Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

19.01.2017 14:38 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 19.01.2017 г.

"У Онтонья Великого на Дымех"

Автор: По материалам открытых источников сети «Интернет» О. Панова

Ленинградская область готовится к своему 90-летнему юбилею. Это достойный повод вспомнить богатую духовную историю нашего края, рассказать о святынях земли ленинградской, о древних храмах и монастырях, хранящих завещанную нам предками святую православную веру. Мы сегодня открываем цикл публикаций под общей рубрикой "Обители Тихвинской епархии". Надеемся, что рассказ о мужских и женских монастырях нашего края поможет каждому открыть удивительные духовные сокровища, дать силы для нравственного роста и  движения вперед.


 Антониево-Дымский мужской православный монастырь находится в 17 километрах от Тихвина и в 20 — от Бокситогорска. Это одна из древнейших обителей Северной Руси. История его насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи. Никаких достоверных свидетельств о существовании обители ранее XV века нет. По преданию, обитель основана в землях Новгородской республики в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским — преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. Официальное учреждение произошло с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.
Преподобный Антоний скончался 24 июня 1273 года (по другим сведениям, 1224 года), его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого были обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме. В 1409 году обитель якобы была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли (в действительности Едигей до Новгородской земли не дошёл). Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и железную шляпу святого опустили на дно Дымского озера.С 1585 года, после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году), его монахи переселились в "монастырь у Онтонья Великого на Дымех". Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции.
В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове (монастырь Василия Кесарийского на правом берегу, у деревни Чернавино). В 1626 году с благословения патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить "монастырь на Дымях". А в царствование Алексея Михайловича, в 1655 году, трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм. В 1687 году монастырь сгорел, затем был отстроен заново. В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к новгородскому Софийскому дому.
Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий. Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции. Причины скудости информации о ранней истории монастыря понятны: древние сведения не сохранились "от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты". Вызывает сомнения информация о грамоте на создание монастыря, пожалованной Александром Невским около 1243 года. Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгородского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам: "И вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Великого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по закону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действовали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, всякому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны…"
Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднён, соборный храм стал приходским. А еще через 30 лет архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу, и Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом.
В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — двухэтажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Монастырь получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В пользовании братии также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).
Количество насельников к 1917 году увеличилось до 55. Однако, согласно рапорту благочинного архимандрита , "...вся братия, исключая двух-трёх человек, ведёт себя худо. У большинства иеромонахов заведены семьи, настоятель восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом". Последним настоятелем обители, которым срочно заменили указанного в рапорте о. Мефодия, стал игумен Феоктист (Кириллов). В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, "для разгона монахов" пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в деревню "Красный Броневик".
В 1921 году в монастырских помещениях располагался "Приют для калек и престарелых", в 1929 году образовали коммуну по производству кирпича с названием "Красный броневик", вся деятельность которой заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище. Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях располагалась психиатрическая больница. Позже остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату "Глинозем", и в бывшем монастырском странноприимном доме разместили заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В середине ХХ века он был окончательно разобран.
К началу 1990-х годов от комплекса монастыря мало что сохранились. Но не угасает свеча Господня. В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установку приурочили к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию второго возобновления монастыря в 1794 году. В 1997 году Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году в монастыре произошло второе обретение мощей преподобного Антония. Мощи были перенесены в Тихвинский монастырь и положены в Успенском соборе, где оставались до 2008 года, когда были возращены в Антониево-Дымский монастырь. В конце 90-х годов на Дымском озере возвели деревянную часовню преподобного Антония, которую в 2011 году заменили на каменную, а также обустроили берег и построили купальню. Сегодня монастырь стал самостоятельной обителью, где активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения. В Санкт-Петербурге открыто подворье монастыря — Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

37