Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

27.03.2023 08:53 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 24.03.2023 г.

Волховская земля: строили завод

Продолжаем публиковать материалы книги «Волховская земля» из второго, дополненного издания. Автором сборника является ученый, журналист, писатель, бывший главный редактор «Волховских огней» и краевед Юрий Александрович Сяков.

Пытливые, любознательные люди живут везде. В 1914 году житель Тихвина П.Н. Тимофеев нашёл и отправил в Петроград куски неизвестной ему руды. Лабораторные исследования показали, что в ней содержатся окись алюминия и кремнезём. Так было открыто бокситное месторождение, которое предопределило строительство на берегах Волхова первого в России алюминиевого комбината.

Во время гражданской войны комиссия во главе с профессором А.П. Курдюмовым занялась выяснением наличия сырьевых ресурсов в России. Месторождение было взято на учёт. Но все известные тогда способы получения окиси алюминия не подходили для тихвинских бокситов. Только в 1927 году в ленинградских лабораториях удалось разработать способ спекания бокситов с содой и известняком. Впоследствии именно эту технологию применили на Волховском алюминиевом комбинате.

Страна строилась. Потребности промышленности в алюминии были огромными. Каждый год СССР платил западным странам по 6-7 миллионов рублей золотом на поставки алюминия. Потребности в нём становились всё больше и больше, поэтому в постановлении Совета Труда и Обороны от 2 августа 1929 года чётко ставилась задача: «Приступить к фиксированной постройке в районе Ленинграда с 1929 – 1930 г. алюминиевого комбината с годовой производительностью 5 тысяч тонн».

Во время первой пятилетки в стране началось строительство 518 предприятий. Одним из них стал Волховский алюминиевый комбинат. Долгое время в Волхове существовал клуб «518», который впоследствии стал клубом строителей.

По инициативе секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова был заслушан вопрос о подготовке к строительству комбината в Волхове. Место было предопределено важными обстоятельствами. Рядом была действующая Волховская ГЭС, которая вырабатывала дешёвую электроэнергию. Для будущего энергоёмкого предприятия это был немаловажный фактор. Волховстрой также сохранил кадры квалифицированных строителей.

Начальником 7-го строительного участка в Званке 4-го Госсстройтреста назначили П.И. Белехова, главным инженером Н.И. Алёхина, а его заместителем А.Ф. Куйдича.

В июне 1930 года на правом берегу реки Волхов по соседству с ГЭС, практически на болоте, была выбрана строительная площадка для комбината и начались земляные работы. Рядом с деревней Халтурино вырос барачный посёлок. Опытные прорабы М.М. Норцев и А.А. Соколов организовали первые бригады землекопов и бетонщиков. Десятниками были назначены Н.А. Андреев, А.С. Парутин, Н.В. Коковочкин, Фёдор Поляков, Михаил Назимов. «Бригадир И.И. Пронин первым положил на ребро лопаты свою ногу, вывернул пласт вязкой глины и пошёл…», — так писала ленинградская молодёжная газета «Смена» о начале строительства алюминиевого комбината.

Трудно приходилось землекопам. Под глиной, которая во время дождей раскисала, находилась известняковая плита, которую невозможно было взять лопатой. Долбили её ломами и кирками. Нередко наружу вырывались грунтовые воды, котлованы заливало. Нужно было воду откачивать, делать отводные каналы. При рытье котлованов, которые достигали пятиметровой глубины, внутри их строили деревянные леса в несколько ярусов. Землекопы перекидывали землю с яруса на ярус, чтобы поднять её на поверхность. Высокой выработкой славились на строительстве бригады землекопов И.И. Пронина и Г.Н. Богданова, постоянно выходили победителями в соревновании бригады А.С. Иванова и В. Майорова. Землекопы работали по 10 часов. Следом за ними шли плотники из бригад В.Е. Постникова, Михаила Торицына, которые делали опалубку, а затем бетонщики из бригад Н.А. Бойцова и Д.Н. Жандарова.

Стройка велась ударными темпами. Вместе с производственными цехами строилось жильё для будущих металлургов. В это время на строительстве Волховского алюминиевого комбината работало около 1200 человек. В основном это были крестьяне, единственной целью которых являлось заработать деньги для ремонта дома, покупки лошади или коровы.

Чтобы ускорить пуск комбината, в январе 1931 года параллельно со строительством начался монтаж оборудования.

Положение строителей было трудным. Тяжёлый, поистине рабский ручной труд, отсутствие нормального жилья, когда в бараках не было печей и нар, очень плохое питание создавали огромную текучесть кадров. В августе она достигла 40 процентов, в октябре – 42 процентов. И хотя стройку объявили ударной, это не спасало положения. Ей не хватало 2500 каменщиков, около 120 инженерно-технических работников. Заявки на рабочую силу не выполнялись. Всё это сдерживало намеченные ударные темпы.

Январские морозы 1931 года вывели из строя и без того немногочисленные механизмы. 9 февраля партбюро стройки принимает решение: «Объявить данный квартал кварталом строительной тревоги. Для контроля за ходом работ и расстановкой рабочей силы установить дежурство членов бюро ВКП(б) стройки, коллектива рабкома, представителей администрации. Цеховым ячейкам мобилизовать общественность путём проведения разъяснительной работы среди рабочих, устройства митингов, субботников в выходные дни на земляных работах».

Начался «великий земляной поход» — рытьё вручную котлованов под фундаменты в февральские морозы, когда земля промёрзла на полтора метра. Комиссия обкома партии большевиков бесстрастно констатировала: «Люди при 30-градусном морозе работали на ветру, вплоть до замораживания ног, а работу не бросали».

О людях в то время думали мало. На такую «заботу» строители отвечали тем же. 4 июня 1931 года московская газета «Известия» писала: «…несмотря на то, что прошёл уже год, на стройке по-прежнему не хватает руководящих кадров. Каждого 3 и 19 числа, в дни выдачи зарплаты, со строительства уходило 120-150 рабочих».

«Известия» призывали лучших передовиков производства ленинградских предприятий помочь Алюминстрою, как тогда называли строительство на берегах Волхова. Эта статья с помощью партийных организаций нашла отклик на заводах. Только в июне на стройку из Ленинграда приехало более 900 человек на «борьбу с прорывом». К концу лета коллектив строителей Волховского алюминиевого комбината достиг 7000 человек. Несмотря на героические усилия ударников производства, успех отдельных бригад, в целом положение оставалось трудным. Строительство шло с отставанием на четыре месяца. Коммунисты объявили сентябрь месяцем штурма. На собрании актива было принято решение отработать шесть субботников по ликвидации прорыва.

Понимая, что одними лозунгами дела не поправишь, на стройке стали больше внимания уделять организации труда, механизации производственных процессов, созданию приемлемых условий для жизни людей. Правительство перенесло срок пуска комбината с 1 октября на декабрь. Чтобы завершить строительство, надо было уложить 4000 кубометров бетона, вынуть 8000 кубометров земли. Тогда на стройке в очередной раз был объявлен «бетонный поход». Бригада Кирсанова сделала за 9 часов 500 замесов бетона. Бригада Старостина, работая в ночь, дала 512 замесов. А через день бригада Жандарова поставила всесоюзный рекорд – 704 замеса! Три нормы за смену. Такой выработки добивались задолго до начала стахановского движения. Строители работали по 16-18 часов, некоторые месяцами без выходных.

Как ни старались люди, но реальность была выше любого энтузиазма. Не удалось пустить первую очередь ни в ноябре, ни в декабре. Пуск перенесли на январь. Задержка со строительными работами сказывалась на темпах монтажа оборудования.

В январе 1932 года корпуса цехов были готовы, продолжалась установка оборудования, настраивались технологические линии. Строители основные усилия направили на достройку зданий ФЗУ, фабрики-кухни, больницы, банно-прачечного комбината.

15 февраля уже ничто не препятствовало широкомасштабному монтажу оборудования, корпуса цехов были готовы. «Бетонный поход» позволил уплотнить выполнение строительных работ более чем на 4 тысячи человеко-дней.

В это время уже были готовы кадры электролизников, глинозёмщиков. В марте на стройку прибыли молодые инженеры, прошедшие школу французских заводов, — А.С. Янов, Г.В. Друцкая, Ю.В. Байков и другие.

Молодые инженеры тоже работали практически сутками, хотя их зарплата на Алюминстрое была в два раза ниже, чем на других предприятиях. Спать им приходилось на стульях в лабораториях, но они начали подготовку техников и лаборантов для комбината из рабочих стройки.

Тревожным было положение с доставкой бокситов. В 1932 году комбинат должен был получить 32 тысячи тонн руды. До пуска, в очередной раз перенесённого правительством, в этот раз на май, оставались считанные дни, а руды было всего добыто 12 тысяч тонн. Пришлось послать делегацию в Тихвин, чтобы поторопить смежников.

23 апреля ток приняла преобразовательная подстанция.

30 апреля завод электролиза, как тогда называли электролизный цех, подготовлен к пуску, ванны подключены. Началось испытание механизмов.

12 мая электролизный завод принят правительственной комиссией.

14 мая пусковая бригада электролизников в составе Александренко, Игнатенко, Власихина, Смирнова, мастеров Романова и Ермакова, инженера Лысенко и начальника завода Гайлита получила первый слиток алюминия. В этот день в Москву была послана телеграмма: «Сегодня в 17 часов 45 минут получен первый металлический алюминий. Электролизный завод вступил в эксплуатацию».

За два года на месте волховских болот вырос завод, который стал самым крупным в Европе на то время предприятием подобного типа.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.