизма, каким является железная дорога.
Ведущая О. Карпова зачитывает текст поздравительной телеграммы: с юбилеем станцию поздравляет первый вице-президент ОАО "РЖД" В.Н. Морозов. Теплыми, искренними словами поздравлений работников и ветеранов Волховстроя приветствовал заместитель начальника Октябрьской железной дорги — филиала ОАО "РЖД" по Волховстроевскому территориальному управлению  С.К. Бояркин. Самые теплые слов нашли для юбиляров заместитель начальника Центральной дирекции управления движением по кадрам и социальным вопросам И.М. Яриков и начальник Октябрьской дирекции управления движением С.А. Дорофеевский.
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области В.Н.Орлов, и.о. главы администрации Волховского муниципального района С.В. Юдин, глава МО г.Волхов и руководитель Волховского отделения партии "Единая Россия" В.В. Напсиков пришли поздравить земляков и сказать слова благодарности всем, кто в разные годы работал в коллективе, пожелать успехов и дальнейшего процветания Волховстрою.
...Волею судьбы маленькая Званка оказалась оказалась в центре самых трагических событий начала прошлого века. Отрекшегося от власти императора Николая Александровича Романова вместе с семьей решено было вывезти в Англию по единственному тогда реальному маршруту: Царское Село — Тосно — Званка — Романов-на-Мурмане (Мурманск). Немедленной раправы над самодержцем не требовал никто, но судьбу царя взялись решать сразу несколько сил: Временное правительство и Петросовет, мощный профсоюз Викжель и  масонская ложа со странным названием "Владимира к порядку", а также вернувшийся в Россию Ленин. Англичане заявили о нежелании видеть Романовых, путь в Германию был закрыт из-за забастовки железнодорожников. Французы послали за императорской семьей бронепоезд "Бепо", дошедший до Званки, но здесь красногвардейцы всадили в него несколько снарядов. Романовы не уехали в Мурманск, не были доставлены в Петропавловскую крепость. В ночь на 13 августа 1917 года они тайно садятся в вагон и ждут... Утром 14 августа стрелочник на станции Званка перевел стрелки — и  поезд с царской семьей отправился на восток, мимо спасительного Мурманска, навстречу своей трагической судьбе...
В годы Гражданской войны Званка играла стратегическую роль, считалась ключом к Петрограду. Немногочисленные документы тех лет рассказывают, в каких нечеловеческих условиях работали и боролись железнодорожники.
Годы строительства Волховской ГЭС и алюминиевого завода, годы коллективизации и первых пятилеток отмечены самоотверженным трудом волховстроевских железнодорожников, их энтузиазмом и желанием работать еще лучше, еще больше... Росла и развивалась станция, появлялись новые пути, росли экономические показатели, развернулось стахановское движение. Званка стала кузницей квалифицированных кадров, здесь появились первые женщины — помощники машинистов и машинисты. Знали бы они, в каких условиях им скоро придется работать...
Большой юбилей — это замечательный повод подвести итоги и отметить достойнейших, поблагодарить за труд и преданность избранному делу. Грамотами ОАО "РЖД", Октябрьской железной дороги, руководства Волховстроевского региона отмечена большая группа работников. Среди них: Л.М. Алексеева, Е.Н. Ефимова, Е.Н. Бороздина, А.В. Брагина, Е.Л. Бороздина, А.И. Петров, Н.А. Беловская, Л.М. Проничева, А.Ф. Тимофеева, И.А. Никулин и другие. Памятную юбилейную медаль "110 лет станции Волховстрой-1" вручили группе ветеранов предприятия.
..."Тяжелые дни переживал Волховстрой в 1941 году. В августе немцы заняли станции Чудово, тигода, Ирса, Кириши, прекратилось движение поездов на Чудово. В конце августа враг занял Мгу, и закрылось движение на Ленинград..." — вспоминал Почетный железнодорожник А.А.Стоумов. Поступающие с востока грузы направлялись на станцию Гостинополье, где была устроена перевалочная база. Вскоре начала действовать знаменитя водная Дорога жизни на Ладоге. А станция Волховстрой регулярно подвергалась бомбежкам, и железнодорожники вновь и вновь восстанавливали пути, водили составы под огнем врага. Линия фронта проходила в полутора километрах от станции, и люди здесь гибли так же, как на фронте...
Историческим стал день 7 февраля 1943 года, когда была прорвана блокада, и в измученный, израненный, голодный Ленинград пришел первый поезд с продовольствием. Привела состав бригада волховстроевских железнодорожников, три Ивана — Пироженко, Харин и Антонов. Легендарный паровоз ЭУ-708-64 обрел вечную стоянку на перроне станции, став символом мужества и несгибаемой воли волховстроевцев...
За многие десятилетия своего существования станцию возглавляли разные люди, но все они были грамотными, компетентными специалистами, хорошими организаторами, толковыми хозяйственниками. В военные годы руководителем станции был Петр Васильевич Шубырев. Мирное время требует от руководителей станции огромной ответственности, профессиональной компетенции и человеческой мудрости. В разные годы ее возглавляли Н.В. Яковлев, Ф.С. Кузнецов, А.И. Петров, В.М. Щуров... Поздравление Виктора Михайловича зал принял очень тепло, а его воспоминания — это дань огромному труду коллектива. Именно в послевоенные годы Волховстрой пережил мощную реконструкцию, с 1965 года здесь открыто движение электропоездов. Волховстроевский узел становится одним из крупнейших на Октябрьской дороге.  
Волховстрой — это кузница кадров, здесь нередко работали целыми династиями, семьями, и каждый гордился своей принадлежностью к этой почетной и героической профессии. Бывшего инженера станции Зинаиду Александровну Черненькую зал слушал затаив дыхание: ну где еще можно узнать о том, как велась реконструкция 60-х? Подумать только: до этого одних стрелочников в коллективе было 1200! А жезловая система?! У каждой дежурной по станции этих самых жезлов было штук по сорок. Чтобы получить жезл, кочегар выходил на подножку и на ходу подхватывал  специальное приспособление — жезлоподаватель. Мало кто из нынешних знает, что в техконторе были специальные маневровые столы с желобками. Диспетчеры заполняли желобки, которых было столько же, сколько путей на станции, шариками-"колобашками", изображавшими вагоны — так формировались составы...
З.А. Черненькая отдала Волховстрою всю свою трудовую жизнь, здесь заслужила уважение коллег и признание профессионального мастерства. Она принесла с собой книгу Ю.А. Сякова "Волховстрой: годы и люди", написанную в 1996 году и рассказывающую об истории узла и его тружениках.
Шли годы, Волховстрой наращивал мощности, росли объемы перевозок. Кризис 90-х оборвал это поступательное развитие. Станция пережила тяжелейшие времена. Но выстояла! И сегодня Волховстроевский узел — одно из важнейших звеньев не только на Октябрьской железной дороге, но и на сети дорог страны. Через Волховстрой проходят миллионы тонн грузов в порты Балтики и в глубь России, он связывает четыре крупнейших направления.
 Коллектив станции — это единая  и дружная команда, которая не раз проявляла себя в лучших профессиональных качествах в трудовой деятельности, общественной и спортивной жизни железнодорожного узла Волховстрой и Октябрьской дирекции управления движением. Руководство и профсоюзный комитет станции поддерживают и помогают пропагандировать здоровый образ жизни среди работников , проводят профориентационную работу с молодежью Волхова и нацелены на достижение поставленных перед ними целей. Об этом сказал Я.Н. Осипов — начальник станции Волховстрой-I.
...За годы своего существования из небольшой станции Званка, образованной в 1904 году, Волховстрой преобразился в современную сортировочную станцию с пропускной способностью 140 пар поездов в сутки. В настоящее время железнодорожный узел Волховстрой-I является одним из градообразующих предприятий Волхова, где трудится более 4 тысяч волховчан.
Останавливаться на достигнутом здесь не собираются — наоборот, с 2015 года на станции начнется мощная реконструкция, целью которой станет значительное увеличение пропускной способности и объемов перевозок. Коллектив Волховстроя уверенно смотрит в будущее, потому что за ним — большая и славная история, а впереди — новые горизонты. Потому что Волховстрой — это всегда первый: по возрасту, по названию, по результатам труда. С юбилеем!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.