Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

18.02.2024 15:36 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 16.02.2024 г.

«Это было в мае 1942 года…»

Юный экскурсовод музея истории школы № 7 города Волхова Тимофей Архипов на конференции к 90-летию г. Волхова, которая проходила в Волховской межпоселенческой библиотеке, презентовал свой рассказ об одной трагической страничке в истории школы – мае 1942 года.

– На углу улиц Советской и Коммунаров стоит жёлтое двухэтажное здание советской архитектуры – школа №7. Построенная в 1938 г., она пережила военное лихолетье, разрушение, ремонты и реконструкции. До 1994 г. была железнодорожной, сейчас это обычная городская школа. Обычная, но с военной историей. В школе (тогда № 38) с 23 сентября по 6 ноября 1941 г. работал полевой подвижный госпиталь № 816 54-й армии Ленфронта, а весной 1942-го – железнодорожная больница на станции Волховстрой Кировской железной дороги, которую на военный лад часто называли эвакогоспиталем. Здесь лечили эвакуированных ленинградцев и работников железной дороги.

В школьном музее есть копия фото разрушенной школы №38. А вот точная дата разрушения долго была неизвестна. О том, что нам удалось установить из разных источников, я вам расскажу.

Вольдемар Матвеевич Виролайнен, уполномоченный Народного комиссариата путей сообщения по Волховстроевскому ж/д узлу вспоминает: «Узловая железнодорожная больница была разрушена во время первых бомбежек…Решили найти подходящее для больницы помещение где-нибудь в стороне. Остановились на двухэтажном каменном здании школы № 38. Поставили 160 коек, и в середине апреля больница начала функционировать. Но просуществовала она недолго. В середине мая во время массированного налета немецкой авиации в здание попала бомба весом в полтонны. Она угодила в крыло, занятое врачебными кабинетами и служебными помещениями. Они были полностью разрушены, при этом погибли четыре человека из обслуживающего персонала. Можно себе представить состояние 160 больных, находившихся в тот момент в палатах. Их пришлось срочно эвакуировать в тыл. Больницу мы закрыли, так как начались ожесточенные налеты на узел…».

Обратите внимание: середина мая!

В музее школы №7 хранятся воспоминания санитарки Людмилы Яковлевны Ивановой:

«Война началась, когда мне было неполных 16 лет. После получения паспорта я устроилась работать санитаркой в больницу. Больницу железнодорожную перевели в школу №38. Нам приказали обслуживать блокадников, которых вывозили из Ленинграда. На людей смотреть было страшно. Это были не люди, а живые скелеты. …

Это были самые страшные дни войны. Не помню точно, какое было число и месяц, помню только, что это было летом. Был очень сильный налет. Мы услышали сирену и сильный гул самолетов. Я выбежала на улицу, чтобы посмотреть, сколько самолётов в небе. Я насчитала 45.

... В нашу больницу было прямое попадание в том месте, где сейчас раздевалка. Там погибли блокадники, 14 человек из мужской палаты. После этого больницу перевели в Колчаново, а я была отправлена в тыл на полгода».

И опять точной даты бомбежки нет. То, что молодой девчонке день запомнился как летний — ошибка, просто было тепло и солнечно, как летом…

Документы ж/д больницы не найдены, их нет ни в архиве Октябрьской железной дороги в СПб, ни в Национальном архиве Республики Карелия в г. Петрозаводске (по месту нахождения Управления Кировской железной дороги).

А вот в документах МПВО Волхова (местной противовоздушной обороны) из центрального государственного архива СПб нашлись сводки по налетам немецкой авиации за каждый месяц войны. Это уникальные свидетельства по всей военной истории Волхова! По данным сводкам в мае Волхов бомбили 14,15,16 и 29 числа. 14 мая погибло 25, 15 мая — 79 человек. Самые большие жертвы и разрушения пришлись на 15 мая.

Известный волховский историк и писатель, выпускник нашей школы Юрий Сяков так пишет об этом дне в книге «Волхов в огне»: «… От прямого попадания бомбы было полностью разрушено здание вокзала станции Волховстрой-1.

В этот день погибли три члена делегации трудящихся Кировской области»..

Там же он приводит воспоминания из дневника санитарки инфекционного госпиталя 1010 в селе Горки Анны Ильиничны Трошевой за 15 мая 1942 года: «Ездила в Волхов с Ирой Погореловой. Еще в Старой Ладоге нас застала воздушная тревога. Когда приехали в Волхов, там увидели разрушенный вокзал, пожарное депо, госпиталь. Много жертв. Мы видели только четыре человека. Это были делегаты из г. Кирова».

Для нас ключевое слово в этих воспоминаниях госпиталь.

По данным военно-медицинского архива, всего в городе было развёрнуто 25 военных госпиталей. О том, что в мае 1942 г. какой-либо из них был разрушен, сведений нет. Наверняка, речь идёт именно о ж/д больнице (эвакогоспитале). Анна Трошева увидела 15 мая не сам момент бомбардировки, а уже разрушенный госпиталь, что могло произойти, согласно сводкам МПВО, либо 14-го после часа дня, либо утром 15 мая с 07.25 до 08.25. А по словам Людмилы Яковлевой, это было днём, когда стало тепло. Но в 8 часов утра в мае солнце ещё не может греть по-летнему. Значит, остается 14 мая. И подтверждение этой даты нашлось в архиве Волховского отдела ЗАГС в акте №1423 о смерти Антонины Михайловны Антоновой, рабочей карьера 138 км Кировской ЖД: «Дата смерти 14 мая 1942 г. Причина смерти: убита, будучи на излечении в больнице ст. Волховстрой 1, от разрыва вражеской бомбы».

Это одна из тех 25 человек, кто погиб в Волхове в тот страшный день.

Так с помощью детального изучения документов, анализа и сопоставления фактов, раскрыта ещё одна трагическая страничка в истории школы – 14 мая 1942 г.

В.М. Виролайнен

Л.Я. Иванова

А.И. Трошева. Фото 1940 г.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.