Меню
16+

«Волховские огни». Еженедельная газета Волховского района

26.01.2024 12:17 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 26.01.2024 г.

Неуспеваемость школьника: в чем причина, как предупредить?

Продолжаем рубрику «Консультационный час для родителей». Поговорим о школьной неуспеваемости. Педагог-психолог Евгения Николаевна Липова раскроет причины школьной неуспеваемости и даст рекомендации родителям по их предупреждению.

Несомненно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом языке, о пока еще недоступных для него предметах, явлениях. Другими словами — ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать успешным учеником.

Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у ребенка сначала пропадает мотивация учиться, а потом как следствие ребенок начинает поверхностно относиться к учебе, растут пробелы по учебным предметам, и без поддержки и помощи родителей ребенок становится неуспевающим.

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое непонимание задания, такой ребёнок разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;

- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая утомляемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- безразлично относится к результатам работы;

- не подмечает своих неудач и трудностей;

- слабо владеет навыками учебного труда;

- имеет большие пробелы в знаниях;

- у него отрицательное отношение к учебной деятельности;

- он не дисциплинирован;

- у него низкий уровень силы воли;

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо узнать причины ее порождающие!

Так почему ребенку трудно учиться?

Постараемся разобраться в этом вопросе.

1. У ребёнка могут быть особенности развития интеллекта.

2. Могут быть плохое внимание или ребенку сложно сосредоточиться, он постоянно отвлекается от задания.

3. Возможно у ребенка нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.

4. Бывают дети с низким общим темпом работы, у них замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

5. У детей могут быть недостаточное умение выражать свои мысли или затрудненное понимание речи других людей.

6. У некоторых детей есть специфические трудности.

Такие как, расстройство счёта, трудности при овладении письмом, ребёнку труднее овладеть чтением, чем другим детям.

7. Нарушение зрения, слуха.

8. Общая ослабленность организма. Частые простуды или двигательные хронические заболевания, такие дети пропускают много занятий.

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребёнка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, соответствующие возможностям ребёнка.

Что еще может помешать хорошо учиться ребенку?

Это могут быть:

Высокая тревожность. Ребёнок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей, Представьте, каково отвечать на уроке ребёнку, над которым в это время смеётся весь класс, в котором он является изгоем.

Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за оценками. Не только отрицательное отношение к школе и учению по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку.

Когда родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут судить о её качествах, поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Иногда родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, видя отдельные неудачи своих детей, упрекают их: «ну вот, опять ты хуже всех», «опять не сумел на «пятёрку» написать работу», «ничего из тебя не выйдет», «другие дети сделали лучше» и тому подобными фразами. Другие родители, поддерживая завышенную самооценку ребёнка, всегда готовы согласиться с тем, что в школе ребенка не оценили по достоинству. Не разобравшись в сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии педагогам.

При эпизодической неуспеваемости характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность. Ребенок выполняет требования учителей, участвует в какой- то степени в работе и проявляет иногда даже активность, но всё это только для того чтобы не иметь неприятности, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что всё это скучно, что это нужно родителям, а не ему лично.

Нельзя решать проблему неуспеваемости усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление увеличивается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребёнка сообщает ему чувство неуверенности в себе и желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособлено от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать ребёнка в нерадивости, посмотрите, всё ли вы сделали, чтобы создать необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребёнка (пусть даже заслужено) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом постом материале.

Конкретный анализ причин возникновения неуспеваемости и разработка путей ее преодоления у детей, имеет важное значение для успешного обучения ребенка в школе.

Вот некоторые рекомендации для родителей, дети которых стали неуспевающими

1. Выявить подростковые особенности, состояние здоровья, ребёнку могут понадобиться очки или слуховой аппарат.

2. Узнайте уровень его наблюдательности, внимания, памяти, владения речью. В этом Вам поможет школьный психолог, который не только определит уровень развития, но и даст индивидуальные рекомендации.

3. Если Ваш родной язык не русский, возможно ребенку понадобятся дополнительные занятия, понадобиться уделить больше внимания развитию речи.

4. Постоянно держите связь с классным руководителем, не только на предмет успеваемости ребенка, но и на предмет возможных конфликтов.

5. Проанализируйте распорядок дня ребенка, возможно он переутомляется и ему необходимо больше отдыха, или наоборот ребенок может мало времени уделять учебной деятельности отдавая предпочтение развлечениям. Совместно разработайте режим дня. Так же просмотрите режим питания ребенка, возможно ему не хватает необходимых витаминов и минералов.

6. Интересуйтесь школьными делами ребенка, а не оценками. Чаще спрашивайте ребенка о его настроении, эмоциях, что нового интересного произошло за день.

7. Развивайте интерес к знаниям и положительное отношение к школе, найдите вместе причины, по которым учиться надо именно ребенку. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии ребенка.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните каждый ребенок индивидуален.

9. Спокойно реагируйте на любые оценки ребенка, слишком яркие эмоции могут привести к завышенной или наоборот заниженной самооценке. Хвалите ребенка за успехи. При встрече с неудачами старайтесь найти их причину, вместе разберитесь как найти выход из сложившейся ситуации.

10. Предоставляете ребенку право самому принимать решения. Развивайте в ребенке ответственность и силу воли, в этом хорошо помогаю домашние дела, ответственность за выполнение которых закреплены за ребенком.

11. Не запугивайте ребенка, страх притупляет учебную деятельность.

12. Поддерживайте мотивацию ребенка, формируйте правильное отношение ребенка к ошибкам и неудачам. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

13. Поддерживайте дома спокойную и стабильную атмосферу. Когда в семье происходят какие-то изменения, будьте особенно внимательны и заботливы к своему ребенку.

  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности!

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.